Про деток, от рождения до школы

  • Рисунки художников-классиков Уважаемые пользователи, вы можете скачать графику некоторых художников в архивах rar. Большие изображения. Обновление в разделе «История графики».
  • vk.com/сайт. Представительство сайта «График» в контакте. В сообществе много обучающего видео для художников. Постоянно добавляются новые альбомы графиков-классиков.

Работы художников сайта «График».

Графика — с одной стороны — вид искусства, с другой — занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования — карандаш или краску. То есть с одной стороны графика общедоступна.

Но с другой — это сложный вид искусства, которому нужно обучаться так же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота графики. Рисовать могут все, а стать мастерами — единицы.
Графика делится на две разновидности: печатная (эстамп) , предназначенная для тиражирования; и уникальная , подразумевающая создание произведений в единственном экземпляре.

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Предлагаем вашему вниманию раздел: Библиотека для художников.
В «Библиотеке» вы можете скачать книги по искусству, анатомии, искусствоведению, уроки рисования и живописи для домашнего изучения.

А также 100 номеров журнала «Художественная галерея» в формате djvu.

Ниже будут представлены художники, которые знамениты на весь мир благодаря своему умению рисовать обычным грифельным карандашом. У каждого из них, есть свой стиль, индивидуальность, а так же, излюбленные темы для творчества. Кроме того, имя каждого автора является еще и ссылкой на персональную онлайн-галерею художника, где вы сможете более подробно и детально изучить карандашные рисунки и биографию каждого из них.
Просматривая изображения, вы заметите некоторые интересные особенности в картинах каждого. Одни отличаются мягкостью линий, плавными переходами свето-тени и обтекаемыми формами. Другие наоборот, применяют в творчестве жесткие линии и четкие штрихи, которые создают драматический эффект.
Ранее, на нашем сайте, мы уже публиковали изображения некоторых мастеров. Вот список статей, где вы сможете увидеть не менее привлекательные карандашные рисунки.

  • Альбом невероятных иллюстраций от Маттиаса Адольфссона;

JD Hillberry

Природные способности и сильное желание привлечь внимание к своему творчеству появилось у JD Hillberry еще в детстве. Стремление и талант сделали мастера одним из лучших художников карандашного рисунка в мире. Еще во время обучения в Вайоминге, он начал развивать свою собственную технику, смешивая уголь и графит, для достижения фото реалистичного эффекта в своих рисунках. JD использует монохроматический свет для привлечения внимания зрителя на игре светотеней и текстуры. На протяжении своей карьеры, он попытался выйти за пределы реализма и экспрессии. После переезда в Колорадо в 1989 году, Hillberry начал экспериментировать с рисунками-обманками. Традиционно, этот вид работ осуществляется маслом, но он успешно передал реалистичность сюжета и с помощью карандаша. Зритель, глядя на такие изображения, обманывается, думая, что объект находится в рамке, или в окне, хотя на самом деле все эти элементы нарисованы. Работая в своей студии в Вестминстере, штат Колорадо, JD Hillberry продолжает расширять восприятие общественности своими рисунками.

Брайан Duey

Брайан один из самых удивительных художников карандашного рисунка, который прекрасно взаимодействует с карандашом, создавая вдохновляющие произведения искусства. Вот, что он сам говорит о своем творчестве и о себе:
"Меня зовут Брайан Duey. Я родился и вырос в Гранд-Рапидс, штат Мичиган. Я посещал государственную школу в небольшой деревне под названием Гранвиль, где впервые познакомился с искусством. Я никогда не думал о серьезности своего увлечения, но обнаружил сильную тягу к рисованию карандашом в 20 лет. Я один сидел в своем доме, и от скуки решил взять в руки карандаш и начать рисовать. Я сразу же влюбился в рисование и хотел делать это все время. С каждым рисунком у меня получалось все лучше и лучше. Я разработал свою собственную технику и оригинальные трюки во время работы. Я стремлюсь создавать реалистичные рисунки и добавлять мои собственные концептуальные идеи. Меня часто спрашивают, что меня вдохновляет, и где я научился рисовать. Я могу открыто заявить, что я самоучка.
Мои иллюстрации были опубликованы в книгах и на поздравительных открытках, на обложках компакт-дисков и в различных журналах. Я занимаюсь коммерческой работой с 2005 года, и за это время обзавелся клиентами по всему миру. Большинство моих заказов поступают из Соединенных Штатов, Великобритании и Канады, но я так же сотрудничаю с заказчиками из Ирландии. Мои картины были показаны в галереях Соединенных Штатов. В 2007 году меня попросили написать портрет Бритни Спирс, который был включен в художественную галерею в Голливуде, штат Калифорния. Это событие было освещено на MTV и я получил мировую известность. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом и продолжаю работать. У меня есть новые идеи и планы. Одна из моих целей на будущее это публикация обучающей книги по рисованию.

Т. С. Абэ

Хотя мы не нашли много произведений Абэ, по ее иллюстрациям видно, что это мастер высокого класса. Художница превосходно владеет карандашом и умело изображает сложные идеи, применяя свои собственные методы. Картины Абэ гармоничные и сбалансированные, сложные и в то же время, простые для восприятия. Она одной из самых талантливых художниц карандашного рисунка нашего времени.

Цезарь Дель Валь (Cesar Del Valle)

Художник в своих произведениях использует особую уникальную технику рисования карандашом. Иллюстрации Цезаря не только показывают его талант, а еще и отражают тонкое восприятие автором окружающей среды.

Хенрик (Henrik)

Работы Хенрика представлены в Картинной галерее искусств Deviant. Его рисунки – это интересный пример карандашного искусства. Мастер чудесным образом использует черно-белые тона для передачи оригинальных образов и необычных идей.

Сделать рейтинг самых дорогих работ на бумаге художников орбиты русского искусства мы собирались давно. Самым лучшим мотивом для нас оказался новый рекорд русской графики - 2,098 миллиона фунтов за рисунок Казимира Малевича 2 июня

Публикуя наши рейтинги, мы очень любим обвешиваться разного рода оговорками, чтобы предупредить возможные вопросы. Итак, первый принцип: только оригинальная графика. Второе: используем результаты открытых аукционных торгов по работам художников, входящих в орбиту русского искусства, согласно базе сайт (возможно, галерейные продажи были по более высоким ценам). Третье: конечно, заманчиво было бы поставить на первое место 3,7 миллиона долларов за «Хусатоник» Аршила Горки. Сам он, как известно, всячески стремился к тому, чтобы его считали русским художником, не чуждаясь при этом мистификаций, взял псевдоним в честь Максима Горького и пр.; в 2009 году работы Горки показывали Русский музей и Третьяковская галерея на выставке «Американские художники из Российской империи» , мы включили его в базу аукционных результатов AI, но начинать с него рейтинг русской графики несправедливо по формальным основаниям. Четвертое: один лист - один результат. В этот рейтинг мы отбирали только работы, состоящие из одного листа; формальный подход вынудил бы нас учесть еще три позиции, каждая из которых продавалась единым лотом: 122 оригинальных чернильных рисунка для «Книги маркизы» Константина Сомова, две папки с 58 рисунками и гуашами к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского работы Бориса Григорьева и часть коллекции Якова Перемена . Пятое: один автор - одна работа. Если бы мы формально взяли топ-10 по цене (исключая результаты Горки и сборные лоты), то было бы пять листов Кандинского, три - Шагала и по одному Малевича и Серебряковой. Скучно. Шестое: анализируем период с 2001 года по сей день. Седьмое: ценовой рейтинг составлялся в долларах, результаты в иной валюте конвертированы в доллары по курсу на день торгов. Восьмое: все результаты даны с учетом комиссии продавца.

Рисунок Казимира Малевича «Голова крестьянина», являющийся подготовительным эскизом к утерянной картине «Крестьянские похороны» 1911 года, вполне ожидаемо стал топ-лотом русских торгов Sotheby’s 2 июня 2014 года в Лондоне. Произведения Малевича на арт-рынке появляются крайне редко, «Голова крестьянина» - первая работа, выставленная на торги со времен продажи «Супрематической композиции» за 60 миллионов долларов на аукционе Sotheby’s в 2008 году, и одна из последних значимых вещей художника в частных собраниях. Этот этюд был одной из 70 работ, выставленных художником в Берлине в 1927 году, а потом оставленных в Германии, дабы спасти их от запрета и искусственного забвения, которое неминуемо бы ждало их в России. На торги Sotheby’s работа попала из некой мощной немецкой частной коллекции русского авангарда. Практически все лоты этого собрания ушли с превышением эстимейтов, но рисунок Малевича был попросту вне конкуренции. За него дали втрое больше эстимейта - 2,098 миллиона фунтов. Это на сегодняшний день самое дорогое графическое произведение русского художника.


В списке самых дорогих графических работ Василия Кандинского целых 18 оригинальных рисунков стоимостью дороже миллиона долларов. Его акварели по своему абстрактному посылу ничуть не уступают живописным работам. Вспомним, что именно с графической работы Кандинского - «Первой абстрактной акварели» 1910 года - принято отсчитывать историю современного абстрактного искусства. Как гласит легенда, однажды Кандинский, сидя в полутьме своей мастерской в Мюнхене и глядя на свою фигуративную работу, не смог различить на ней ничего кроме цветовых пятен и форм. И тогда он понял, что должен отказаться от предметности и попытаться запечатлеть через цвет «движения души». Результатом стала работа, лишенная всякой связи с внешним миром - «Первая абстрактная акварель» (Париж, Центр Жоржа Помпиду).

Холсты Кандинского редки на рынке и стоят очень дорого, но графика прекрасно войдет в любую коллекцию и будет выглядеть в ней достойно. Тиражную графику можно себе позволить за несколько тысяч долларов. А вот за оригинальный рисунок, который, к примеру, является эскизом к известному живописному произведению, придется заплатить в разы больше. Самая дорогая на сегодняшний день акварель «Без названия» 1922 года была продана во времена арт-бума 2008 года за 2,9 миллиона долларов.


Марк Шагал был необычайно продуктивным для своего времени художником. Это сегодня Дэмиену Херсту и Джеффу Кунсу помогает армия ассистентов, а Марк Захарович единолично за 97 лет своей жизни создал тысячи оригинальных графических произведений, не говоря уже о тиражных работах. В нашей базе аукционных результатов Шагала значатся более 2000 оригинальных работ на бумаге. Художник этот стабильно дорожающий, и инвестиционные перспективы покупки его работ очевидны - главное, чтобы подлинность работы была подтверждена Комитетом Шагала. А не то работу могут чуть ли не сжечь (именно этим угрожает Комитет Шагала владельцу, приславшему недавно на экспертизу в Париж картину, оказавшуюся подделкой). Так что выбор нужно делать только в пользу безоговорочно подлинной графики. Ее цена может достичь 2,16 миллиона долларов - столько заплатили в мае 2013 года за рисунок «Всадники» (бумага на картоне, гуашь, пастель, цветные карандаши).


Пастель «Лежащая обнаженная» не только самое дорогое графическое произведение Зинаиды Серебряковой, но и самая дорогая ее работа вообще. Тема обнаженного женского тела была одной из главных в творчестве художницы. Ню Серебряковой эволюционировали от изображений купальщиц и русских красавиц в бане в российский период творчества к лежащим обнаженным больше в духе европейского искусства в парижский период. Глядя на прекрасных, чувственных, идеализированных обнаженных Серебряковой, сложно вообразить, насколько трагичной была судьба художницы - муж скончался от тифа, оставив ее с четырьмя детьми на руках; пришлось жить впроголодь и, в конце концов, эмигрировать в Париж (как потом оказалось, навсегда), оставив детей в России (перевезти потом во Францию удалось только двоих, с двумя другими пришлось расстаться больше, чем на 30 лет).

Зинаида Серебрякова культивировала в своих работах совершенную, вечную, классическую красоту. Пастель в чем-то даже лучше передает легкость и воздушность ее женских образов, в которых почти всегда есть что-то от самой художницы и ее детей (дочь Катя была одной из излюбленных моделей).

Довольно большая пастель «Лежащая обнаженная» была куплена еще во времена арт-бума в июне 2008 года за 1,07 миллиона фунтов (2,11 миллиона долларов). Ни одной другой работе с тех пор не удалось побить этот рекорд. Что интересно, в топ-10 аукционных продаж Зинаиды Серебряковой только ню, причем три работы это как раз пастели.

На лондонских торгах Sotheby’s 27 ноября 2012 года, посвященных живописи и графике русских художников, топ-лотом стало отнюдь не живописное произведение, а рисунок карандашом на бумаге - «Портрет Всеволода Мейерхольда» Юрия Анненкова. За работу спорили восемь участников в зале и на телефонах. В итоге рисунок, оцененный в 30–50 тысяч фунтов, обошелся новому владельцу в несколько десятков раз дороже эстимейта. Результат 1,05 миллиона фунтов (1,68 миллиона долларов) в одночасье сделал «Портрет Всеволода Мейерхольда» самой дорогой графикой автора и занял третье место в списке самых высоких аукционных цен на работы Анненкова вообще.

Почему интерес к портрету был столь силен? Анненков - блестящий портретист, оставивший изображения лучших деятелей эпохи - поэтов, писателей, режиссеров. К тому же он был очень талантлив именно в графике: в его манере сочетались приемы классического рисунка с авангардными элементами кубизма, футуризма, экспрессионизма.. Он преуспел как художник театра и кино, как книжный иллюстратор. Внимание публики привлекла, безусловно, личность модели на портрете - знаменитый режиссер Всеволод Мейерхольд. Ну и в довершение всего, этот рисунок происходит из коллекции композитора Бориса Тёмкина, уроженца Кременчуга, эмигрировавшего в США и ставшего известным американским композитором, четырёхкратным обладателем премии «Оскар» за музыкальные работы в кино.


Один из главных художников объединения «Мир искусства» Лев (Леон) Бакст, конечно же, должен был оказаться в нашем списке самых коммерчески успешных графиков. Его утонченные театральные работы - эскизы костюмов для лучших танцоров эпохи, декорации к постановкам - дают нам сегодня представление о том, каким роскошным зрелищем были дягилевские «Русские сезоны».

Самая дорогая графическая работа Бакста «Желтая султанша» была создана в год, когда дягилевский балет впервые отправился в турне по США. К тому моменту Бакст был уже широко известным художником, узнаваемый стиль его театральных работ стал брендом, его влияние ощутимо в моде, дизайне интерьеров и ювелирных украшений. Чувственное ню «Желтая султанша», выросшее из его театральных эскизов, вызвало ожесточенную битву двух телефонов на торгах Christie"s 28 мая 2012 года. В итоге дошли до цифры 937 250 фунтов (1 467 810 долларов) с учетом комиссии при том, что эстимейт составлял 350–450 тысяч фунтов.


Мир уходящих в небытие дворянских гнезд, туманных усадебных парков и изящных барышень, прогуливающихся по аллеям, предстает в работах Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Его стиль некоторые называют «элегией в живописи», ему свойственна мечтательность, тихая меланхолия, грусть по ушедшей эпохе. Для Борисова-Мусатова дворянские усадьбы были миром настоящего, но есть в его отображениях этого мира нечто потустороннее, эти парки, веранды и пруды словно пригрезились художнику. Он будто предчувствовал, что скоро этого мира не станет и его самого не станет (тяжелая болезнь унесла художника в 35 лет).

Живописи маслом Виктор Борисов-Мусатов предпочитал пастель и акварель, они давали ему необходимую легкость мазка и дымку. Появление на русских торгах Sotheby’s в 2006 году его пастели «Последний день» стало событием, т. к. основные произведения Борисова-Мусатова находятся в музеях, а на открытые торги за все время попало лишь около десятка работ. Пастель «Последний день» происходит из коллекции В. Направника, сына русского дирижера и композитора Эдуарда Направника. Эта пастель была изображена на «Портрете Марии Георгиевны Направник» кисти Зинаиды Серебряковой, хранящемся ныне в Чувашском художественном музее. В монографии «Борисов-Мусатов» (1916) Н. Н. Врангель упоминает «Последний день» в списке произведений художника. Так что несомненно подлинная вещь вполне ожидаемо достигла рекордной для художника цены 702 400 фунтов, или 1 314 760 долларов.

Александр Дейнека был блестящим графиком, на начальных этапах своего творческого пути графика привлекала его даже больше, чем живопись, - прежде всего, своим пропагандистским потенциалом. Художник много работал как книжный и журнальный иллюстратор, создавал плакаты. Позже эта «журнально-плакатная работа» его утомила, он начал все больше работать в живописи, в монументальном искусстве, но приобретенные навыки рисовальщика оказались очень полезными - например, при создании подготовительных набросков к картинам. «Девушка, завязывающая ленту на голове» - эскиз к картине «Купальщица» (1951, собрание ГТГ). Это самое дорогое на сегодняшний день произведение Дейнеки относится к позднему периоду творчества, когда стиль художника от авангардных поисков 1920–30-х уже сильно эволюционировал в сторону соцреализма. Но Дейнека был искренен и в соцреализме. Мощь и красота пышущего здоровьем человеческого тела - одна из любимых тем в творчестве Дейнеки. «Девушка, завязывающая ленту» отсылает нас к его обнаженным, похожим на греческих богинь, - советским Венерам, находящим счастье в труде и спорте. Это рисунок хрестоматийного Дейнеки, и потому не удивительно, что он был продан за рекордные 27 500 000 рублей (1 012 450 долларов) на аукционе «Совком».


Борис Дмитриевич Григорьев эмигрировал из России в 1919 году. За рубежом он стал одним из самых известных русских художников, но при этом на родине его забыли на долгие десятилетия, и первые его выставки в СССР состоялись только в конце 1980-х. Зато сегодня это один из самых востребованных и высоко оцененных авторов на рынке русского искусства, его работы, как живописные, так и графические, продаются за сотни тысяч и миллионы долларов. Художник был чрезвычайно работоспособен, он считал, что ему под силу любая тема, любой заказ.

Вероятно, наиболее известны его циклы «Расея» и «Лики России» - очень близкие по духу и отличающиеся лишь тем, что первый был создан до эмиграции, а второй уже в Париже. В этих циклах перед нами предстает галерея типажей («ликов») русского крестьянства - угрюмо глядят в упор на зрителя старики, бабы, дети, они притягивают взгляд и одновременно отталкивают его. Григорьев отнюдь не склонен был идеализировать или приукрашивать тех, кого он писал, напротив, иногда он доводит образы до гротеска. Один из «ликов», исполненный гуашью и акварелью на бумаге, стал самой дорогой графической работой Бориса Григорьева: в ноябре 2009 года на торгах Sotheby’s за него заплатили 986 500 долларов.

Ну и, наконец, десятый автор в нашем списке самых дорогих произведений русской графики - Константин Сомов. Сыну хранителя коллекций Эрмитажа и музыкантши любовь к искусству и всему красивому прививалась с детства, отучившись в Академии художеств у Репина, Сомов вскоре нашел себя в обществе «Мир искусства», продвигавшем близкий ему культ красоты. Особенно это тяга к декоративности и «красивости» проявилась в его многочисленных рисунках по мотивам образов галантной эпохи, интерес к которой наблюдался в творчестве и других мирискусников (Лансере, Бенуа). «Сомовские» маркизы и галантные кавалеры на тайных свиданиях, сцены светских приемов и маскарадов с арлекинами и дамами в париках отсылают нас к эстетике барокко и рококо.

Цены на работы Сомова на арт-рынке стали расти феноменальными и не всегда понятными темпами с 2006 года, отдельные его живописные полотна превышали эстимейты в 5, а то и в 13 раз. Живопись его уходит за миллионы фунтов. Что же касается графики, то здесь самый лучший результат Сомова пока что 620 727 долларов - это как раз один из рисунков «галантной» серии «Маскарад».

22 апреля 2010 года на Sotheby’s в Нью-Йорке единым лотом № 349 были проданы 86 работ - живопись и графика - почти двух десятков авторов. Продажа эта, кстати, вносит путаницу в аукционную статистику тех художников, чьи работы попали в этот лот. Да, коллекция очень ценна сама по себе, у нее длинная, сложная и трагическая история, и, с одной стороны, хорошо, что коллекция попала в одни руки. Но, с другой - если когда-нибудь владелец решит продать отдельные работы, то по большинству авторов никакого ценового уровня просто не существует. После оглушительной «артподготовки», которая предшествовала продаже коллекции, он мог бы появиться, ан нет, и при перепродаже это сработает в огромный минус.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Коллекция отечественной графики конца XIX–XX веков в Сергиево-Посадском музее-заповеднике невелика по объёму, менее систематична и целостна, чем его живописное собрание этого периода. Но она обладает своей художественной значимостью в общем музейном комплексе.
Спецификой графической коллекции музея (так же, как и живописной) является преобладание в ней работ местных художников и определённая тематическая направленность, связанная с иконографией Троице-Сергиевой лавры и города. Особую её часть составляют отдельные листы (редко – циклы работ) известных мастеров отечественного изобразительного искусства – И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, В.А. Фаворского, Т.А. Мавриной и других (около 80 работ).

Первые шаги к формированию коллекции были сделаны в самом начале деятельности музея – в 1920–1921 годах: с "Выставки архитектурных мотивов ТСЛ" было закуплено более 30-ти графических произведений местных художников.
Наиболее ценная часть собрания – это приобретение в дар и закупка графических работ у частных лиц. Таким путём поступили в музей работы И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, В.А. Фаворского, Л.С. Бакста. "Имена" (И.Репин, В.Маковский, И.Шишкин, К. Коровин и др.) "названы", но представлены единичными работами. "Персоналия" российского графического искусства в музейном собрании по сути одна – Т.А. Маврина (коллекция СПМЗ позволяет на примере лучших произведений показать её творчество в развитии – с 1940 х до 1970 х годов). Тем не менее, для "провинциального" собрания искусства конца XIX- XX веков и отдельные работы художников-классиков необычайно ценны.

Наиболее ранние образцы печатной графики в рассматриваемом нами комплексе произведений относятся к 80 м годам XIX в. Связаны они с одной "персоналией" – знаковой и значимой в истории русской гравюры этого периода – И.И. Шишкиным (1832 1898).
Напомним, что 1870-е годы – период переходный и "проходной" для русской печатной графики, время главенствования тоновой гравюры. Но и в этот не самый творческий период были подлинные виртуозы ксилографии (В.В. Матэ) и офорта (И.И. Шишкин). В нашем собрании имеются четыре офорта художника, созданные им в 1880 е годы (период, особенно плодотворный в творчестве Шишкина). Это блестящие по мастерству исполнения и тонкости передачи состояния природы листы "Гурзуф" (1885), "Чернолесье" (1885), "Апрель" (1885), "Болото на Варшавской железной дороге" (1886). В собрании музея также есть рисунки известных русских живописцев, таких как художник-передвижник Владимир Егорович Маковский (1846- 1920) и Валентин Александрович Серов (1865 - 1911). Портреты В.Е. Маковского, выполненные в рисунке, так же безукоризненны по композиции и завершённости, как и его работы маслом. Будучи мастером портрета, В.Е. Маковский обладал талантом верно передать не только внешнее сходство портретируемого, но и особенности его душевных движений, выделяя те главные черты характера, которые определяют поступки человека, его мысли и чувства. Валентин Серов, как и всякий настоящий художник, замечательно работал не только в масляной живописи, но виртуозно владел техникой рисунка. Многочисленные его работы карандашом и углем обладают такой же живостью и точностью в передаче характера изображаемых людей, таким же совершенством исполнения, как и его картины маслом.


В собрании музея есть несколько работ известных русских художников конца XIX – начала XX вв. Это, прежде всего рисунок Михаила Врубеля (1856–1910), крупнейшего представителя символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Наряду с листами Л.С. Бакста и М.А. Врубеля период расцвета русской графики рубежа XIX–XX веков и 1910-х годов представлен работой К.А. Коровина (1861–1939) – эскизом декорации 1917 г. к опере Н.А. Римского Корсакова "Садко". Этот эскиз является единственным "уцелевшим" образцом театрально-декорационной графики. Стилистически наш лист близок целому ряду театральных работ К. Коровина конца 1900-х–1910-х годов. Эскизы К. Коровина к "Садко" 1906, 1914 годов отличает более сложное композиционное построение, они включают в себя не только изображение "Хором", но и открытой террасы, сквозь пролёты которой виден пейзаж – "морская синь". Наш лист имеет камерное звучание: он представляет интерьер палаты с высоким сводом, небольшими окнами, изразцовой печью и лавками.
Коллекция графики музея обладает и небольшим рисунком Ильи Ефимовича Репина «Портрет писателя Леонтьева-Щеглова». И.Л. Леонтьев-Щеглов (1856-1911) - талантливый русский писатель и драматург


Графические листы Б.М. Кустодиева в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника – это три линогравюры 1926 г. (подписные, датированные автором), поступившие в 1928 г. из частной коллекции. В творчестве художника графика занимала большое место, хотя он и был, по преимуществу, живописцем. В 1920-е годы Кустодиев много занимался книжной иллюстрацией, плакатом и станковой гравюрой (ксилографией, литографией, линогравюрой). В 1926 г. Б.М. Кустодиевым было создано несколько композиций с "Купальщицами" в техниках линогравюры, ксилографии и акварели. В дневниковых записях за 1926 г. первого биографа Кустодиева В.В. Воинова (художника-графика, историка искусства, художественного критика) постоянно звучит тема работы Бориса Михайловича над линогравюрами "Купальщица" и "Купальщицы". Постоянной моделью в последние годы жизни Б.М. Кустодиева "для портретов, персонажей картин, обложек, гравюр, иллюстраций" служила его дочь Ирина. Она позировала отцу и для гравюры "Купальщица".
Над серией "Купальщиц" Б.М. Кустодиев работал, в буквальном смысле слова, до последних дней своей жизни: последняя гравюра этого цикла была сделана им 4 мая 1927 г. (а 26 мая художника не стало).


Творчество одного из выдающихся деятелей отечественного искусства XX в., классика гравюры на дереве В.А. Фаворского (1886–1964) представлено в музейной коллекции шестнадцатью графическими листами разных периодов: это и станковые работы, и книжные иллюстрации, и образцы его "шрифтовой графики".
Подбор листов во многом случаен, не все из них являются первоклассными или знаковыми работами мастера. В 1919 1939 гг. члены этой семьи (в том числе и Владимир Андреевич Фаворский) проживали в Сергиеве Загорске, были укоренены в его духовной и культурной жизни, создавали здесь многие свои произведения, а тесть В.А. Фаворского был одним из организаторов нашего музея.
Среди них – одно из самых известных, значительных произведений этого периода творчества мастера – станковая гравюра "Октябрь 1917" 1928 г. Эта ксилография была создана по первому государственному заказу Совнаркома к 10-летию Октябрьской революции. Тогда Фаворским была задумана серия "Годы Революции", где "расположенные в хронологическом порядке рисунки должны были год за годом воссоздавать всю историю Советского государства за первые 10 лет". Ксилография "Октябрь 1917" представляет собой развёрнутую сюжетно-повествовательную и, одновременно, знаковую, метафорическую композицию со множеством действующих лиц и нескольких эпизодов, достаточно органически слитых воедино.


Поздний период творчества В.А. Фаворского в нашей коллекции представляют гравюры из его лучших, самых известных циклов 1950-х годов, за которые в 1962 г. художник был удостоен Ленинской премии, – иллюстрации 1950 г. к "Слову о полку Игореве" и к "Борису Годунову" 1955 г., подаренные в музей в 1965 г.
Они прекрасно демонстрируют "поздний стиль" ксилографий Фаворского, где больше внимания уделяется внешнему облику героев, обстановке, костюму, где закономерно изменяются изобразительные средства: на смену аскетизму графических решений с выделением контуров и открытой штриховкой приходит определённая "живописность". Былинная торжественность, эпичность "Слова" полновесно звучат в многофигурной композиции ("Перед битвой"), в которую Фаворский включает изображения русских воинов под боевым стягом и Гусляра. Из многообразия графических циклов В.А. Фаворского 50-х годов к драматургии А.С. Пушкина ("Борис Годунов", "Маленькие трагедии") в коллекции музея представлена только одна иллюстрация к трагедии "Борис Годунов" – "Пимен и Григорий" 1955 г.

Коллекция произведений выдающегося отечественного графика и живописца Татьяны Алексеевны Мавриной в Сергиево-Посадском музее-заповеднике по своему объёму, уровню работ, их жанровому разнообразию может быть сопоставлена только с крупнейшими музейными собраниями страны, имеющими коллекции графики XX в. (ГМИИИ, ГТГ, ГРМ). Это шестьдесят два листа, поступившие к нам в 1977 1978 годах после проведения в музее персональной выставки автора. Сорок пять произведений были переданы Т.А. Мавриной в дар.
Хронологически коллекция мавринских работ охватывает большой период творчества художника (крайние даты – 1944 и 1976 годы; причём примерно равное количество листов относится к периодам 40 х, 50 х, 60 х и 70 х годов). Она представляет достаточное разнообразие графических техник, в которых плодотворно работала Маврина: это акварели, гуаши, листы, выполненные в смешанной технике (темпера, гуашь или темпера, гуашь, акварель), карандашные рисунки, рисунки тушью.


"Загорский цикл" Т.А. Мавриной, ярко выражающий её мироощущение, приоритеты в искусстве, её неповторимый стиль, часто и справедливо называемый "мавринским", начал складываться в 1940-е годы. "Сюжетный ряд" мавринских работ 50-х годов – "сказочно увиденный" ансамбль Лавры, Пятницкий монастырь, старый город и жизнь его обитателей – повседневная и праздничная, воплощённые в её особом, метафорически-поэтическом ключе, связанном с образностью народного искусства, фольклора. Столь же выразительны и свободны, смелы в рисунке, композиции, цвете листы 1960–1970-х годов. В их тематическом составе по-прежнему превалируют жанровые пейзажи, в самих названиях которых подчёркнут действенно-бытовой аспект. Классический образец "мавринского портрета" в нашем собрании – "Демидова" 1973 г. "Демидова" – замечательный пример органичного соединения двух жанров – "портрет в пейзаже": крупное, фронтальное, поясное изображение "русской старушки" в белом платке на фоне летнего деревенского пейзажа, где по старинной традиции народных росписей и лубка надписи даются на самих изображениях.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы