Про деток, от рождения до школы

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

От Иоанна, гл. 7, ст. 37-52; гл. 8, ст. 12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43 Итак произошла о Нем распря в народе.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
...
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

День Святой Троицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Во время совершения Божественной литургии, пред тем, как приступить к самому таинственному, самому важному моменту священнодействия, Евхаристическому Канону, перед всенародным пением Символа веры литургисающие священнослужители обнимают друг друга со словами: «Христос посреди нас!»

Иной раз оторопь берёт оттого, насколько мы все разные, как непохожи мы все друг на друга и лицом, характером, и душевными качествами. Совсем как в сегодняшнем апостольском чтении: «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне» (Деян.2.9-11). Подобно людям, перечисленным в книге «Деяний», мы – разные, но все мы слышим – одно! У нас, как написано всё в тех же «Деяниях апостольских», «одно сердце и одна душа» (Деян.4.32)! И всё потому, что «Христос – посреди нас!»

Христос посреди нас, хотя вот уже десять дней прошло с тех пор, как «облако взяло Его из вида их» (Деян.1.9). Христос посреди нас, хотя вот уже две тысячи лет минуло с той поры, когда Он сказал Фоме: «…подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20.27). И вместе с Фомой, вместе со всею Церковью, мы, пребывающие в этих хранительных стенах «единодушно вместе» (Деян.2.1), «едиными усты и единым сердцем» возглашаем: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20.28).

Довольно было времени для того, чтобы усомниться и разочароваться. И что ж, надо прямо сказать: и сомневались, и разочаровывались! Довольно, казалось, было поводов для того, чтобы подумать вместе с нечестивцами: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс.93.7). И ведь в самом деле жили так, будто нет над нами Вечного Суда, будто и впрямь «живём однова»! И не то диво, что христианин грешит, а то диво, что он всякий раз вновь дерзает подняться! И происходит так не потому, что он такой мудрый и благочестивый, а потому, что «Христос посреди нас», потому что действует в Церкви благодатная сила Духа Святого, обетованного нашим Спасителем пред Его преславным Вознесением: «…ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1.4,8).

Свидетельство наше чрезвычайно просто, ибо это свидетельство об укрепляющем и преображающем слабых и неверных грешников действии Духа Святого там, «где двое или трое собраны во имя» (Мф.18.20) Божие. Воистину Христос посреди нас!

Можно объединиться во имя греховной страсти, и тогда это будет толпа. Можно собраться вместе ради вполне конкретной и вполне достижимой цели – получится коллектив. А можно стать единством во имя Божие, и тогда возникнет Церковь.

Церковь возникает из непредставимого, как кажется, соединения нищеты духовной, то есть слабости, податливости каждого человека греховному соблазну, и вдохновлённого Духом Святым непреодолимого стремления соблазнённого и падшего к чистоте, святости и правде. Кто не пробовал практически сочетать эти два разнонаправленных вектора духовной жизни в своей собственной судьбе, кто никогда не пытался каяться, тот едва ли сможет это понять. Тому невозможно на пальцах объяснить тайну Церкви, тот никогда не услышит людей Церкви, «нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян.2.11). Ему всё будет казаться, как это было и на заре христианства, что благовествующие Вечную Жизнь просто-напросто повредились рассудком или, в лучшем случае, «напились сладкого вина» (Деян.2.13).

Не нашими заслугами, не нашим разумом, но действующим в Церкви с великого дня Пятидесятницы Духом Святым дано каждому из верных осознать, какого рода жаждой томимы наши бессмертные души. Это не жажда земных наслаждений, это не желание бесскорбного жития. За долгую или короткую нашу жизнь мы успели понять, что такого рода жажда – неутолима. Жажда Церкви – это та самая жажда Истины, Добра и Красоты, про которую наш Спаситель напоминает нам сегодня: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7.37).

Поэтому изо дня в день, из года в год, из века в век такие разные, такие непохожие друг на друга люди «единодушно вместе» (Деян.2.1) «собираются в Церковь» (1.Кор.11.18), чтобы совместным молитвенным усилием побеждать «страх ненавистной розни мира сего», как заповедал нам великий светильник русской земли, преподобный Сергий Радонежский. Поэтому доныне совершается в Церкви Святая Евхаристия, и литургисающие иереи с верой и надеждой свидетельствуют и самим себе, и народу Божию: «Христос посреди нас». И покуда так будет, мир не погибнет! Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Христе други мои!

Благодать Святого Духа собрала в нынешний день массы людей во всех православных храмах по всей земле, чтобы в общей молитве напомнить нам о том великом событии, которое в отдаленные от нас времена совершилось в Иерусалиме.

Святая наша Церковь празднует ныне великий день – День сошествия Святого духа на апостолов. Пришел на землю Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель.

История не знает более поразительного события, чем то, которое совершилось через 50 дней после Преславного Воскресения из мертвых Христа Спасителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания.

Вспомните: в Сионскую горницу вошли простые галилейские люди – ближайшие ученики Христовы и Пречистая Его Матерь. Это были очень робкие, не имеющие еще твердого определенного понимания недавних событий люди. А вышли оттуда уже убежденные вестники вселенской истины, готовые идти куда угодно и учить все народы. Смело говорить, что распятый Иисус есть Мессия – Христос.

Апостолы, приняв “Силу свыше”, стали как бы другими людьми: обновленными, окрепшими, способными возложить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви.

Апостолы и Матерь Божия находились в Иерусалиме после Вознесения Господня на небо. Усиленной, единодушной пламенной молитвой и постом они готовили себя к встрече с Духом Утешителем, Которого обещал послать от Отца Христос.

И вот совершилось это чудо божественное! Дух Святой снизошел на них. Своим всемощным дыханием одушевил их и огненными языками просветил их умы и воспламенил сердца. В виде огненных языков Дух Святой почил на каждом и на Матери Божией.

И только тогда все ученики окончательно уразумели искупительное значение явления в мир Господа и уже неколебимо уверовали в Него как в Спасителя мира и Сына Божия.

С этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатию всех, кто готовит себя к восприятию Его.

Они познали Святую Троицу!

Получив благодать Святого Духа, получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения.

Им была дана способность говорить на разных языках, которых они доселе не знали; каждый на том языке, на котором ему предстояло проповедовать в чужой стране, куда направит Промысл Божий.


С тех пор имя Божие и учение Христа Спасителя стало проповедоваться далеко за пределами Иерусалима.

“Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их”,- так говорит об этом Святая Церковь в своих богослужениях (Рим. 10, 18; Пс. 18, 5).

И проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому что они исполнились благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляющего их на высокое апостольское служение.

Книга Деяний апостольских повествует нам, как происходило сошествие Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в день ветхозаветной Пятидесятницы.

Тогдашний мир представлял собой языческие народы и племена, говорившие на разных языках и не понимавшие друг друга. Для успеха проповеди слова Божия необходимо было, кроме благодатных сил, укрепляющих апостолов, дать им еще и знание языков других народов. А для вразумления самих язычников необходимо было, чтобы знали они, что учение это Божественное, а не человеческое мудрование, что в нем участвуют небесные Божественные силы.

Поэтому и сошел Дух Святой на апостолов в шуме великом (дыхании бурном) в виде огненных языков, зримо для каждого из присутствующих почивших на их головах. Земная стихия содрогнулась от того шума, с которым совершилось это таинственное освящение святых апостолов перед их вступлением на проповедь.

Святая Церковь поет: “Видеша вси языцы во граде Давидове…”, как в бурном дыхании ветра в виде огненных языков снисшел Дух Святой на апостолов… “Видеша вси”, как отверзлись уста простых галилейских рыбаков, и они начали говорить на иных языках… “Видеша вси…”, какими великими проповедниками сделались еще недавно робкие и запуганные ученики Христовы, и посредством их Господь привлек в Свои отеческие объятия всю вселенную…

Как мы знаем, тут же апостол Петр произнес свою первую апостольскую проповедь, свое первое “свидетельство” о Христе. И эта разноязычная толпа с умилением, охотно слушала слова апостола, приняла их и крестилась.

И было таких около трех тысяч! Други мои!

Все наши церковные праздники мы должны переживать в своей душе не как давно совершившееся событие, а как будто мы являемся непосредственными участниками этого события, ибо дело нашего спасения не просто когда-то совершилось, а оно совершается все время над каждым из нас и при нашем участии.

Так, в Пятидесятницу, воспоминание о которой мы так торжественно с вами ныне празднуем, оканчиваются дела Христовы, относящиеся к Его телесному пребыванию на земле, и начинаются дела Духа Святаго.

Сошествие Святого Духа на апостолов – это не только чудо, прославившее апостольскую Церковь, но и событие, сопряженное с делом нашего личного спасения.

Дух Святой созидает наше духовное возрождение. Он открывает нам тайну о Пресвятой Троице.

Сам Господь в прощальной беседе со Своими учениками сказал: “Я умолю Отца, и пошлет вам Утешителя… В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем”. Именно в Пятидесятницу открывается апостолам тайна Пресвятой Троицы, и хранится эта тайна на протяжении почти двух тысяч лет. Святая Церковь называет Троицу Живоначальной – и это потому, что для самой Церкви Троица является началом жизни. Все в Церкви живет и дышит Троицей. Все устремлено к Ней: и вероучения, и Таинства, богослужения, молитвы, покаяние и подвиги.

Пятидесятница не оканчивается тем единственным торжественным днем, который был в Иерусалиме и описывается в книге Деяний апостольских.

Нет! День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в человечество. Это день огненного крещения Церкви, с которого и утвердилась на земле Церковь Христова.

Пятидесятница продолжается, и в течение всех прошедших лет до наших дней совершается она над каждым из нас, если мы только, действительно, стремимся всей душой к Богу и ищем Его.

Мы теперь не слышим того шума, который некогда наполнил Иерусалим, потому что слух наш недостаточно тонок для восприятия небесных движений. Но его слышит наше внутреннее, духовное ухо.

Таинственное соединение Творца и твари – сошествие Святого Духа в сердца верующих непосредственно совершается в Церкви Христовой.

Благодать Духа Божия Животворящего, все Собою наполняющего, “Сокровища благих и жизни Подателя”, проникает в человеческие души, способствуя их просветлению.

Сошествие Святого Духа на апостолов – это чрезвычайное событие, открывающее новую эпоху в деле спасения человека. С пришествием Святого Духа людям открылась возможность богопознания.

Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершенствуется и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Во внутреннем человеке постепенно восстанавливаются свойства Христовы.

Примером тому служат многие из святых угодников Божиих.

Так, еще в средневековье преподобный Антоний говорил своим ученикам: “Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, Которого получил я… Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей – и будет у вас небесная радость день и ночь. И будете в этом теле, как те, кои уже находятся в Царстве Небесном”.

И в новые времена мы видим, что огни Пятидесятницы не погасли на земле.

В келлии так близкого нам по времени жизни и так глубоко чтимого всеми нами “убогого Серафима” посетители опускают глаза, так как не могут смотреть в лицо преподобного, которое светится, как солнце.

“Когда Дух Божий приходит к человеку,- поучает преподобный Серафим,- и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человека преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся”.

Итак, мы видим, что со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила. Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих.

Излиянием Святого Духа человек преображается, делается новой тварью, приобщается Божественной жизни. Это чудо милосердия Божия совершается непрерывно в истории Церкви и должно привести к полному обожению мира и человека. За краткостью времени нет возможности привести большее число примеров. Но и эти являются ярким свидетельством о неиссякаемой Пятидесятнице в истории Церкви!

Вновь и вновь совершается таинственное соединение Творца и твари.

И это есть неизреченное блаженство, высший предел в странствии человека от земли к небу.

С момента Пятидесятницы море живительной благодати наводнило землю… Прошло через века… освятило многие народы…. И в наши дни наполняет святые храмы и сердца верующих.

Но по немощи своей человек не в силах постоянно проводить жизнь свою в святости. Мы часто теряем благодатные дары. И потому приходится молитвенно взывать к небу, просить, чтобы Утешитель – Дух Истины пришел к нам и опять вселился в нас и проявил Свои спасительные действия.

“Прииди и вселися в ны… и спаси души наша!” Жажда в людях к близкому общению с Богом была всегда. О том, как она велика, можно видеть из молитвы блаженного Августина, человека, стоявшего на грани древнего и средневекового мира.

Вот отдельные места из его молитвы:

“О ты, Божественная любовь Отца всемогущего и всеблаженного Сына святое общение, всесильный Утешитель Дух… Войди всемогущею силою Твоею внутрь сердца моего и мрачные в нем места от нерадения моего освети светом сияния Твоего и изобилием росы Твоей сотвори их плодоносными. Воспламени спасительным пламенем силы ослабевшего сердца моего и, освещая, попали огнем все греховное в мыслях и в теле. Напои меня потоком сладости Твоей и научи меня творить волю Твою…”

Не прерывается эта жажда и в наше время. Чувство веры и ее радости доступно людям любого культурного уровня. Это достояние всех людей. И только отчуждение от Бога может умертвить в душе ее природную потребность веры.

Чтобы не заглохла в нас духовная жизнь, мы должны стремиться к ее источнику – к Богу мыслями, чувствами, делами и всей жизнью.

О други мои! И нам бы с вами принять сегодня в свои души и сердца эту благодать Святого Духа!

Изменила бы она и нас. И из робких и не всегда твердо стоящих в вере соделала бы твердо убежденными носителями истинной веры.

От всего сердца желаю, чтобы каждый из вас имел в своем сознании полные ликующего восторга слова церковного песнопения:

“Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру Истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть”.

Аминь.


Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу. Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые пребывали у них в гостях. Первый - это был Ной, который сделал ковчег и в ковчеге находились разные животные, а, как мы знаем, животные питаются в разное время

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу. Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые пребывали у них в гостях. Первый - это был Ной, который сделал ковчег и в ковчеге находились разные животные, а, как мы знаем, животные питаются в разное время: одни едят только ночью, другие - только утром, третьи - только днём. И Ной, оказывая гостеприимство всем этим животным, он однажды не успел вовремя покормить льва и лев ударил его лапой по ноге, и Ной потом хромал всю жизнь. Но это был знак, эта хромота, это был знак его усердия в проявлении гостеприимства.

Другой очень гостеприимный человек - это Иов многострадальный. Он сделал свой дом, как огромный шатёр, который имел много входов и много выходов. Там свисали полотнища, через одно полотнище можно было войти, через другое выйти. Иов это делал потому, что были люди, которые просили подаяния, а были люди, которые стыдились просить подаяния. И вот, для всех был свой вход, чтобы, войдя через одно полотнище, через другое они выходили. Вот такую заботу Иов проявлял, как верх гостеприимства по отношению к гостям.

И был третий великий праведник - Авраам, который не сидел в своём шатре, чтобы сидеть и ждать, когда кто-то пойдет, а он сидел на улице и смотрел внимательно, не пойдет ли кто-то, а, если кого-то видел, он бежал прямо к нему навстречу, кланялся до земли и умолял войти в своё жилище.

И вот Авраам сподобился явления Святой Троицы. Вот почему мы украшаем ветвями наши храмы: потому что, когда Святая Троица явилась Аврааму, он жил под Мамврийским дубом, и в тот день он не просто сидел на улице, он сидел во время зноя дневного. А чему хочет нас научить Библия, уточняя в какое время он сидел? Дело в том, что Авраам был обрезанный и это был третий день после обрезания, а, как известно, во время зноя дневного раны болят наиболее сильно. И, несмотря на то, что у него была боль от обрезания и дневной зной, когда боль усиливается, он не изменил порядка своего гостеприимства, сидел на улице и смотрел: может быть кто-то пойдет.

Есть другое объяснение: он сидел на улице, а Господь усилил зной, чтобы никто не пошёл, чтобы Авраам пошел бы полежал бы с болью своего обрезания, но он всё равно сидел на улице и ждал, всматривался в даль: может быть кто-то появится. И когда он увидел, идут трое, это были три Ангела Божиих, которые являлись иконой Триединого Бога, он подумал, что это бедуины - арабы, и он побежал к ним навстречу, написано в Библии. И он подбежал, пал ниц и сказал: «господа мои, войдите в дом мой, не пройдите мимо». А в пророческом озарении он даже сказал: «Господь мой, не пройди мимо». Он в каждом путнике ожидал Господа. Как и Господь Иисус Христос учит нас: «если ты кого накормил - ты Господа накормил, кого напоил - Господа напоил, посетил, навестил, одел - это ты о Господе позаботился. И, вот, у Авраама было такое внутреннее вероубеждение, что он должен каждому помогать, кого он встретит в пустыне. И он побежал навстречу, упал ниц, и сказал: «Не пройди мимо раба твоего». И Господь, в лице трех ангелов, которые символизировали собой Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, вошёл в его жилище под Мамврийским дубом.

И вот эти ветви, они символизируют собою Мамврийский дуб; об этом дубе ещё в первом веке историк Иосиф Флавий писал: «по преданию этот дуб стоит от сотворения мира и когда мир окончится, дуб прекратит нести зеленые ветви». Те, которые ездят сейчас в Хеврон, они видят этот же дуб и там уже маленькие веточки зелёные пробиваются, маленькие, уже настолько он разросшийся, огромный, жизнь уже как бы еле теплится в Мамврийском дубе, а, значит, и на всей нашей планете уже мы приближаемся к некоему рубежу.

И вот Авраам решил угостить пришедших к нему. Сказано: «побежал Авраам в поле, выбрал телёнка. Побежал Авраам к Сарре и сказал, чтобы она замесила муки». И вот, три, четыре раза говорится: побежал, побежал, побежал. И это обрезанный пожилой человек. Но у него было юношеское дерзновение в служении путникам, потому что у него была внутренняя философия и вероубеждение, что, служа любому человеку, он служит самому Господу.

Однажды был случай, когда Авраам тоже сидел и ждал, когда кто-то пройдет мимо, и шел бедуин. Авраам говорит: «зайди ко мне, я тебя накормлю». Бедуин зашел, Авраам поставил перед ним воду, еду и говорит: «только у меня такой обычай: благослови моего Бога Единого и кушай». Бедуин разозлился и сказал: «что это за условия какие-то: ты меня позвал, я пришел, у меня богов много, у тебя один, какие-то условия ставишь, да не буду я есть за твоим столом». И убежал. Авраам сидит, думает: «Господи, что делать?» А Господь говорит ему сверху: «Авраам, Авраам, я без всяких предварительных условий кормлю птиц небесных, зверей полевых, рыб морских, а ты какие-то условия стал выдвигать. Вот догони этого бедуина, посади на закорки и неси назад. И без всяких предварительных условий покорми его».

Действительно, наш Бог кормит верующих и неверующих, наш Господь пропитает и праведных и грешных, и людей и животных, и птиц небесных и зверей полевых. Заботится и промышляет о всём творении. Поэтому, гостеприимный человек он наиболее уподобляется Богу. Вот почему Авраам и сподобился Богоявления. Господь сказал Аврааму: «Через год приду к тебе и у тебя будет ребёнок». Но какой ребёнок? Аврааму девяносто девять лет, Сарре восемьдесят девять лет (она на десять лет была моложе Авраама). И Сарра услышала эти слова и засмеялась: как это у неё будет ребёнок? Господь спрашивает Авраама: «Почему засмеялась Сарра?» То есть, Господь за жену спрашивает с мужа. Сарра испугалась и говорит: «Господи! Я не смеялась». Господь говорит: «Нет, ты смеялась». Но, при этом Господь скрыл некоторые слова, которые произнесла Сарра в своём сердце. А Сарра посмеялась: «Я, такая старая, рожу? Да и господин мой старый». Так вот Господь эту вторую часть слов скрыл: «Да и господин мой старый», научая нас, людей не быть переносчиками слухов между мужем и женою, между членами одной семьи. Чтобы мы не разжигали конфликты между членами одной семьи, а даже что-то умолчали бы.

Потом два Ангела отделяются и уходят. Авраам спрашивает: «а куда же они идут?» Господь говорит: «Они идут уничтожить Содом и Гоморру» - нечестивые города. А там жил племянник Авраама по имени Лот со своими женою и дочерьми. Авраам испугался и говорит: «Господи! А если там пятьдесят праведных, неужели ты уничтожишь эти города, Содом и Гоморру с пятьюдесятью праведными?» Господь говорит: «нет, если там пятьдесят, я не уничтожу». Авраам спрашивает: «Господи! А если там только сорок праведных, неужели ты уничтожишь Содом и Гоморру, не смотря на то, что только сорок праведных?» Господь говорит: «нет, если сорок»… - потом далее - «…если тридцать, если двадцать, десять не уничтожу».

Однажды, когда я проводил радиоэфир, вдруг звонит мужчина и начинает ругать один монастырь и говорит: «там монахи какие-то все развращенные». А я ему отвечаю: «Мы же сегодня беседовали про Авраама о том, как Авраам искал в Содоме и Гоморре праведных, чтобы спасти эти города, а вы в монастырях ищете развращенных людей. Вы представляете, насколько ваше мировоззрение отличается от мировоззрения Авраама праведного? Он искал праведных в Содоме и Гоморре, а вы среди народа Божьего ищете нецеломудренных людей». Авраам был подлинный праведный, поэтому и о людях он праведно судил. Как в Писании сказано: «для нечистого всё нечисто, а для чистого всё чисто».

И Авраам умолил Бога, и эти двое Ангелов вывели семейство Лота, племянника Авраама, они были спасены от уничтожения Содома и Гоморры. Но, если бы в этих городах набралось бы хотя бы десять праведных, они бы сохранились. Как и в русском народе есть пословица: «не стоит город без святого, и село без праведного». То есть праведные - это те, которые сохраняют существование мира. Ради них мир ещё не уничтожается. И Святые Отцы писали: «Когда полк святых оскудеет - тогда конец мира». Мамврийский дуб не даст зеленую веточку и всё придет к своему трагическому завершению.

Почему мы говорим, что три Ангела - это как икона Святой Троицы? Сказано: Бога никто никогда не видел и видеть не может. Бог невидим. И если Бог явился Аврааму в лице трех Ангелов - это икона Святой Троицы. Он был посвящен таким образом в тайну Триединого Божества. А эта тайна Божественной любви, эта тайна, которая свидетельствует о том, что Бог Отец любит Бога Сына, а Бог Сын любит Бога Отца. И как Бог Отец имеет жизнь саму в себе, так и Сын имеет жизнь саму в себе; ипостась и любовь обоих имеет жизнь саму в себе, ипостась Духа Святого. Поэтому тайна Святой Троицы - это тайна Божественной любви, и Христос призывает всех нас уподобится любви Трёх. Когда Он говорит: «Будьте едины, как Я един с Отцом». А когда Дух Святой в День Пятидесятницы в эти дни сошел на апостолов и огненные языки запылали над их головами - это точно было свидетельство, что любовь Божья вошла в их сердца. Апостол Павел так и написал: «Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым».

Дух Святой, как писали древние Отцы - это любовь Отца и Сына друг к другу. Ипостась Духа Святого - это Божественная личность, которая научает и наставляет нас на всякую правду. Христос Сам говорил: «Лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца и Он пошлет Духа Святого в сердца ваши, который напомнит вам все слова Святого Евангелия». Поэтому в этот день мы вспоминаем подлинное рождение Церкви Православной. Ибо Церковь становится Церковью, когда Дух Святой входит в сердца первых христиан. Что Бог предсказал задолго до этого словами: «Вселюсь в них, буду ходить в них, буду их Богом, а они будут моим народом».

Итак, Авраам через гостеприимство удостоился встречи с Богом. Мы через любовь Божью сподобились в День Святой Пятидесятницы стати Царственным Священством, приняв благодать помазания, приняв Духа Святого внутрь себя. Так таинственным образом события Ветхозаветные и Новозаветные переплелись в одном этом празднике, когда мы прославляем Триединого Бога и умоляем Духа Святого Сокровище благих и жизни Подателю, чтобы Он вселился в ны и очистил ны от всякие скверны. И мы все в этот день с сыновней преданностью восклицаем: Пресвятая Троица - спасай нас!

Деян. 2:1-4 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе… и исполнились все Духа Святого…» Деян. 2:33 «Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил …»

Вступление.

Иисус Господь перед своим вознесением к Отцу, дал повеление Апостолам не отлучаться от Иерусалима, но ждать обещанного от Отца Святого Духа – Деян. 1:4:8 . Апостолы были в единодушной молитве и молении в ожидании исполнения слов Христа – Деян. 1:14 ; Деян. 2:1 . И при наступлении праздника – дня Пятидесятницы на них сошел Дух Святой. Сошествие Духа Святого сопровождалось знамениями от Бога. Исполнились слова Христа об обетовании Святого Духа. Дух Святой, как 3-е лицо Бога сошел на землю на Апостолов с конкретной великой миссией создать церковь Господа Иисуса Христа. Сошествие Духа Святого было в день праздника Пятидесятницы по Ветхому Завету и в день пятидесятый после воскресения Иисуса Христа из мертвых. И этот день христианами стал называться праздником Троицы или, иногда этот праздник в народе называют, Пятидесятница, Семуха или Духов день. Но смысл этих названий один и тот же – Дух Святой, как 3-е лицо Бога сошел на землю и выполняет свою миссию или задачу – привести грешников ко Христу и создать церковь Господа Иисуса Христа. Со дня Пятидесятницы и до сего дня Дух Святой пребывает на земле и выполняет Свою миссию. Миллионы людей на земле приняли Иисуса Христа Господом и находятся в церкви Христа, как на земле, так и на небесах.

Изложение.

Тема этой проповеди или духовной статьи о Троице. Говоря о Духе Святом, мы постоянно подчеркиваем, что Дух Святой не только сила и влияние, исходящее от Бога, но Дух Святой есть Бог, есть 3-е лицо Бога. Об этом многократно говорится во многих местах Слова Божия. Давайте посмотрим только один текст, который в этой статье в предисловии – Деян. 2:33 «Итак, Он, быв вознесен десницею Божией и принял от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».

Господь Иисус Христос воскрес силою Божией из мертвых.

Десницею Божией был вознес к Отцу.

От Отца принял обетование Святого Духа.

Послал (излил) Дух Святой на Апостолов.

В этом стихе говорится об Отце, об Иисусе Христе и о Святом Духе.

Отец – Бог! Иисус Христос – Бог! Дух Святой – Бог! В этом нет никакого сомнения. Об этом говорит все Слово Божие и об этом я говорил в первых моих проповедях. Кто-то пытается ввести нас в смущение, и задают нам вопрос: «А есть ли в Библии слово «Троица?» И этим самым хотят нас убедить, что, если нет такого слова, значит наши понимания о Боге не правильные. Да простит Господь таких учителей! Думаю, нам нет нужды глубоко и всесторонне рассматривать вопрос и о Боге, и о Троице, чтобы не перегружать читателей и слушателей богословием. Но все, же коротко рассмотрим некоторые мысли.

О троице.

Первая мысль о Боге – есть только Единый Бог, Который, как мы уже ранее говорили, есть Творец, Создатель, Сохранитель, Всевышний, Верный, Сущий, Всемогущий и так далее. Не один Бог, а Единый Бог. И это слово «Единый» означает, что Бог открывается нам в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Не три Бога, а Единый Бог, Который по сущности Своей есть Дух, Высший творческий Дух, Божественный Дух, Единый Дух, и в тоже время мы в Библии встречаем такие выражения: Божий Дух, Христов Дух, Святой Дух, Дух Отца. Все это Один и тот же Дух, Один Господь, а более правильно, Единый Бог, как мы выше и говорили. Но открывающийся нам людям в трех лицах. Целью данной статьи или проповеди не является теологическое раскрытие и обоснование учения о Троице Божией, но краткое раскрытие истины о Боге, Который на страницах Библии показывается нам, как Бог — Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой.

О личности.

В том, что человек является личностью, мы не сомневаемся. Бог тоже есть личность. А что такое личность вообще?

Личность – это существо обладающее волеизволением и имеющее следующие признаки:

Разум – то есть способность мыслить.

Чувство – способность воспринимать внешние впечатления.

Волеизволение – способность выбирать действия и принимать решения. Все эти признаки есть в полноте в Боге. Поэтому Бог есть личность.

Обоснование Троицы.

В Библии нет выражения «Троица». Оно создано теологией, как необходимость, чтобы более правильно раскрыть учение о Боге. Троица – это значит, что в Едином лице Бога соединены три различных лица, которые все самостоятельные и по отдельности открываются человеку, как Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой Дух. Хотя Бог и троичен в лицах, но Он Единосущ, то есть три лица соединены воедино в их сущности, намерении и конечной цели.

Иногда нам трудно уразуметь такое понимание Бога, но мы должны принять этот важный догмат Библии о Боге и держаться здравого учения.

Простое размышление или простой пример может укрепить наше знание. Взрослый человек мужчина женат и имеет семью. Для других таких же взрослых людей – он мужчина, личность. И в тоже время для жены – он муж, а для детей – отец. Один и тот же человек одновременно является мужчиной, мужем и отцом. Или другой пример. Мы знаем, что вода – это химическое соединение водорода и кислорода – Н₂О.

Вода – это жидкость, но та же вода при охлаждении становится льдом, а при кипении – паром.

Библейские обоснование Троицы.

Учение о Троице есть наиболее правильное, единственно правильное Учение о Боге. В Ветхом Завете на троичность указывается, а в Новом Завете говорится о Троице ясно и понятно.

Что говорит Ветхий Завет о Троице?

Одним из имен Божиих есть Элоим. Так вот слово «Элоим» есть множественное число от слов Эл и Элла: «и сказал Бог сотворим человека…» — Быт. 1:26 .

При сотворении мира действовала Премудрость (Троица). «Господь имел Меня началом пути своего» — Притчи 3:19; Притчи 8:22.

Троекратное прославление Бога Святыми Серафимами – «И взывали они друг к другу, и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» — Ис. 6:3 .

Троекратное священническое благословение народа Божия: «Да благословит тебя Господь…» Числа 6:24:27.

В Библии есть некоторые места, которые указывают на Теофанию Сына Божия Иисуса Христа.

Теофания – это Богоявление. Иисус Сын Божий открывается в образе Ангела – Быт. 22:15 и Исх. 3:2:6 . Авраам и Моисей поклонились Ангелу Господню, хотя Ангелы не требуют Божеских почестей. И далее в разговоре с Авраамом и Моисеем мы видим, что говорит Господь Бог. Можно с уверенностью сказать, что в данном случае Ангел Господень — это было теофания или Богоявление Иисуса Христа, как сына Божия. Так же эта мысль подтверждается в книге пророка Даниила: «И вид четвертого подобен Сыну Божьему» — Дан. 3:25 .

Если Ветхий Завет только указывал на Троицу, то Новый Завет дает нам полное откровение об Отце, Сыне и Духе Святом. В деле спасения грешного человечества вся Троица Божия принимает участие и выполняет свою миссию.

Бог Отец возлюбил мир и ради спасения грешников отдал Сына Своего Единородного – Ин. 3:26 . «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…» Иисус Сын Божий умер за грехи человеческие, став Агнцем Божиим – Ин. 1:29 . «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира…», «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» — Рим. 5:8.

Дух Святой ведет грешника ко Христу, обновляя и возрождая его к новой жизни – 1 Пет. 1:12 «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа». Иисус Господь говорил Никодиму – Ин. 3:5 «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»,

Вся работа на земле по созиданию церкви Господа Иисуса Христа совершается Духом Святым. Мы живем во время благодати Божией, действующей через Дух Святой.

Учение о Едином Боге в 3-х лицах : Отец, Сын и Дух Святой является единственно правильным учением о Боге и такого учения необходимо держаться и провозглашать его по Писанию – 1 Ин. 5:7 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух и сии – три суть едино». Благослови всех нас Господь!

Аминь.

Пастор Александр Мелюхов.

19.06.2009

Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери.

Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери. Мы тогда собрались на свое ежегодное торжест­во, Пасху, самый главный иудейский праздник в воспоминание исхода еврейского народа из Египетского рабства. Но в тот вечер никакого торжест­ва не получилось. Мы были ошеломлены: нам наш Учитель умыл ноги! Мы было хотели воспротивиться, а Петр в запальчивости даже сказал: «Во век не умоешь мои ноги!» – Но: «Так надо!» – ответил Иисус. А потом и вовсе стал говорить нам о Своей смерти. В смятении и ужасе мы переглядывались друг с другом: молодой, в расцвете сил! Ему бы еще жить и жить во исполнение наших надежд и упований! Мы были подавлены, ничего не понимая, и Господь всё это видел. «Сейчас вы опечалены, – сказал Он. – Но печаль ваша перейдет в радость. Я пришлю вам Утешителя от Отца Моего». И еще Он сказал: «Для вас будет лучше, если Я уйду и пришлю Его вам, Утешителя». – «Да-да, вот теперь мы все поняли, – дружно ответили мы, всё еще цепенея от тоски и страха. – И веруем, что Ты и вправду от Бога исшел». – «Теперь веруете?» – с горечью повторил Господь. И чтобы хоть как-то укрепить нас, Он сказал: хочу, «чтобы вы имели во Мне мир. В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мiр».
Потом, как повествует Священное Писание, Господь «воспел и вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад».

Две тысячи лет человечество мысленно совершает тот путь вслед за Ним и Его учениками в надежде, несбыточной надежде, что, может быть, там все-таки что-то случится такое, что не позволит совершиться тому ужасу, который, увы! – был уготован и уже поджидал нас! Ноги наши ослабели, веки сами смыкались, как будто в предчувствии гибели. Господь молится троекратно до кровавого пота, умоляет нас не предаваться сну, еще хоть чуть-чуть пободрствовать с Ним. А потом – как обвал, камнепад: шум, крик, едкий дым от горящих факелов. Разъяренная толпа набрасывается на Учителя, покорно предающего Себя ей в руки. И – нет спасения! Нет защиты! Животный страх охватил нас, и мы врассыпную бежим, куда глаза глядят. Потом наступает полный мрак, тьма, отчаяние. «Страха ради иудейского» мы сидим день и ночь, запершись, в Сионской горнице, ожидая, что вот-вот к нам сейчас ворвутся и тоже поведут на распятие. И опять – нет спасения, нет защиты. Нет ни надежды, ни сил жить дальше. И вдруг – появляется Господь. От страха и восторга мы буквально онемели, думая, что перед нами – призрак. Ведь когда Его три дня назад на наших глазах забирали, убивали, – это было ужасно, мы плакали. Но все-таки это было понятно: с этим мы в жизни сталкивались. Но чтобы – воскреснуть?! Из мертвых?! «Не бойтесь, – ласково говорит Господь, – подойдите ко Мне, осяжите Мои руки, ребра». Мы видели много чудес, что совершил Господь, когда был с нами: и воскрешал, и исцелял, и усмирял бурю. Мы, конечно, изумлялись, но постепенно как-то стали к ним привыкать: на то Он и Бог! Вот так и к этому, новому чуду мы отнеслись с детской радостью: воскрес – и слава Богу! Но в глубине души холод от всех недавних потрясений не развеялся. Господь теперь время от времени появлялся перед нами, укорял в маловерии (а откуда ей было взяться, твердой-то вере?), и снова уходил. Неизвестно, куда. А нам так хотелось с Ним больше никогда не расставаться, слушать Его, осязать. Мы напряженно, до боли, до тоски ожидали, когда Он придет снова, мы только и жили этим ожиданием. И Он приходил к нам нес­колько раз.

Две тысячи лет прошло с тех пор. Теперь-то уже все в нашей жизни упорядочилось, улеглось. Мы каждый год рассчитываем нашу пасхалию по дням и неделям. Но тогда это все было впервые. Тогда мы сорок дней до Его Вознесения жили, как будто в душевном раздвоении: мы, точно во сне, с покорностью принимали всё происходящее с нами, и вместе с тем не понимали главного. Не понимали, не могли понять промыслительной значимости для каждого из нас, для всего человечества услышанных слов: «Иду ко Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему». И еще: «Ждите, никуда не расходитесь: пришлю вам Утешителя». Можно сказать, все эти сорок дней мы были самыми счастливыми на свете, ибо видели то, что мечтали бы увидеть все святые, праведники, все пророки, жившие до Христа, и не увидели. И вместе с тем, мы нестерпимо мучились от своего неведения и невежества (помним, ведь мы – горстка неграмотных пугливых рыбарей, избранных Христом, чтобы стать потом бесстрашными свидетелями и проповедниками Истины, Апостолами)! Мы еще не были тогда просвещены светом Истины. Нам предстояло ожидать этого еще целых десять дней. Кто постучится в нашу горницу? Как он войдет, как поцелует, какое приветствие и какой подаст нам знак?

Сегодня мы как раз и празднуем этот день – день рождения Церкви Христовой. Развеялись, как дым, наши сомнения, недоумения. От уныния и боязливости вообще не осталось и следа. Нам открылась вся полнота Истины. Мы уразумели Священное Писание, нам открылись все глаголы человеческой речи, чтобы нести Свет, озаривший наши души, во все языки, «начиная от Иерусалима». Наконец-то, нам открылся смысл слов, произнесенных на Тайной вечери: «Иду туда, к Отцу Моему, откуда Я и пришел к вам на землю». И – самое главное: Бог – это Пресвятая Троица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Когда в видении огненных языков на учеников и апостолов снисшел Бог Дух Святой, все люди ужаснулись: что это за шум? А это, оказывается, был шум огня, который воссиял на челе каждого из апостолов, и они исполнились Духа Святого. Мы вместе с ними тогда тоже вдруг уразумели Писания, всю премудрость человеческую. Всё сопоставили, начиная от восшествия Господня в Иерусалим, когда Он сел на жеребенка ослицы и торжественно и скорбно въехал в город. Тогда все ликовали, кричали «Осанна! Царь Израилев!», а Господь был печален, предвидя, что совсем скоро, меньше чем через неделю, они же будут кричать: «Распни, распни Его!». Всё это Господь видел и дал увидеть нам.

Но нам не следует превозноситься, будто мы уже всё узнали, всю тайну. Тайна мироздания для нас еще не открыта. Всё, что здесь существует в виде вопросов, – и мучение праведников, и смерть младенцев, и все нестроения, которые в жизни бывают, как нам кажется, не по нашей вине, – всё это объяснится в вечности. Наша жизнь состоит из трех частей: утробная жизнь, жизнь в мире сем и вечная, бесконечная, которая ожидает нас после краткого мига жизни земной. Вот только там откроется вся полнота Тайны лицом к лицу увидевшим Пресвятую Троицу. Здесь же, пока мы на земле, Спаситель дает нам все это проницать своею верой. Господь сказал, все вам дано будет, только веруйте. В доме Отца Моего обителей много. Вы всё получите, что вам понадобится для вечного блаженства.

Чему же мы сегодня радуемся? Посторонним, непосвященным это трудно понять. Наша радость не преходящая, наша радость великая: мы сегодня стоим снова на коленях! Мы будто после долгого путешествия по духовным пространствам возвратились домой, в свое долгожданное состояние – сокрушенный плач по собственным грехам. И это – великая победа Духа! Ибо наш сегодняшний плач восполняется радостью, верой и надеждой на неизреченную милость Господню, Его любовь, прощение нам всех наших согрешений и вечную жизнь. Аминь.

Настоятель храма
протоиерей Борис (Куликовский)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы