Про деток, от рождения до школы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Армавирский индустриально-строительный техникум»

Методическая разработка урока литературы

для дистанционного обучения

по теме

«Особенности литературного процесса 1920 годов».



Подготовила:

преподаватель русского языка и литературы

Мартынова Ирина Николаевна

Армавир, 2018

«Особенности литературного процесса 1920 годов».

Задачи:

Составить общую характеристику литературного процесса в России 20-хгодов;

Отметить разнообразие литературных группировок как показатель поисков

поэтического языка новой эпохи;

Развивать навыки конспектирования;

Развивать мыслительно-речевую деятельность, умения анализировать, сравнивать,

логически верно излагать мысли.

Тип урока: урок совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока : лекция.

Методические приёмы: составление конспекта лекции, беседа по вопросам.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

2.Проверка домашнего задания.

«Жизнь и творческий путь М.Горького. Проблематика ранних рассказов М.Горького».

Работа в группах.

1.Расскажите о детских и юношеских годах Алексея Максимовича Горького.

(Родился 16 марта 1868 г. В Нижнем Новгороде в семье столяра. Отец умер рано, мать вынуждена было вернуться в дом своего отца. Детство прошло в доме деда Каширина Василия Васильевича, который его начал обучать церковной грамоте. Будущий писатель рос в атмосфере взаимной вражды всех со всеми. Большое влияние на формирование личности Горького оказала его бабушка, позже повар парохода, на котором работал юнгой Горький. Именно он привил интерес к книгам. В11 лет дед отдал Алексея в «люди». Скитаясь по стране Горький жил среди босяков в ночлежке, работал разнорабочим. С 1889 по октябрь 1892 гг. Горький пешком прошел от Астрахани до Бессарабии (Молдавия), от Крыма до Кавказа. Впечатления нашли свое отражение в ранних рассказах «Макар Чудра».В цикле рассказов « по Руси» Горький выразил свое отношение к миру).

1. В чем заключается новаторство ранних произведений Горького?

(М.Горький одним из первых соединил в ранних рассказах черты романтизма и реализма. Это явилось новым шагом в развитии русской литературы)

2.В каком году увидело свет первое романическое произведение Горького? Назовите основную идею этого произведения.

1.Какой из ранних романтических рассказов М. Горького поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей?

(Рассказ «Старуха Изергиль», опубликованный в 1895 г).

2. Какие важнейшие вопросы затронуты автором произведения в рассказе?

(Легенды о Ларре и Данко раскрывают смысл человеческой жизни. Данко олицетворяет добро, Ларра – зло. В образе Данко М. Горький выразил свою мечту о человеке, который тесно связан с народом и способен возглавить его на борьбу за свободу и счастье).

3.Что является главным в характере человека, за что его можно уважать?

(Главное значение имеет отношение человека к людям).

1. Почему тема «босяков» заняла особое место в творчестве писателя?

(Образы «босяков» в произведениях «Дед Архип и Ленька», «Бывшие люди», «Челкаш» «Коновалов» вызвали полемику в обществе.

Во время голода 1891 – 1892 крестьяне покидали деревни и отправлялись на заработки. В силу определенных обстоятельств они становились жертвами социальной несправедливости. Для писателя эти герои были носителями протеста против буржуазного строя, против унижения, лжи и несправедливости. Тема «босяков» была продолжена в пьесе «На дне».).

1.Как судьба Горького связана со статьей «Несвоевременные мысли»?

(Ленин наложил на неё арест и долгие годы она не была известна читателям. В статье отражены моменты обострения противоречий во взглядах писателя: о смысле русской революции, о роли интеллигенции в ней. Подмена и вытеснение культуры политикой стала трагедией для писателя).

1. В каком году вернулся Горький в СССР? Как прошли его последние годы жизни.

(Вернулся в СССР в 1931 году. Последние годы прошли под контролем государственных органов, поэтому о них известно мало).

2.2. Выставление оценок за домашнее задание. Подведение итога беседы с учащимися по творчеству писателя.

Слово преподавателя .

Алексей Максимович Горький внес огромный клад в развитие русской культуры. Многие писатели 20 века считали его своим учителем и наставником. Он прошел трудный жизненный путь, в жизни видел много горя, но сумел сохранить в себе высокие нравственные качества, сумел остаться человеком с большой буквы, стать замечательным писателем.

4.Погружение в тему урока.

Слово преподавателя.

Русская литература 20-х годов по горячим следам событий, запечатлела сложный, крайне противоречивый образ времени. Долгое время читатели не представляли всей полноты картины того времени, так как целый ряд художественных произведений, не отвечавших официальным требованиям о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, был изъято из литературного процесса.

4.1. Совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся в процессе обучения. Лекция «Особенности литературного процесса 1920 годов».

Слово преподавателя . В ходе лекции вам необходимо составить план –конспект.

План лекции

1. Общая характеристика литературного процесса.

2. Литературные группировки. «ЛЕФ, «Перевал», «Конструктивисты», «ОБЭРИУ», «РАПП», «Серапионовы братья» и др.

3. Тема революции в творчестве поэтов 20-х годов. Эксперименты со словом.

4. Расцвет русской драматургии.

5. Время поиска и эксперимента в литературе.

5. Русская эмигрантская сатира, ее направленность

6. Развитие жанра русской сатиры в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее.

4.1.1.Особенности литературного процесса 1920 годов.

Долгие годы образ Октября 1917 года, который определял характер освещения литературного процесса в 1920-е годы, был весьма одноплановым, упрощенным. Образы, создаваемые поэтами и писателями, были героическими, односторонне политизированными в честь павших за революцию и Гражданскую войну: рассказы о Ленине, о штурме Зимнего дворца, о героях Гражданской войны («Чапаев» Д. Фурманова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Разгром» А.Фадеева и др. Забыть эти события было невозможно.

Сейчас читатель знает, что помимо революции –«праздника трудящихся» существовал и иной образ: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя» и страшные поэтические видения кровожадной Смуты.

Н.Клюев так охарактеризовал это трудное время в стихотворении «Пулемет»

Пулемет… окончание – мед…

Видно, сладостен он для охочих

Пробуравить свинцом народ-

Непомерные, звездные очи…

Начинается новый подход к трагической эпохе революции, Гражданской войны, 1920-м годам и литературному процессу этого периода. Это весьма противоречивый процесс взаимоотталкивания и притягивания людей, сотворения ими Родины.

После революции 1917 года в литературе вызревали качественно новые признаки, произошел её раскол на три ветви: советскую литературу, «задержанную» и «эмигрантскую литературу (литературу русского зарубежья).

С самого начала 20-х годов начинается время развала и культурного самообеднения России.

В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м.

В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой. Спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями.

Высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, Владислав Ходасевич и сразу затем Георгий Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются Иван Шмелев, Борис Зайцев, Михаил Осорг и н, а также - на время - сам М. Горький.

Если в 1921 г. открылись первые «толстые» советские журналы, но в 1922 «августовский культурный погром «стал сигналом начала массового гонения на свободную литературу, свободную мысль.

Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник». Закрыт был и сборник «Литературная мысль».

В 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник» и т.п. и т.д.»

В области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Крупнейшие поэты «серебряного века» и в советское время, при всей их эволюции и вынужденном долгом молчании, в главном сохраняли верность себе до конца: Максимилиан Волошин до 1932 г., Михаил Кузмин до 1936, Осип Мандельштам до 1938, Борис Пастернак до 1960, Анна Ахматова до 1966. Даже расстрелянный Гумилев «тайно» жил в поэтике своих последователей.

Среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были М. Булгаков, Юрий Тын я нов, Константин В а гинов, и др .

Мучительный вопрос: «Принимать или не принимать революцию?» – стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему. Но боль за судьбу России слышалась в произведениях многих авторов.

Рыдай, огневая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия –
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, –
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда, в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня.

Это стихотворение Андрея Белого было написано в 1917 году. Оно как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране и в творчестве.

4.1.1. Закрепление первого блока темы в форме обобщения.

Какими событиями общественной и культурной жизни обусловлены процессы, происходившие в литературе 1920-х годов?

-

4.1.2. Литературные группировки. ЛЕФ, «Перевал», «Конструктивисты», «ОБЭРИУ», РАПП, «Серапионовы братья» и др.

В это сложное время по всей стране создавались различные литературные группы. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений.

Каковы причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных литературных групп?

Руководство правящей партии пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такого подчинения. Вместо ожидаемого мощного потока писателей-коммунистов или рабочих-писателей появился ряд отдельных литературных кружков. Наиболее заметные литературные группировки того времени: «ЛЕФ» (Левый фронт искусства), «Перевал», «Конструктивизм или ЛЦК», «ОБЭРИУ» (Объединение реального искусства), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), «Серапионовы братья).

Постоянная литературная борьба за отстаивание своих узкогрупповых интересов вносила в литературную атмосферу нервозность, нетерпимость, кастовость.

Литературная группа «ЛЕФ» (Левый фронт искусства):

Возникла в 1922 г.;

Просуществовала в спорах и борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями до 1928 г.;

Состояла в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления футуризма во главе с В. Маяковским, О. Бриком, В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых и др.; недолгое время в эту группу входил Б.Л. Пастернак;

- выдвигала следующие теоретические положения литературы и искусства:

- (пропаганда отмены вымысла в пользу документальности), производственное искусство, .

Литературная группа «Перевал»:

Являлась марксистской литературной группой;

Возникла в Москве в 1923-1924 гг.;

Активно развивалась в 1926-1927 гг.;

Имела издательскую базу в виде журнала «Красная новь» и сборников «Перевал», которые выходили до 1929 г.;

В качестве неформального лидера выступал критик А.К. Воронский (1884-1943);

В гр. входили М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, Иван Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин и др.;

Группа имела следующую литературную платформу:

Отстаивание свободы писателей от навязываемого им «социального заказа»;

Литературная группа «ЛЦК» или литературный центр конструктивистов»:

Возникла в 1924 г. на почве литературного направления -конструктивизма, распалась весной 1930 г.;

В группу входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович;

имела следующую литературную позицию:
- целесообразность, рациональность, экономичность творчества;

Лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.

Литературная группа «ОБЭРИУ» или Объединение реального искусства:

Являлась небольшой по численности камерно-салонной группой поэтов, многие из которых почти не публиковались;

- была основана в 1926 г. Даниилом Хармсом, Александром, Введенским и Николаем Заболоцким;

Преследовала целью пародийно-абсурдное изображение действительности;

- в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.

«Российская ассоциация пролетарских писателей» (РАПП) - самая мощная литературная организация:

Официально оформилась в январе 1925 года;

Входили крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др.;

Печатным органом стал новый (с апреля 1926 г.) журнал «На литературном посту», который сменил осужденный журнал «На посту»;

- ассоциация выдвинула новую, как казалось тогда, идейную и творческую платформу пролетарского литературного движения : объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения;

Ассоциация призывала к учебе у классиков, особенно у Л. Толстого, в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию;

- «РАПП» эти надежды не оправдала и задачи не выполнила, действовала в разрез обозначенным задачам, насаждая дух групповщины.

«Серапионовы братья»

Об ъединение молодых писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в 1 февраля 1921 года. Название заимствовано из немецкого романтика « . Представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский.

Теоретическая платформа: объединение в противовес принципам пролетарской литературы подчёркивало своё безразличие к политичности автора, главное для них было качество произведения («И нам всё равно, с кем был Блок-поэт, автор „Двенадцати“, Бунин-писатель, автор „Господина из Сан-Франциско».

Отдельно от большинства существующих литературных группировок стояли О.Э. Мандельштам, А. Ахматова, А. Грин, М. Цветаева и др.

4.1.2. Подведение итогов второго блока темы. Обобщение.

По какой причине произошло размежевание в литературной среде? Что стало результатом этого деления?

4.1.3. Тема революции в творчестве поэтов 20-х годов. Эксперименты со словом.

Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов этого периода создал новый подход к осмыслению многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику.

Ведущей темой поэзии 20-х годов была тема России и революции . Она прозвучала в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Новокрестьянская поэзия.

Ярким явлением в литературе 20-х годов стала новокрестьянская поэзия (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин). Новые крестьянские поэты внесли в поэзию ХХ века совершенно отличные от предшественников темы: идеи христианской жертвенности, символы древнерусской книжности и иконописи, использование славянской мифологии, обрядовой традиции.

В новокрестьянской поэзии исчезают стоны и жалобы на крестьянскую жизнь, а на смену им приходит гордое воспевание национальной культуры . Ключевым образом становится дом, изба, которая является для человека, по мнению новокрестьянских поэтом, моделью всего мироздания.

Новокрестьянские поэты с энтузиазмом восприняли революцию, посвятив ей своё творчество . Но в послереволюционное время их поэзия была отодвинута на второстепенные позиции пролетарской поэзией, которая была объявлена партией самой передовой и революционной. Самый яркий и талантливый представитель новокрестьянской поэзии – Сергей Есенин.

Пролетарская поэзия.

Пролетарская поэзия (В. Князев, И. Садофьев , В. Гастев, А. Маширов, Ф. Шкулёв, В. Кириллов) представила массового героя – героя «мы».

Главные идеи пролетарской поэзии – защита революции и построение нового мира . Культурное наследие прошлого решительно отбрасывалось, буржуазное «я» заменялось пролетарским «мы» . Автор искренне пытался опоэтизировать политическую речь – язык газет и плакатов. В поэзии прокультовские настроения выражала группа «Кузница», созданная в 1920 г.

Основные жанры – гимн, марш.

В.Кириллов «Мы».

Мы, несметные. Грозные Легионы
Труда
Мы победили пространства морей,
океанов и суши,
Светом искусственных солнц мы
зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши
гордые души.
Мы во власти мятежного, страстного
хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи
красоты..»
Во имя нашего Завтра – сожжем
Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства
цветы.

Романтическая поэзия .

Романтическая поэзия (Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов).

Н. Тихонов (1896-1979) возродил жанр баллады. Восемнадцатилетним он оказался в окопах Первой мировой войны. Демобилизовавшись, отправился на фронт вновь – уже в рядах Красной армии. Тихонову принесли известность стихи, составившие две его первые книги – «Орда»(1921) и «Брага» (1922). Именно в этих ранних стихотворениях слышались отголоски библейских легенд, книжных образов и народных песен; но главным был опыт человека, молодость которого прошла «На дорогах под звездами»

Жизнь учила веслом и винтовкой,
Крепким ветром. По плечам моим
Узловатой хлестала веревкой,
Чтобы стал я спокойным и ловким.
Как железные гвозди, простым.
«Посмотри на ненужные доски…» 1917-1920

Культурологическая поэзия .

Культурологическая поэзия (А. Ахматова, Н. Гумилёв, В. Ходасевич, И. Северянин, М. Волошин) сформировалась еще до 1917 года.

Поэзия с философской ориентацией.

Поэзия с философской ориентацией (Заболоцкий, Хлебников) провозгласили себя не только творцами нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и её предметов. Они занимались словотворчеством, придумывали неологизмы, намеренно нарушали синтаксические нормы.

Их творчеству свойственны гротеск, абсурд:

А бедный конь руками машет,

То вытягивается, как налим,

То снова восемь ног сверкают

В его блестящем животе

(Н. Заболоцкий, «Движение»).

Имажинизм.

Имажинизм (1918-1927) - в русской , представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании . Основное выразительное средство имажинистов - , часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен , мотивы.

Печатный орган – «Советская страна».

Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.

4.1.3. Подведение итогов третьего блока темы. Обобщение.

Назовите ведущую тему поэзии 20-х годов?

4.1.4. Расцвет русской драматургии.

После Октябрьской революции и последовавшего за ним установления государственного контроля над театрами возникла необходимость в новом репертуаре, отвечающем современной идеологии. Однако из самых ранних пьес, пожалуй, можно сегодня назвать лишь одну - Мистерия-Буфф В.Маяковского (1918). В основном же современный репертуар раннего советского периода формировался на злободневных "агитках", терявших свою актуальность в течение короткого периода.

Новая советская драматургия, отражавшая классовую борьбу, формировалась в течение 1920-х . В этот период получили известность такие драматурги, как Л.Сейфуллина (« Виринея» ), А.Серафимович (« Марьяна» , авторская инсценировка романа « Железный поток» ), Л.Леонов (« Барсуки» ), К.Тренев (« Любовь Яровая» ), Б.Лавренев (« Разлом» ), В.Иванов (« Бронепоезд 14-69» ), В.Билль-Белоцерковский (« Шторм» ), Д.Фурманов (« Мятеж» ) и др. Их драматургию в целом отличала романтическая трактовка революционных событий, сочетание трагедии с социальным оптимизмом.

Начал складываться жанр советской сатирической комедии, на первом этапе своего существования связанный с обличением НЭПа: « Клоп» и « Баня» В.Маяковского, « Воздушный пирог» и « Конец Криворыльска» Б.Ромашова, « Выстрел» А.Безыменского, « Мандат» и « Самоубийца» Н.Эрдмана.

Новый этап развития советской драматургии (как и остальных жанров литературы) был определен I съездом Союза писателей (1934), провозгласившим основным творческим методом искусства метод социалистического реализма.

4.1.4 . Подведение итогов четвертого блока темы. Обобщение.

Какие темы нашли отражение в драматургии 1920-х годов?

Какой метод был определяющим в советской драматургии?

4.1.5. Время поиска и эксперимента в литературе.

Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны.

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы постреволюционного времени. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи . Гражданские войны принято называть братоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы.

Это осознание прозвучало уже у Б. Пильняка «Голый год», М. Шолохова «Донские рассказы», А. Малышкина «Падение Дайра» И. Бабеля «Конармия», А. Веселого «Россия, кровью умытая». И сколько бы критики и исследователи ни искали в них оптимистического начала, книги, прежде всего, трагичны по описываемым в них событиям и судьбам людей.

5. Русская эмигрантская сатира, ее направленность. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи «Ностальгия».

После Октябрьской революции Россию покинуло от полутора до двух миллионов человек. Они составили русскую эмиграцию за границей, которая являлась уникальным сообществом. Часть известных писателей также эмигрировала: И. А. Бунин, М. И. Цветаева, А. Т. Аверченко и многие другие.

В среде русской эмиграции культурное развитие было иным, чем в советской России: были перенесены элементы культуры Серебряного века, которые соединились с нарочитой «русскостью». Начала формироваться так называемая литература русского зарубежья.

Аркадий Тимофеевич Аверченко занимает особое место в истории русской литературы. Современники называют его «королем смеха», и определение это абсолютно справедливо. Аверченко по праву входит в когорту признанных классиков отечественной юмористики первой трети двадцатого века. Редактор и бессменный автор пользовавшегося большой популярностью журнала «Сатирикон» Аверченко обогатил сатирическую прозу яркими образами и мотивами, отображающими жизнь России в эпоху трех революций. Художественных мир писателя вбирает в себя многообразие сатирических типов, поражает обилием специфических приемов создания комичного . Творческая установка Аверченко и «Сатирикона» в целом заключалась в выявлении и осмеянии общественных пороков, в отделении подлинной культуры от разного рода подделок под нее . В 1921 г. в Париже вышла пятифранковая книжка рассказов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции».

Несомненно, ведущее место в «сатириконском» направлении занимает творчество Тэффи, с именем которой связано выделение «русской» линии юмора.

Рассказы «Ностальгия» и «Маркита» относятся к эмигрантскому периоду жизни писательницы и написаны в 20-е годы во Франции, когда «русское беженство» вынуждено было приспосабливаться к новым условиям и искать лучшей доли. Тэффи и сама прошла через все «прелести» эмигрантской жизни и знала о ней практически все. Подобно другим русским художникам, покинувшим родину после Октябрьской революции, она стала своеобразным летописцем жизни русских в изгнании . Сохранилась проблематика ее произведений, все так же заставлявших читателя взглянуть на себя как бы со стороны и увидеть свои пороки, но изменился общий взгляд на человека, став более мягким и понимающим. Тэффи сочувствовала товарищам по несчастью, хотя никогда не стремилась к их идеализации. Она не скрывала ни глупости, ни ограниченности своих персонажей, ни их нежелание почувствовать себя частью большого мира. Но, с другой стороны, в ее рассказах добавилось грусти, какой-то мягкости и понимания человеческих слабостей.

5.1. Подведение итогов пятого блока темы. Обобщение.

Что означает термин « Русская эмигрантская сатира»?

6. Развитие русской сатиры.

Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный, противоречивый процесс борьбы и смены разных литературных направлений. Новые эстетические рубежи реализма, натурализм, расцвет и кризис модернизма своеобразно преломились в сатире. Специфика сатирического образа делает подчас особенно сложным решение вопроса о принадлежности сатирика к тому или другому литературному направлению. Тем не менее, в сатире начала двадцатого века прослеживается взаимодействие всех перечисленных школ.

В 1920-е годы в советской литературе небывалого расцвета достигла политическая, бытовая, литературная сатира . В области сатиры присутствовали самые разные жанры - от комического романа до эпиграммы. Число выходивших тогда сатирических журналов достигало нескольких сотен. Ведущей тенденцией стала демократизация сатиры. «Язык улицы» хлынул в изящную словесность. Сатирические произведения наиболее значительных новеллистов эпохи.

Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:

М. Зощенко Рассказы

А. Платонов «Город Градов»

М. Булгаков «Собачье сердце»

Е. Замятин «Мы»

И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

Основные тенденции развития сатиры в 1920 г. у всех были едины: разоблачение того, что не должно существовать новом обществе, созданном для людей, высмеивающих бюрократическое крючкотворчество.

6. Подведение итогов шестого блока темы. Обобщение.

Назовите основные тенденции развития сатиры 1920-х годов?

7. Рефлексия

Возвращаемся к вопросам, заданиям, анализируем свою работу.

8. Подведение итогов урока.

Вопросы и задания по теме урока

«Особенности развития литературы 1920-х годов».

1.Какими событиями общественной и культурной жизни обусловлены процессы, происходившие в литературном процессе 1920-х годов.

2. По какой причине произошло размежевание в литературной среде? Что стало результатом этого деления?

3. Сколько насчитывалось объединений и ассоциаций в области литературы в постреволюционный период России. Назовите методы и формы этих групп, их представителей.

4. Назовите ведущую тему поэзии 20-х годов. В творчестве каких поэтов она прозвучала?

5. Расскажите о новых литературных направлениях в поэзии в 1920-е годы, их представителях. Каких позиций придерживались авторы в произведениях?

6. Какие темы нашли отражение в литературе постреволюционного периода?

Аргументируйте свой ответ.

7. Объясните термин « литература русского зарубежья» 20-х годов. Расскажите о её направленности и ярких представителей.

8. Назовите основные тенденции развития сатиры в 1920-х г.

10.Задание на самостоятельную подготовку домашнего задания .

2. Составить таблицу «Хронология жизни и творчества В.В.Маяковского – базовый уровень

3.Проанализируйте таблицу и ответьте на вопрос «Как события жизни В. Маяковского соотносятся с событиями, происходившими в стране?» - продвинутый уровень.

Учебник «Литература», ч. 2, автор Г.А.Обернихина, стр. 139-144

Рассечённая на три части, две явные и одну неявную (по крайней мере для советского читателя), русская литература XX века все-таки оставалась во многом единой, хотя русское зарубежье знало и свою, и советскую, а с определенного времени немало произведений задержанной на родине литературы, советский же широкий читатель до конца 80-х годов был наглухо изолирован от огромных национальных культурных богатств своего века (как и от многих богатств мировой художественной культуры).

Издавна писатель в России почитался учителем жизни. Литература была больше, чем только и просто художественная словесность. И при царях, и особенно при коммунистах она во многом заменяла россиянину, а тем более советскому человеку и философию, и историю, и политэкономию, и другие гуманитарные сферы: в образах зачастую «проходило» то, что не было бы пропущено цензурой в виде прямых логических утверждений. Власти, со своей стороны, охотно пользовались услугами лояльных им литераторов. После 1917 года «руководящая функция литературы получает исключительное развитие, оттеснив и религию, и фольклор, пытаясь непосредственно строить жизнь по рекомендуемым образцам...» Конечно, была и сильнейшая непосредственная идеологическая обработка советского человека, но газет он мог и не читать, а к советской литературе хотя бы в школе приобщался обязательно. Советские дети играли в Чапаева, правда, уже после появления кинофильма, юноши мечтали походить на Павла Корчагина и молодогвардейцев. Революцию советские люди представляли себе прежде всего по поэмам Маяковского (позже – по кинофильмам о Ленине и Сталине), коллективизацию – по «Поднятой целине» Шолохова. Отечественную войну – по «Молодой гвардии» Фадеева и «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

И официально возвеличенный Горький, и другие «пытались более или менее честно и искренно служить своему народу, обществу, государству и в результате все оказались (хотя каждый по-своему) жертвами сталинской авторитарной системы. Репрессированы были либо они сами, либо их произведения, либо подлинный смысл их творчества. Последнее в значительной степени относится к творчеству официальных «основоположников советской литературы» Горького и Маяковского (а также Шолохова), освещавшемуся апологетически, но либо весьма избирательно, либо тенденциозно и односторонне.

В 1932 году возникло понятие основного метода советской литературы – социалистического реализма. Задним числом, но небезосновательно к нему были отнесены и многие более ранние произведения. начиная с «Матери» Горького.

Соцреализм оставался реализмом, пока идеализировал несуществующее будущее (это по-своему делали и «критические» реалисты от Гоголя до Чехова), но с 30-х годов стал превращаться в откровенный нормативизм и иллюстрирование политических лозунгов, сталинского заявления о том, что «жить стало лучше, жить стало веселей». Идеализация далеко не идеальной реальности не могла быть реализмом, но соответствующая литература сохранила прежнее наименование – литературы социалистического реализма.

Иногда так же назывались произведения, чья принадлежность к соцреализму даже в его собственно реалистической ипостаси довольно сомнительна, например «Тихий Дон» и «Василий Тёркин». К нему относятся «Жизнь Клима Самгина» и «Дело Артамоновых» Горького, ранние произведения Фадеева, Леонова и др., «Пётр Первый» Толстого, первая книга «Поднятой целины» (хотя и сочетающая реализм характеров и частных обстоятельств с нормативным утверждением обстоятельств глобально-исторических) и «Судьба человека» Шолохова, «За далью – даль» и даже «задержанная» поэма «По праву памяти» Твардовского.

Сложнее с Маяковским. Талантливые поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» – не реализм, ни социалистический, ни «тенденциозный» (собственный термин Маяковского). В первой вообще определяющим принципом является не метод как таковой, а жанр поэмы-плача. Это скорбное надгробное слово, которое никогда не претендует на истинность, но лишь на выражение чувств говорящего. Искусство здесь состоит в том, чтобы нечто банальное сказать совершенно небанально. Это Маяковскому удалось. А в финале «Хорошо!» – прямое обращение к идеалу будущего, не выдаваемому за действительность.

Выродившийся же соцреализм, т.е. нормативизм и идеологизированная иллюстративность, дал в основном антиискусство.

    Слайд 1

    Основные принципы: партийность, диалектический материализм, исторический оптимизм, то есть социальный утопизм, создание мифа о скорой победе мировой революции. А. В. Луначарский: «поэт, который не является агитатором, вообще не заслуживает никакого внимания, да и не может быть такого поэта», поэт должен «сеять крепкие семена нашей классовой мудрости».

    Слайд 2

    1918 год «Не ходил бы ты, Ванёк, Да в солдаты!» «Будь такие все, как вы, Ротозеи, Что б осталось от Москвы, От Расеи?» «С Красной Армией пойду Я походом, Смертный бой я поведу С барским сбродом. Что с попом, что с кулаком – Вся беседа: В брюхо толстое штыком Мироеда!» «Русь родная, вольный край, Край советский!»

    Слайд 3

    Александр Жаров1904-1984

    В 1918 г. – секретарь комсомольской ячейки, делегат Третьего съезда Российского Коммунистического Союза Молодёжи, на котором выступил Ленин с лозунгом «Учиться, учиться и учиться!» Комсомольский поэт, автор гимна советских пионеров «Взвейтесь кострами» (1918). «Взвейтесь кострами, Синие ночи! Мы, пионеры, - Дети рабочих. Близится эра Светлых годов. Клич пионера: «Всегда будь готов!»

    Слайд 4

    Эдуард Багрицкий1895-1934

    «Смерть пионерки» (1932): Красное полотнище Вьётся над бугром. «Валя, будь готова!» - Восклицает гром. Валя в синей майке Отдаёт салют. «Я всегда готова!» - Слышится окрест. На плетёный коврик Упадает крест.

    Слайд 5

    Героико-романтический миф о гражданской войне

    Николай Тихонов (1896-1979). Сб. «Орда» (1921), «Брага» (1922). Поэтизация подвига. «Баллада о гвоздях» (1922): Адмиральским ушам простукал рассвет: «Приказ исполнен. Спасённых нет». Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей.

    Слайд 6

    Неоромантизм в комсомольской поэзии

    Михаил Светлов (1903-1964). «Гренада» (1925): Я хату покинул, Пошёл воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать. Прощайте, родные! Прощайте, семья! «Гренада, Гренада, Гренада моя!» Пробитое тело Наземь сползло, Товарищ впервые Оставил седло. Я видел: над трупом Склонилась луна, И мёртвые губы Шепнули: «Грена…»

    Слайд 7

    Миф о рождении нового мира и человека

    Александр Малышкин. Повесть «Падение Даира» (1921) – о взятии Перекопа, образ коллективного героя (массы красноармейцев) и вожака («каменный» командарм). Дмитрий Фурманов. Роман «Чапаев» (1923) – легендарная личность В. И. Чапаев, комиссар Клычков (идеолог нового мира). Александр Серафимович «Железный поток» (1924) – стилизация под «Тараса Бульбу». Командир Кожух – человек новой породы. Александр Фадеев. Роман «Разгром» (1926). Командир партизанского отряда Левинсон – человек особой породы, преодолевает человеческие слабости. Подвиг Метелицы (схвачен белогвардейской контрразведкой). Интеллигент Мечик – предатель. Николай Островский. Роман «Как закалялась сталь» (1934). Павка Корчагин – кочегар, комсомолец, красноармеец, чекист – непобедим перед ударами судьбы (боль, слепота). Современный Прометей делает из своей жизни модель поведения советского человека. Корчагин – делегат Шестого съезда Российского Коммунистического Союза Молодёжи.

    Слайд 8

    «Как закалялась сталь» (1934)

    «Самое же главное – не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови». «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной!»

    Слайд 9

    «Как закалялась сталь» (1934)Часть 2. Глава 3.

    «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

    Слайд 10

    Революционно-героическая драма 1920-1930-х годов

    Константин Тренёв. «Любовь Яровая» (1926). Михаил служит у белых, жена Любовь – у красных, стреляет в мужа. Борис Лавренёв. «Разлом» (1928). Татьяна Берсенева выдаёт мужа, капитана крейсера «Заря» («Аврора»), участника контрреволюционного заговора. Всеволод Вишневский. «Оптимистическая трагедия» (1933). Женщина-комиссар из матросов-анархистов сформировала революционный полк, который разбил противника. Комиссар убита, приказ выполнен, финал оптимистичен.

    Слайд 11

    Борис Пильняк (Вагау)1894-1938

    Роман «Голый год» (1921). Поэтизация революционной стихии, показал «звериный лик революции». Слияние в революции стихийного и программного. Симпатии отдаёт не «людям в кожаных куртках», воплощающих революционную волю («могёт энегрично фукцировать»). Параллелизм между природной и социальной жизнью, Петровской и Октябрьской революцией. «Повесть непогашенной луны» (1926) – тираж журнала «Новый мир» конфискован. Проблема произвола тоталитарной власти. 1929 г. – за издание в Берлине повести «Красное дерево» снят с должности председателя Всероссийского союза писателей. 1937 г. – арест за организацию террористического заговора против членов правительства. 1938 г. – расстрелян. Посмертно реабилитирован.

    Слайд 12

    Исаак Бабель (Бобель)1894-1940

    «Конармия» (1922-1926) – 37 новелл. Характеры красноармейцев противоречивы: удаль и звериная жесткость. «Письмо» (убийство брата и отца, любовь к жеребцу Стёпе). «Соль» (красноармеец застрелил женщину, выдававшую свёрток соли за ребёнка). 1939 г. – арест. 1940 г. – расстрел, кремирован. 1954 г. – реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

    Слайд 13

    Владимир Зазубрин (Зубцов)1895-1937

    «Два мира» (1921) – о жестокостях гражданской войны. 1923-1928 г. живёт в Новониколаевске (Новосибирске), председатель Союза сибирских писателей. Повесть «Щепка» (1923). Не была напечатана по идеологическим соображениям. Первая публикация в журнале «Сибирские огни» (1989. № 2). С 1928 г. – травля, освобождён от работы в журнале, исключён из партии. Переезд в Москву. 1937 г. арест, расстрелян в тюрьме.

    Слайд 14

    «Щепка»О Ней и о Ней

    Показан механизм террора ЧК, человек показан как «щепка», отбрасываемая волнами революционных бурь и перемен. Предгубчека Срубов поражён несоответствием революционных идеалов и средств их осуществления. Два лика революции: красный (великие цели) и серый (будни, террор). Чекист Исаак Кац, товарищ по гимназии и университету, расстрелял отца Срубова, работа расстрельщика ожесточает, запивается. Понимает, что волна репрессий поглотит и его: «Мусорщик с метлой уже пришёл».

    Слайд 15

    Борис Лавренёв (Сергеев)Повесть «Сорок первый» (1926)

    Трагическая любовь 18-летней рыбачки Марютки, красноармейца-снайпера, и интеллигентного белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. Революция дала возможность Марютке ощутить собственное достоинство. Пишет стихи: «складаю, на народовать не хотят». Марютка выполняет революционный долг (убивает белогвардейца), а душа сопротивляется: «Что я наделала?»

    Слайд 16

    Константин ФединРоман «Города и годы» (1924)

    Входил в литературную группу «Серапионовы братья». 1959-1971 г. возглавлял Союз советских писателей. «Города и годы». Время с 1914 по 1922 г. Начинается с развязки: 1922-1919-1914-1916-1917-1920-е годы. Столкновение дух идеологий, двух государств (Германия, Россия), двух народов (первая мировая война), двух героев: русский художник Андрей Старцов и немецкий художник, затем коммунист Курт Ван. Проблема: герой и время. Андрей не сумел войти в своё (жестокое) время, живёт по вечным заветам дедов. Героя переехало колесо истории. Убит бывшим другом, «проволочным» человеком Куртом.

    Слайд 17

    М. Горький. «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре» (1918). А. Ремизов. «Слово о погибели русской земли» (1917), «Заповедное слово русскому народу» (1918). Л. Андреев. «SOS» (1919). А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции» (Париж, 1921).

    Слайд 18

    Алексей Николаевич Толстой1883-1945

    1918-1922 г. – эмиграция в Германию. Трилогия «Хождение по мукам»: роман «Сёстры» (1919-1922), «Восемнадцатый год» (1928), «Хмурое утро» (1941). Герои: сёстры Катя и Даша, Рощин, Телегин переходят на сторону Красной Армии. Повесть «Гадюка» (1928) – героиня, участница гражданской войны, в условиях нэпа оказалась лишним человеком. Роман «Пётр I» (1930-1945) – образ царя-работника, царя-созидателя, трудящегося на благо всей державы.

    Слайд 19

    Александр Грин (Гриневский)1880-1932

    Повесть «Алые паруса» (1923). Ассоль и Грей – особые люди, «иное» видение мира. Романы: «Блистающий мир» (1923), «Золотая цепь» (1925), «Бегущая по волнам» (1928), «Дорога никуда» (1930). Романтический герой привносит в мир идеальное начало.

    Слайд 20

    Илья Ильф (Файнзильберг) Евгений Петров (Катаев)

    Роман «12 стульев» (1928). Роман «Золотой телёнок» (1931). Авантюрно-приключенческие романы с фигурой удачливого плута. Одновременно Остап Бендер – герой сатирического романа. Он является «лакмусовой бумажкой», проявляющей сущность людей, с которыми он соприкасается.

    Слайд 21

    Николай Эрдман1900-1970

    Сатирическая комедия «Мандат» (1925). Поставлена в театре В. Э. Мейерхольда.100 спектаклей за год. Сатирическая комедия «Самоубийца» (1930). Запрет на постановку. 1932 г. – арест во время съёмок фильма «Весёлые ребята». 3 года ссылки в Енисейск и Томск. 1954 г. – принят в Союз советских писателей.

    Слайд 22

    Николай Эрдман«Мандат» (1925)

    Семья Гулячкиных живёт в страхе за своё дореволюционное прошлое (владели магазином, прачечной). Квартира превращена в коммуналку. Вынуждены жить оборотнической жизнью человека - «редиски» (сверху красный, внутри белый). Двойная картина: портрет Карла Маркса – Вечер в Копенгагене. Семья решает, что Павел должен стать коммунистом. Самозванство героя: сам пишет себе мандат. Как и Хлестаков, входит в социальную роль: «требую, чтобы меня все в доме боялись», «Держите меня мамаша, или иначе я с этой бумажкой всю Россию переарестую!»

    Слайд 23

    «Мандат» (1925)

    Гулячкин от гулять, веселиться, бунтовать. Бунт против всеобщего расчеловечивания жизни: «Жил человек, был человек, и вдруг человека разжаловали». Оборотная сторона главенства социальной роли над внутренним «я», опасность спекуляции общественным положением. Трактовки пьесы: разоблачение мещанства – разоблачение уродливой системы власти – духовная драма человека, потерявшего привычный мир и тоскующего по нему.

    Слайд 24

    Николай Эрдман«Самоубийца» (1931)

    Безработный Семён Подсекальников (подсекается жизнью). Трагедия маленького человека, вынужденного жить в абсурдной системе. Среда равнодушна и бесчувственна к живому человеку. Героя уговаривают стать жертвой, пострадать за правду. Сквозь маску самозванца просвечивает живая душа. Бунт героя против навязанной ему социальной роли.

    Слайд 25

    Павел Васильев1910-1937

    Поэма «Песня о гибели казачьего войска» (1929-1932) – трагическая судьба белоказачьей армии атамана Б. Анненкова в гражданскую войну. Поэма «Соляной бунт» (1933) – о расколе казачества. Поэма «Кулаки» (1936) – о трагических событиях коллективизации. 1935 г. – исключён из Союза советских писателей. 1937 г. арест, расстрел. Посмертно в 1956 г. реабилитирован.

    Слайд 26

    Павел Васильев«Лагерь» (1933)

    Война гражданская в разгаре, И в городе нежданный гам, - Бьют пулемёты на базаре По пёстрым бабам и горшкам. На сеновале под тулупом Харчевник с пулей в глотке спит… И гармонист из сил последних Поёт во весь зубастый рот, И двух в пальто в овраг соседний Конвой расстреливать ведёт.

    Слайд 27

    Александр КочетковБаллада о прокуренном вагоне

    1932 год: С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь» Всей кровью прорастайте в них – И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг!..

    Слайд 28

    Литература русской эмиграциипервой волны

    Марк Алданов (Ландау). Книга «Толстой и Роллан» (1915). Роман «Святая Елена, маленький остров» (1921) – о последних днях жизни Наполеона. Любимец фортуны бросает в речку камешки. Приумножает на острове человеческий и политический опыт. Наполеон: «Революция ведь всегда делается ради бедных, а бедные-то от неё страдают больше других», «Я наблюдал революцию вблизи, и потому её ненавижу. Хотя она меня родила. Порядок – величайшее благо для общества». Роль случая в истории. Наполеон приходит к выводу, что победам обязан случаю. Наполеон мировой славы не добивается. Старик-малаец Тоби, садовник острова, не знает о славе Наполеона.

    Слайд 29

    Василий Никифоров-Волгин1901-1941

    1927 г. – в Таллине на конкурсе молодых авторов получает первую премию за рассказ «Земной поклон». Сборники «Земля именинница» (1937), «Дорожный посох» (1938). 1940 г. в Эстонии установлена Советская власть. 1941 г. – арестован органами НКВД, расстрелян в Вятке «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического антисоветского содержания». Реабилитирован в 1991 году.

    Слайд 30

    Василий Никифоров-Волгин«Дорожный посох» (1938)

    Повесть «Дорожный посох». «Из воспоминаний детства: Крещение. – Кануны Великого Поста. – Радуница и др. Рассказ «Солнце играет» - антирелигиозная кампания комсомольцев, воздействие евангельского Слова на души людей. Рассказ «Мати-пустыня»: красноармеец перед смертью в монастыре исповедует грехи, причащается и примиряется с Богом.

    Борис Зайцев

    Роман «Золотой узор» (1926) – родители несут Крест на могилу растреляного чекистами сына. Роман «Дом в Пасси» (1935) – о судьбах русских эмигрантов. Тетралогия «Путешествие Глеба» (1937-1953). Глеб вырастает в безбожной среде. Поиск пути, истинных ориентиров: от эгоцентризма к бытию в близости Бога. Рассказ «Река времён» (1964). Разные пути в монашество: отец Андронник – учёный, отец Савватий – «настоящий кондовый коренной монах».

    Слайд 34

    http://prezentacija.biz/ Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех

    Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

    В.В. Маяковский.

    Сведения из биографии.

    Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это».

    Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

    Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

    Повторение. Тема поэта и поэзии в русской литературе (А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Пророк»; М. Ю. Лермонтов. «Поэт», Н. А. Некрасов. «Поэт и гражданин»).

    Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

    Демонстрации. Абстрактный автопортрет В. Маяковского 1918 года, рисунки В. В. Маяковского, плакаты Д. Моора.

    Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Музыка революции в творчестве В.В. Маяковского»; «Сатира в произведениях В.В. Маяковского»; подготовка сценария литературного вечера «В.В. Маяковский и поэты золотого века». Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов.

    С.А. Есенин.

    Сведения из биографии.

    Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэма «Анна Снегина». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.



    Повторение. Традиции пейзажной лирики в творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

    Теория литературы. Развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. 24 Демонстрации. Фотографии С. Есенина. Заочная экскурсия по есенинским местам: Константиново - Москва. Песни, романсы на стихи С. Есенина.

    Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «Я б навеки пошел за тобой…»; «Тема любви в творчестве С. А. Есенина»; «Тема Родины в творчестве С.А. Есенина и А.А. Блока». Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

    Александр Александрович Фадеев (1901 - 1956).

    Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

    Теория литературы. Проблема положительного героя в литературе.

    Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «А. А. Фадеев в жизни и творчестве», «Взгляды А.А. Фадеева на литературу», «Революция в творчестве А.А. Фадеева».

    Раздел 6. Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов.

    Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

    М.И. Цветаева.

    Сведения из биографии.

    Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».

    Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

    Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

    Повторение. Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX - XX веков. Образ Москвы в творчестве русских поэтов (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. А. Есенин и др.).

    Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

    Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников», «М. Цветаева, Б. Пастернак, Р.М. Рильке: диалог поэтов», «М.И. Цветаева и А.А. Ахматова», «М.И. Цветаева - драматург».

    Исаак Эммануилович Бабель (1894 - 1940).

    Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. Для чтения и обсуждения. «Конармия» (обзор с чтением фрагментов рассказов).

    Повторение. Тема революции и Гражданской войны в русской литературе.

    Теория литературы. Развитие понятия о рассказе.

    Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения: «Стилистика рассказов И.Э. Бабеля», «Изображение революции в “Конармии” И. Бабеля и романе А. Фадеева “Разгром”».

    М.А. Булгаков.

    Сведения из биографии.

    «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

    Повторение. Фантастика и реальность в произведениях Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова- Щедрина. Сатирическое изображение действительности в творчестве М.Е. Салтыкова- Щедрина.

    Теория литературы. Разнообразие типов романа в советской литературе. Демонстрации. Фотографии писателя. Иллюстрации русских художников к произведениям М.А. Булгакова. Фрагменты кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В. Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко).

    Творческое задание. Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев М.А. Булгакова.

    М.А. Шолохов.

    Сведения из биографии.

    «Донские рассказы», роман «Тихий Дон» (обзор).

    Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

    «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

    Повторение. Традиции в изображении войны (Л. Н. Толстой «Война и мир»). Тема революции и Гражданской войны в творчестве русских писателей. Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя.

    Демонстрации. Иллюстрации О.Г. Верейского к роману «Тихий Дон». Фрагменты из кинофильма режиссера С.А. Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957-1958 годы).

    Творческое задание. Исследование и подготовка доклада «Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения».

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Выборгский филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

    Особенности развития литературы в 1920-1940-е годы

    Выполнил курсант 61 группы

    Шибков Максим

    Выборг 2014 г.

    Введение

    Литература первых послереволюционных лет

    Советская литература 1930-х годов

    Литература периода Великой Отечественной войны

    Развитие литературы в послевоенные годы

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    1920-1940-е годы - один из самых драматических периодов в истории русской литературы.

    С одной стороны, народ, воодушевленный идеей построения нового мира, совершает трудовые подвиги. Вся страна встает на защиту от немецко-фашистских захватчиков. Победа в Великой Отечественной войне внушает оптимизм и надежду на лучшую жизнь. Эти процессы находят отражение в литературе.

    С другой стороны, именно во второй половине 20-х и до 50-х годов отечественная литература испытывала мощное идеологическое давление, несла ощутимые и невосполнимые потери.

    Литература первых послереволюционных лет

    В постреволюционной России существовало и действовало огромное количество различных групп и ассоциаций деятелей культуры. В начале 20-х годов насчитывалось около тридцати объединений в области литературы. Все они стремились найти новые формы и методы литературного творчества.

    Молодые писатели, входившие в группу «Серапионовы братья», пытались осваивать технологию искусства в самом широком диапазоне: от русского психологического романа до остросюжетной прозы Запада. Они экспериментировали, стремясь к художественному воплощению современности. В эту группу входили М.М.Зощенко, В.А.Каверин, Л.Н.Лунц, М.Л.Слонимский и др.

    Конструктивисты (К.Л.Зелинский, И.Л.Сельвинский, А.Н.Чичерин, В.А.Луговой и др.) основными эстетическими принципами объявили в прозе ориентацию на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность»; в поэзии - освоение приемов прозы, особых пластов лексики (профессионализмов, жаргон и т.д), отказ от «слякоти лирических эмоций», стремление к фабульности.

    Поэты группы «Кузница» широко использовали поэтику символистов и церковно-славянскую лексику.

    Однако не все писатели входили в какие то ни было объединения, и реальный литературный процесс был богаче, шире и разнообразнее, чем это определялось рамками литературных группировок.

    В первые годы после революции сформировалась линия революционного художественного авангарда. Всех объединяла идея революционного преображения действительности. Был образован Пролеткульт - культурно-просветительская и литературно-художественная организация, ставившая своей целью создание новой, пролетарской культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата.

    После Октябрьской революции в 1918 г. А.Блок создал свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

    В 20-е годы в советской литературе небывалого расцвета достигла сатира. В области сатиры присутствовали самые разные жанры - от комического романа до эпиграммы. Ведущей тенденцией стала демократизация сатиры. Основные тенденции у всех авторов были едины - разоблачение того, что не должно существовать в новом обществе, созданном для людей, не несущих в себе мелкособственнических инстинктов; высмеивание бюрократического крючкотворства и т.д.

    Сатира была излюбленным жанром В.Маяковского. Через этот жанр он критиковал чиновников и мещанинов: стихотворения «О дряни»(1921), «Прозаседавшиеся»(1922). Своеобразным итогом работы Маяковского в области сатиры стали комедии «Клоп» и «Баня».

    Очень значимым в эти годы было творчество С.Есенина. В 1925 г. Вышел сборник «Русь советская» - своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь уходящая». Также в этом же году была написана поэма «Анна Снегина».

    В 20-30-е годы выходят известные произведения Б.Пастернака: сборник стихов «Темы и вариации», роман в стихах «Спектаторский», поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмитд», цикл стихотворений «Высокая болезнь» и книга «Охранная грамота».

    Советская литература 1930-х годов

    В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях поэты Н.Клюев, О.Мандельштам, П.Васильев, Б.Корнилов; прозаики С.Клычков, И.Бабель, И.Катаев, публицист и сатирик М.Кольцов, критик А.Воронский, арестовывались Н.Заболоцкий, А.Мартынов, Я.Смеляков, Б.Ручьев и десятки других писателей.

    Не менее страшным было и нравственное уничтожение, когда в печати появлялись разносные статьи-доносы на писателей, которые обрекались на многолетнее молчание. Именно эта судьба постигла М.Булгакова, А.Платонова, вернувшуюся из эмиграции М.Цветаеву, А.Крученых, частично А.Ахматову, М.Зощенко и многих других мастеров слова.

    С конца 20-х годов между Россией и остальным миром установился «железный занавес», и советские писатели теперь не посещали зарубежные страны.

    В августе 1934 года открылся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Делегаты съезда признали основным методом советской литературы метод социалистического реализма. Это было внесено в Устав Союза советских писателей СССР.

    Выступая на съезде, М.Горький охарактеризовал этот метод так: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».

    Важнейшими принципами в соцреализме стали партийность (предвзятую трактовка фактов) и народность (выражение идей и интересов народа) литературы.

    С начала 1930-х годов в области культуры установилась политика жестокой регламентации и контроля. Многообразие сменилось единообразием. Создание Союза советских писателей окончательно превратило литературу в одну из областей идеологии.

    Период с 1935 по 1941 год характеризуется тенденцией к монументализации искусства. Утверждение завоеваний социализма должно было находить отражение во всех видах художественной культуры. Каждый вид искусства шел к созданию монумента любого образа современности, образа нового человека, к утверждению социалистических норм жизни.

    Однако 1930-е годы были отмечены не только ужасным тоталитаризмом, но и пафосом созидания.

    Интерес к изменению психологии человека в революции и послереволюционном преобразовании жизни активизировал жанр романа воспитания (Н.Островский «Как закалялась сталь», А.Макаренко «Педагогическая поэма»).

    Выдающимся создателем философской прозы был Михаил Пришвин, автор повести «Жень-шень», цикла философских миниатюр.

    Значительным событием в литературной жизни 30-х годов стало появление эпопей М.Шолохова «Тихий Дон» и А.Толстого «Хождение по мукам».

    Особую роль в 30-е годы играла детская книга.

    литература советская послереволюционная

    Литература периода Великой Отечественной войны

    Начало Великой Отечественной войны ознаменовало новый этап в развитии литературы. Так же как и после революции, в годы Великой Отечественной войны невозможно было писать ни о чем ином, кроме того, что происходило в жизни страны. Основной пафос всего советского искусства времен Великой Отечественной войны - героизм народной освободительной войны и ненависть к захватчикам. Война на какое-то время вернула русской литературе ее былое многообразие. Вновь зазвучали голоса А.Ахматовой, Б.Пастернака, А.Платонова, М.Пришвина.

    В начале войны основной идеей художественных произведений была ненависть к врагу, затем была поднята проблема гуманизма (М.Пришвин «Повесть нашего времени»).

    Ближе к концу войны и в первые послевоенные годы стали появляться произведения, в которых предпринималась попытка осмыслить подвиг народа («Слово о России» М.Исаковского, «Рубежи радости» А.Суркова). Трагедия семьи в войне стала содержанием до сих пор недооцененной поэмы А.Твардовского «Дом у дороги» и рассказа А.Платонова «Возвращение», подвергнутого жестокой и несправедливой критике сразу после его публикации в 1946 году.

    Развитие литературы в послевоенные годы

    Период конца 1940-х - начала 1950-х годов стал временем борьбы с инакомыслием, что значительно обедняло культурную жизнь страны. Последовал целый ряд идеологических партийных постановлений.

    Значимым явлением литературы советского времени стало активное развитие литературного творчества народов СССР. Так, влияние на развитие литературы того времени оказало творчество татарского поэта Мусы Джалиля.

    Наиболее значимым жанром советской прозы был жанр романа, традиционный для русской литературы. В соответствии с установками соцреализма главное внимание уделялось социальным истокам действительности. Поэтому решающим фактором в жизни человека в изображении советских романистов стал общественный труд.

    В 1930-е годы в литературе обострился интерес к истории, увеличилось количество исторических романов и повестей. Движущей силой истории считалась классовая борьба, а вся история человечества рассматривалась как смена общественно-экономических формаций. Героем исторических романов этого времени был народ как единое целое, народ - творец истории.

    Проза и поэзия

    Ведущими жанрами эпоса в военное время стали очерк, рассказ, т.е. малые эпические формы. Важное значение приобрела публицистическая литература.

    Развитие поэзии в 1920-1940-е годы подчинялось тем же законам, что и развитие всей литературы в целом. В первые послевоенные годы сохранялась полифония Серебрянного века, т.е. господство лирических форм. Очень сильны были тенденции пролетарского искусства (группа Кузница). В 1919 году с изложением принципов имажинизма выступили С.А.Есенин, Р.Ивнев, В.Г.Шершеневич и др. Они утверждали, что противостояние искусства и государства неизбежно. Близок по духу многим российским поэтам, особенно поэтам-эмигрантам, в частности Марине Цветаевой, был один из крупнейших австрийских поэтов Райнер Мария Рильке (1875-1926).

    В 30-е годы многообразные группировки были упразднены, и в поэзии стала преобладающей эстетика социалистического реализма.

    В годы войны бурно развивалась лирика. Необычайно популярны были стихотворения К.М.Симонова («Жди меня»), А.А.Суркова («Землянка»), А.А. Ахматовой («Мужество»). Очень характерной для того времени является судьба поэта Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Он вместе с Н.Гумилевым, С.Городецким, В.Нарбутом и другими входил в объединение «Цех Поэтов» - школу акмеистов. О.Э. Мандельштам - поэт эволюционного типа. Для раннего творчества поэта характерно стремление к ясности, четкости, гармоничности выражения. Исследователи называют поэтику Мандельштама ассоциативной. Образы, слова вызывают ассоциации, которые помогают понять смысл стихотворения. Главная особенность его поэзии - ее самобытность, новаторство, открытие новых возможностей поэтического языка.

    Драматургия и киноискусство

    В начале 1920-х годов драматургия как таковая почти не развивалась. На сценах театров ставились классические пьесы. Советские пьесы начали создаваться лишь со второй половины 1920-х годов.

    В 1930-е годы в развитии драматургии, как и всего советского искусства, преобладала тяга к монументальности.

    Очень важной для культурной ситуации периода Великой Отечественной войны оказалась именно драма. В первые месяцы войны появилось несколько пьес, посвященных военной проблематику («Война» В.Ставского, «Навстречу» К.Тернева и др.). В 1942-1943 годах появились лучшие произведения того времени - «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука, которые оказали влияние не только на культурную, но и общественную ситуацию.

    Развитие киноискусства определило появление и развитие не существовавшего ранее вида литературно-кинематографического творчества - кинодраматургии. Она создает, разрабатывает и фиксирует свои сюжеты (или перерабатывает ранее созданные) в соответствии с задачами их экранного воплощения. Крупнейшим советским кинодраматургом и теоретиком был Н.А.Зархи, который добился сочетания литературной традиции и экранных возможностей.

    Заключение

    Период 1920-х - 1940-х годов был тяжелым для развития литературы. Жесткая цензура, «железный занавес», однообразность - все это отразилось на развитии не только советской литературы, но и советского искусства в целом. Из-за проводимой политики в стране многие писатели несколько лет молчали, многие были репрессированы. Эти годы принесли такие литературные направления как акмеизм, имажинизм, социалистический реализм. Также, благодаря поэтам-фронтовикам и прозаикам, мы узнаем истинный дух русского народа, его единство в борьбе с общим врагом - немецко-фашистскими захватчиками.

    Список литературы

    1. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студенческих средних профессиональных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 656 с.

    2. http://античный-мир.рф/fo/pisateli/10_y/ind.php?id=975

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Художественная литература периода тоталитаризма. Великая Отечественная война в истории отечественной литературы. Советская литература в период "оттепели" и "застоя". Отечественная литература и "перестройка". Ослабление цензуры, реабилитация диссидентов.

      контрольная работа , добавлен 04.05.2015

      Литература периода Великой Отечественной войны, условия ее развития. Основные принципы военной прозы. Положение литературы в послевоенное время. Поэзия как ведущий жанр литературы. Эпические приемы создания образа. Сюжетно-повествовательная поэма.

      реферат , добавлен 25.12.2011

      Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. Стихотворная публицистика, как наиболее развитая и широко распространенная разновидность литературной работы в период военных действий.

      реферат , добавлен 02.03.2011

      Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.

      курс лекций , добавлен 06.09.2008

      Исследование проблем издания художественной литературы в годы Великой Отечественной войны. Решение о перебазировании научных учреждений на восток. Война через страницы писателей. Мужество и любовь в сердце солдата. Тема любви в песенном творчестве.

      реферат , добавлен 12.08.2013

      Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Книги, вошедшие в сокровищницу русской литературы. Произведения о войне описательные, ликующие, триумфальные, утаивающие жуткую правду и дающие безжалостный, трезвый анализ военного времени.

      реферат , добавлен 23.06.2010

      Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

      реферат , добавлен 12.06.2011

      Русская литература в XVI веке. Русская литература в XVII веке (Симеон Полоцкий). Русская литература XIX века. Русская литература XX века. Достижения литературы XX века. Советская литература.

      доклад , добавлен 21.03.2007

      Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

      курсовая работа , добавлен 20.12.2010

      Американская художественная литература о женщинах в период Гражданской войны в США. Повседневная жизнь солдат и мирного населения в условиях Гражданской войны в США в отражении художественной литературы. Медицина эпохи Гражданской войны в Америке.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы