Про деток, от рождения до школы

Фонетика (от греч. phone) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей, а также ударение и интонацию.

Изучать фонетику языка можно с разными целями, в разных аспектах. В зависимости от этого различаются общая и частная, описательная и историческая фонетика.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает способы и характер образования звуков речи, природу гласных и согласных, структуру слога, типы ударения и др. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой .

Описательная (синхроническая) фонетика исследует звуковой строй конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Историческая (диахроническая) фонетика изучает изменения фонетической системы, произошедшие на протяжении более или менее длительного периода времени.

Фонетика как один из уровней языковой системы имеет свою специфику.

Звуковые единицы языка (звуки), в отличие от других его единиц – морфем, слов, словосочетаний, предложений, – не обладают значением. Слово имеет определенное значение, суффикс привносит в слово значение (например, -тель, -ик). Но мы не можем установить значение гласного [о] или согласного [д], они не обладают самостоятельным значением. Однако звуки служат для образования других языковых единиц – лексических, грамматических (слов и морфем, словосочетаний и предложений). Поэтому говорят, что звуковая сторона языка существует не сама по себе и не сама для себя, а в грамматике и лексике данного языка. Звуковые единицы и их сочетания реализуются в словарном составе и грамматическом строе, т.е. играют определенную функциональную роль.

Звук и буква

Письмо – это как бы одежда устной речи. Оно передает устную речь.

Звук произносят и слышат, а букву пишут и читают.

Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка. И.А.Бодуэн де Куртенэ писал: кто смешивает звук и букву, письмо и язык, «тот только с трудом отучится, а может быть и никогда не отучится смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом, человеческое достоинство с чином и званием», т.е. сущность с чем-то внешним .

Звук как объект фонетики

В центре внимания фонетики находится звук.

Звук изучается с трех сторон, в трех аспектах:

1) акустический (физический) аспект рассматривает звуки речи как разновидность звуков вообще;

2) артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;

3) функциональный (лингвистический) аспект рассматривает функции звуков речи;

4) перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.

Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.

Артикуляция звука состоит из трех фаз:

    Экскурсия (приступ) – органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука (Панов: «выход органов речи на работу»).

    Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.

    Рекурсия (отступ) – органы речи выходят из занятого положения (Панов: «уход с работы»).

Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.

Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.

Фонетика имеет дело со звуковым материалом человеческой речи. Фонетика изучает звуковой состав, звуковой строй и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений (от греч.phone - голос).

В звуковом составе каждого языка выделяются фонемы - основные единицы звуковой системы и их разновидности.

Первым разработал понятие фонемы профессор Казанского университета Бодуэн де Куртенэ. Он подчеркивал, что выделение фонемы возможно лишь при учете всей системы фонем данного языка. Звук вне системы не будет системой. Звуковая система любого языка состоит из определенного количества фонем. Они сами по себе не обладают значениями, но потенциально связаны со смыслом как элементы единой знаковой системы. В сочетании друг с другом и нередко по отдельности они обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц. Так, благодаря разному составу фонем в русских словах род и рад, возможно опознание и различение этих слов, англ. - but - boot.

Свою функцию различения слов или форм слов фонемы выполняют на основе наличия у них различительных признаков. Эти признаки выделяются у фонем в результате их противопоставления друг другу в системе того или иного языка. Поэтому в разных языках различительные признаки могут быть разными. Так, для русского языка очень важно противопоставление согласных фонем по твердости - мягкости (сравните: был- бил, вазы - вязы, сад - сядь). В английском и французском такого противопоставления нет. В русском языке нет противопоставления гласных по долготе - краткости, а, например, для английского языка такое противопоставление очень существенно.

В настоящее время говорят не просто о фонетике, а о фонетических науках, каждая из которых имеет свой предмет и свою точку зрения на звуковой строй языка.

Фонетика в широком смысле рассматривает:

1)как произносятся звуки, точнее, каков физиологический процесс создания звука (так называемая артикуляция звука), с одной стороны и 2) каковы акустические свойства звуков языка - с другой стороны,

3) как используются все эти звуковые единицы и звуковые явления в языке как средстве общения.

Фонетика в узком смысле рассматривает эти звуковые средства в таких аспектах как физический (акустический) и биологический (артикуляционный плюс перцептивный). Иногда ее членят на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука, фонетику акустическую, исследующую результат звукопроизводства, и фонетику аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука.

Синхронную и историческую (диахронную)

Описательную и нормативную

Теоретическую и прикладную.

Какой же смысл изучать акустические и физиологические свойства звука? Изучая новые языки (или обучая кого-либо языку) нужно учитывать свойства звуков данного языка. Важно их знать и при разработке алфавита для бесписьменного языка. Общепризнанно значение фонетики и для логопедии. Во всех этих случаях ясно проступает прикладное, практическое значение фонетики.

Но в чем состоит значение фонетики как языковедческой теоретической дисциплины? Теоретический смысл изучения звуковой стороны языка заключается в том, что без учета звуковых изменений нельзя дать научную историю ни лексики, ни грамматического строя. Понять звуковые изменения невозможно без знания свойств звуков.

Фонетика имеет дело со звуковым материалом человеческой речи. Фонетика изучает звуковой состав, звуковой строй и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений (от греч.phone - голос).

В звуковом составе каждого языка выделяются фонемы - основные единицы звуковой системы и их разновидности.

Первым разработал понятие фонемы профессор Казанского университета Бодуэн де Куртенэ. Он подчеркивал, что выделение фонемы возможно лишь при учете всей системы фонем данного языка. Звук вне системы не будет системой. Звуковая система любого языка состоит из определенного количества фонем. Они сами по себе не обладают значениями, но потенциально связаны со смыслом как элементы единой знаковой системы. В сочетании друг с другом и нередко по отдельности они обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц. Так, благодаря разному составу фонем в русских словах род и рад, возможно опознание и различение этих слов, англ. - but - boot.

Свою функцию различения слов или форм слов фонемы выполняют на основе наличия у них различительных признаков. Эти признаки выделяются у фонем в результате их противопоставления друг другу в системе того или иного языка. Поэтому в разных языках различительные признаки могут быть разными. Так, для русского языка очень важно противопоставление согласных фонем по твердости - мягкости (сравните: был- бил, вазы - вязы, сад - сядь). В английском и французском такого противопоставления нет. В русском языке нет противопоставления гласных по долготе - краткости, а, например, для английского языка такое противопоставление очень существенно.

В настоящее время говорят не просто о фонетике, а о фонетических науках, каждая из которых имеет свой предмет и свою точку зрения на звуковой строй языка.

Фонетика в широком смысле рассматривает:

1)как произносятся звуки, точнее, каков физиологический процесс создания звука (так называемая артикуляция звука), с одной стороны и 2) каковы акустические свойства звуков языка - с другой стороны,

3) как используются все эти звуковые единицы и звуковые явления в языке как средстве общения.

Фонетика в узком смысле рассматривает эти звуковые средства в таких аспектах как физический (акустический) и биологический (артикуляционный плюс перцептивный). Иногда ее членят на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука, фонетику акустическую, исследующую результат звукопроизводства, и фонетику аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука.

Синхронную и историческую (диахронную)

Описательную и нормативную

Теоретическую и прикладную.

Какой же смысл изучать акустические и физиологические свойства звука? Изучая новые языки (или обучая кого-либо языку) нужно учитывать свойства звуков данного языка. Важно их знать и при разработке алфавита для бесписьменного языка. Общепризнанно значение фонетики и для логопедии. Во всех этих случаях ясно проступает прикладное, практическое значение фонетики.

Но в чем состоит значение фонетики как языковедческой теоретической дисциплины? Теоретический смысл изучения звуковой стороны языка заключается в том, что без учета звуковых изменений нельзя дать научную историю ни лексики, ни грамматического строя. Понять звуковые изменения невозможно без знания свойств звуков.

Характеристика звука

С акустической точки зрения звук является результатом колебаний упругого тела, передаваемых воздушной средой. Человеческое ухо воспринимает звуки, если количество колебаний не меньше 16 и не более 20 тысяч в сек. (если число колебаний более 20 тысяч, то они воспринимаются как ощущение боли в ушах).

В зависимости от характера колебаний создаются тоны и шумы. Тоны получаются, если колебание носит ритмический характер, шумы порождаются при отсутствии ритмичности.

В звуке различают силу, высоту, продолжительность и тембр.

Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук.

Высота звука зависит от количества колебаний, чем больше колебаний в секунду, тем выше звук.

Продолжительность (долгота или длительность) звука зависит от того, как долго длится колебание.

Тембр звука зависит от взаимоотношения основного тона и побочных тонов.

В отношении звуков человеческой речи следует отметить:

а) большинство звуков речи является шумными, не представляют собой чистых тонов.

б) сила звука речи определяется силой напора струи выдыхаемого воздуха на голосовые связки или другие места преграды.

в) высота звуков речи определяется длиной и напряженностью голосовых связок. У детей, у женщин голосовые связки короче, напряженность большая, высота звука также соответственно увеличена.

г) продолжительность гласных звуков большая, чем согласных

д) тембр звуки речи определяется объемом и формой ротовой и носовой полости, а также полости зева.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Вопросы темы:

2. Фонетика как раздел языкознания. Предмет и задачи фонетики.

3. Разделы фонетики.

4. Методы фонетики.

Слово «современный»указывает на то, что это язык, которым мы пользуемся в настоящее время. Однако вопрос о хронологических границах понятия «современный» в лингвистической литературе толкуется по-разному: распространенным является мнение, что имеют в виду период «от Пушкина до наших дней». Академик В. В. Виноградов приблизил нижнюю границу этого понятия к нашему времени, высказав мысль о том, что границы современного русского языка – это время с девяностых годов ХIX в. до наших дней. Дальнейшее уточнение понятия «современный» находим в книге К. С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка». Автор книги полагает, что современным русский литературный язык становится с конца тридцатых – начала сороковых годов ХХ в. Именно к этому времени складывается новая по своему социальному составу интеллигенция. Это приводит к заметным изменениям в нормах как словоупотребления, так и произношения и ударения.

При таком понимании хронологических границ современного русского языка классическая литература ХIX и начала ХХ веков должна рассматриваться как мощный источник, питающий современный литературный язык в значительной части норм грамматики, словоупотребления, ударения и произношения. Понятие «русский» указывает на то, что этот язык принадлежит русскому народу. Русский язык включает всю совокупность языковых средств русского народа: литературный язык, территориальные диалекты, социальные жаргоны и городское просторечие.

Литературный язык – это высшая форма национального языка, характеризующаяся строгой нормативностью. Языковая норма, по определению С. И. Ожегова, «есть исторически обусловленный факт, проявление исторических закономерностей развития языка и типичных для каждой эпохи тенденций развития, поддержанное и одобряемое обществом в его языковой практике. Следовательно, норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа существующих, наличествующих, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной в широком смысле оценки этих элементов». Норма – основной признак литературного языка. Все, что не соответствует норме, является отступлением от общепринятых правил, относится к ненормированной речи. Соблюдение единых норм всеми носителями данного языка облегчает процесс коммуникации, поэтому соблюдение языковых норм обязательно для всех, кто пользуется литературным языком.

Литературный язык функционирует в двух формах – устной и письменной. Устная речь предшествовала письменной. В устной форме литературного языка более простой синтаксис, часто употребляются неполные предложения, нарушается порядок слов, используются обиходно-бытовые и просторечные слова. В письменной речи строго выдерживаются нормативные требования как в употреблении лексики, так и грамматических

форм. В письменной речи строго выдерживаются нормативные требования графики, орфографии и пунктуации, тщательно отбирается лексика и фразеология.

Наконец литературный язык имеет развитую систему функциональных стилей, т.е. с помощью номинативных ресурсов русского литературного языка кодируются все реалии, могущие стать предметом мысли русского человека; а тексты, написанные на литературном языке, кодируют и сохраняют во времени знания русскоговорящих об универсуме.

1.2. Фонетика как раздел языкознания.
Предмет и задачи фонетики

Фонетика (от греч. φωνή – «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Данная научная дисциплина исследует явления, относящиеся к двум уровням звукового строя языка – сегментному и суперсегментному. «Сегментные» означает отрезок: речевой поток членится на отрезки разной длины. Самыми кратчайшими, далее неделимыми фонетическими единицами – отрезками, сегментами речевого потокаявляются звуки речи. Они располагаются в потоке речи друг задругом, образуют последовательность, цепь, линию. Сегментные фонетические единицы – это обобщенные отрезки речевой цепи, получаемые в результате ее последовательного линейного членения. Базисная единица сегментной фонетики – фонема, которая реализуется в речи в виде конкретных звуков. Таким образом, основными сегментными фонетическими единицами в русском языке являются звук и фонема (на фонетическом и фонологическом уровнях).

Объединение сегментных единиц в более крупные единицы осуществляется благодаря суперсегментным единицам. Суперсегментные (или надсегментные, просодические или интонационные) – единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность), образуют при этом новое единство. Они как бы накладываются на сегментные единицы. Суперсегментными единицами являются слог (по М. В. Панову), ударение и интонация. Благодаря суперсегментным единицам образуются такие единицы линейного членения речевого потока, как слог, фонетическое слово, синтагма (или речевой такт), фраза.

Цель фонетики как учебной дисциплины – научить правильно, неискаженно оценивать факты живой речи. Фонетика требует от каждого, кто начинает ее изучать, изменения точки зрения на звучащую речь: звуковая речь «главнее» письменной. Каждый человек говорит больше, чем пишет, а слушает обычно больше, чем читает. Сначала человек учится говорить, а лишь потом – писать. Навыки письменной речи ложатся поверх навыков речи устной и во многом зависят от них. Физиологи отмечают, что даже когда человек читает «про себя» (не вслух), когда просто думает, он не свободен от навыков говорения. Когда человек говорит вслух, в мышцах органов речи, например, в языке, усиливаются биотоки, которые можно зарегистрировать с помощью приборов. Но и когда человек о чем-нибудь усиленно думает (например, решая задачу), биотоки в мышцах языка усиливаются, как при говорении. О таком феномене писал великий русский физиолог И. М. Сеченов: усиление биотоков говорит о заторможенном движении, о том, что мышцы активизированы.

В фонетике очень важно различать звук и букву. Например, в звуковой оболочке слова «мята» буква «я» обозначает не два звука, а звук [а] после мягкого согласного: [м’́áтъ].

Письмо – «одежда» устной речи, оно передает, изображает устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Прочесть букву – значит произнести звук, который эта буква обозначает. Разницу между буквой и звуком можно увидеть на следующем примере: в строках
Ф. И. Тютчева «Слезы людские, о слезы людские, / льетесь вы ранней и поздней порой…» нет ни одного звука [э].

Звук– минимальная нечленимая единица речевого потока, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными (перцепция – от лат. percipere – восприятие) свойствами. Буква– письменный знак в алфавите данного языка, обычно соответствующий определенному звуку. Алфавитсистема письменных знаков, представляющих звуковой облик слова посредством символов, изображающих отдельные звуковые элементы. В русском алфавите 33 буквы. Две буквы – Ъ и Ь – звуков не обозначают; 10 букв – А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, – служат для обозначения гласных звуков; остальные буквы (21) служат для обозначения согласных звуков.

С теоретической точки зрения значение фонетики обусловлено тем, что она изучает звуковую оболочку, являющуюся материальной формой выражения содержания языка:

1) фонетика объясняет звуковые явления в языке, напр., позиционные чередования звонких и глухих и т.д.;

2) фонетика объясняет грамматические явления, связанные с фонетическими чередованиями: отбросить – отбрасывать; рука – ручка и др.;

3) фонетика помогает установить происхождение отдельных слов, установить родственные связи между словами (горло – ожерелье; конец – начало и под.), а также найти родственные связи между языками;

4) поскольку фонетическая подсистема языка носит замкнутый характер и содержит небольшое количество единиц, учебное значение фонетики состоит в том, что она учит филолога понимать, что язык – единая, стройная, внутренне согласованная целостность; многие закономерности языка проще понять на фонетике;

5) замкнутость и внутренняя логичность фонетической подсистемы делает фонетику эффективной площадкой для испытания новых лингвистических теорий.

Практическое значение фонетики заключается в следующем:

1) фонетика необходима для овладения правилами нормативного, литературного произношения родного языка;

2) изучение иностранного языка всегда начинается с фонетического курса: чтобы овладеть языком, необходимо научится выговаривать его звуки;

3) данные фонетики используются логопедами, которые исправляют недостатки в произношении звуков, и сурдопедагогами, которые учат звуковому языку глухонемых;

4) данные фонетики используются также в телефонной связи для улучшения пропускной способности телефонных линий.

Таким образом, русская фонетика – это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону русского литературного языка, ее изменения и закономерности сочетания звуковых единиц и надлинейных средств в речевом потоке для осуществления коммуникации.

Разделы фонетики

В зависимости от объема материала, который является объектом фонетики, различают общую фонетику, сопоставительную и частную. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка, т.е. универсальные признаки языка Человека. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких языков. Частная фонетика изучает особенности звуковой стороны отдельного языка. Русская фонетика – это частная фонетика. В частной фонетике выделяются также такие дисциплины, как артикуляторная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, фонология, акцентология (учение о словесном ударении), интонология (учение об интонации).

Поскольку изучение языка ведется как в синхронном, так и диахронном аспекте, в частной фонетике отдельного языка различают описательную и историческую фонетику. Описательная фонетика изучает звуковую сторону языка в определенный период его развития, как правило, на современном этапе. Историческая фонетика исследует формирование и развитие звуковой системы на протяжении долгого времени. История звуковых средств языка прослеживается в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности, диалектной речи и т.д.

В основе описательной фонетики может лежать как акустическая характеристика звуков речи, так и артикуляторная. Акустические и артикуляторные характеристики звуков основываются на результатах, полученных с помощью экспериментально-фонетических методов.

Экспериментальная фонетика при помощи инструментальных методов изучает акустическую и физиологическую стороны звуковой системы языка.

С развитием науки о языке области фонетических исследований расширяются. Так, появилась новая отрасль – социофонетика. Данный термин появился относительно недавно. Считается, что впервые он был употреблен в 1974 г. в неопубликованной диссертации Дэзэ-Лафонтена. С этого времени термин начинают изредка использовать в исследованиях, нацеленных на выявление взаимозависимости фонетико-фонологической формы и некоторых социальных факторов, таких, как стиль речи и происхождение говорящего. В справочной лингвистической литературе термин социофонетика был впервые упомянут лишь в 2003 г.

Методы фонетики

Описательная фонетика изучает живую разговорную речь и использует для этого два метода: 1) метод непосредственного чувственного наблюдения или самонаблюдения (направлено прежде всего на мышечное чувство говорящего), 2) экспериментальный метод.

Первый метод заключается в том, что говорящий или слушающий, воспринимая звуковую речь, вычленяет в ней такие речевые элементы, как фонетические фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги и звуки. При помощи чувственного наблюдения можно определить способ образования того или иного звука, его отличия от других звуков. Такой метод страдает субъективностью.

Экспериментальные методы проводятся при помощи специальных приборов и приспособлений, аппаратуры, позволяющей объективно определить самые глубинные свойства звуковых элементов. При этом экспериментальные методы членятся на отдельные приёмы: соматические (наблюдают за положением речевого аппарата, отдельных его органов), пневматические (измеряют речевое дыхание при произнесении звука, следят за образованием шумы, возникающих в результате движения воздушной струи), электроакустические (определяют число основных голосовых колебаний, их амплитуду, число обертонов и т.д.), экспрессивные (позволяют синхронно описать речь, мимику и жесты говорящего).

Изучением звуковой стороны языка с помощью специальных приборов и методов занимается экспериментальная фонетика. Среди экспериментальных фонетических методов выделяют акустические (для изучения акустических свойств звуков) и соматические (в основе их – регистрация движений органов речи). К акустическим методам относят спектрографический и осциллографический. Осциллограф превращает звуковые колебания в электрические, которые записываются на бумажной ленте или кинопленке. Спектрограф дает возможность получить мгновенную спектрограмму, которая фиксирует спектр звука, т.е. совокупность значений амплитуд его частотных составляющих. Сонограф также выдает спектрограмму, но динамическую. Интонограф записывает смену частоты основного тона и интенсивности звука в виде интонограмм (вертикальных линий). К соматическим методам относят рентгенографический. Рентгенограф дает профильный снимок всех органов речи. На рентгенограмме более четко видны кости. Томограф обеспечивает четкое фиксирование мягких органов речи. Палатограф регистрирует место касания языка к нёбу, а одонтограф – языка к нижним зубам. Используют также фотографию для фиксации работы губ в процессе речи.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение имеет слово «современный» в названии изучаемой дисциплины?

2. Чем отличается литературный язык от диалектного?

3. Что изучает русская фонетика?

4. В чем заключается отличие суперсегментных фонетических единиц от сегментных единиц?

5. На что направлено внимание говорящего при использовании метода самонаблюдения?

6. Какие вы знаете приборы для изучения различных аспектов работы органов речи?

7. Какие признаки литературной разновидности русского национального языка вам известны?

Практические задания

Задание 1 . Определите, какие звуки произносятся на месте букв Е, Ё, Ю, Я в следующих словах : мята, енот, перепись, нянчить, соединить, синее, ещё, её, ягуар, Ямайка, ершистый, подьячий, безъядерная, ювелирное, подъехать, вьюга, счастье, копьё, пятак, лесное, семьянин, мята, союз, мясная, месяц, часы, японское, длинношеее.

Задание 2 . Определите, какие функции выполняет Ь в следующих словах : ноль, пьедестал, рожь, дверь, уберёшь, улыбаться, мышь, семья, достанешься, будьте, полью, моль, вьюга, Кузьмич, сентябрьский, подьячий.

Задание 3 . Затранскрибируйте ряды слов. Отметьте случаи влияния проклитики на звуковую оболочку слова : апорт – аборт – об борт, вроде – в роде – в пуде, осанка – о санках – об останках, настойка – «О, стой-ка!» – перестройка, без дна – бездна – безнравственный, от души – ад души – отдушина.

Задание 4 . Затранскрибируйте слова, найдите в них согласные и гласные, определите степень редукции гласных : вода, молоко, встреча, фонарь, весь, минутка, прицел, рожь, объем, улыбаться, спецзадание, экзамен, сошью, парашют, живой, женственный, убаюкивать.

Задание 5 . Восстановите смысловое членение текста. Затранскрибируйте особым образом записанный текст, учитывая его деление на фонетические слова, речевые такты и фразы.

Стариквсеромкамзолелюбилрассказыватьвнукуразныеисториионрадовалсятомучтодажевконцесвоегопутинашёлхотькакоетопредназначениеблагодарякоторомулегчежитьиощущатьсебянужнымлюдямвзнакомомемуссамогодетстваоткрытомполеоколостаройфермысоднясвоегопоявленияпринадлежавшейихпредкампроходилитевстречизанимающиедругдругаиприносящиенесказанноеудовольствиефермаэтаполуторавековаясокровищницадостопочтенныхуилкинсовславиласьвомногихземляхдобротнымимускуснымибыками.

Задание 6 . Затранскрибируйте текст. Какие слова автор стихотворения, по-видимому, произносит в соответствии с сейчас уже устаревшей, но ещё не так давно существовавшей нормой русской орфоэпии? Как это можно понять?

Но сегодня ты с утра пел, готовил би́гос,

Ты был весел, мир был мил, крепок был союз,

Но морщинка на щеке – та, что я влюбилась,

Превратилась в тонкий шрам, в тот, что я боюсь.

Задание 7 . Найдите в тексте фонетические слова, в которых наблюдаются явления проклизы и энклизы. Затранскрибируйте эти слова. Как называется диакритический знак, обозначающий слитность произношений?

Когда я закрыл за собой дверь, длинный человек замолчал и повернулся ко мне. Только тогда мне удалось толком его разглядеть. На нём оказался строгий костюм, галстук бледно-синего цвета, из кармана пиджака выглядывал аккуратно сложенный платок с голубым отливом. Нос же его прямо смотрел на меня, указывая, как казалось, свысока каждому, кто находился перед ним, на своё место.

Борис Елена
Фонетика как раздел языкознания

2. Звуки русского языка

2.1 Гласные звуки

2.2 Согласные звуки

3. Словесное ударение

4. Слогоделение

3. Понятие фонетической позиции

4. Позиционная мена гласных и согласных звуков

5. Позиционные изменения гласных и согласных звуков

Современный русский язык - это национальный язык русского народа , форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык , который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка : обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения[в ].

В курсе современного русского языка представлен ряд разделов . Это лексика и фразеология, фонетика , графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация.

Фонетика (от греч. phone) – раздел языкознания , изучающий звуковую сторону языка , т. е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей, а также ударение и интонацию.

Различают общую и частную, описательную и историческую фонетику .

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает способы и характер образования звуков речи, природу гласных и согласных, структуру слога, типы ударения и др. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой .

Описательная (синхроническая) фонетика исследует звуковой строй конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Историческая (диахроническая) фонетика изучает изменения фонетической системы , произошедшие на протяжении более или менее длительного периода времени.

1. Фонетические единицы русского языка .

Звуковые единицы фонетики делятся на сегментные (линейные) – звук, слог, фонетическое слово , речевой такт (синтагма, фраза – и суперсигментные (нелинейные) – ударение и интонация.

Фраза - это самая крупная фонетическая единица , законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением и характеризующийся интонацией незаконченности [ в].

Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Слог – часть такта, состоящего из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох.

Фонема – звуковая единица языка , представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отожествления значимых единиц языка –слов и морфем . Основная функция фонемы – смыслоразличительная. Основоположником фонологической теории русского языка является И . А. Куртенэ, который в 70-х годах 20 века противопоставил понятие звука понятию фонемы [ р] .

Звук образуется в результате речевой деятельности, деятельности речевого аппарата человека в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Звук – самая краткая звуковая единица в речи.

Звук изучается с трех сторон, в трех аспектах :

1. акустический (физический) аспект рассматривает звуки речи с точки зрения их физических характеристик : долготы, силы, высоты, тембра.

2. артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;

3. Фонологический (функциональный) аспект фонетики изучает собственно лингвистическую сторону звуков, т. е. их функцию в процессе коммуникации как знаков для образования различения слов.

4. перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.

Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.

Артикуляция звука состоит из трех фаз :

1. Экскурсия (приступ) – органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука

2. Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.

3. Рекурсия (отступ) – возвращение органов в нейтральное положение или переход к артикуляции следующего звука [б].

Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.

Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.

2. Звуки русского языка .

Каждый звук образуется в результате деятельности речевого аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Воздушная струя, идущая из легких, моделируется колебаниями голосовых связок, расположенных в гортани (голосовой источник, и препятствиями, создаваемыми органами речи в полости рта и носа (смыканием или сближением губ, языка и неба и др . – шумовой источник. Акустические свойства (звуковой эффект) звуков зависят от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонатора.

2.1. Гласные звуки.

Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума. В основу по классификации гласных по их артикуляции кладется :

1) степень подъема спинки языка (способ образования) : гласные верхнего подъема : [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема [э], [о]; гласный нижнего подъема [а];

2) место подъема спинки языка (место образования) : гласные переднего ряда : [и], [э];гласные среднего ряда : [ы], [а]; гласные заднего ряда : [у], [о].

3) участие или неучастие губ : гласные лабилизованные (огубленные [о], [у]; нелабилизованные (неогубленные) : [а], [э],[и], [ы].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка ) гласные разделяются на широкие (акустически более звучные) : [а]; средние (акустически средней звучности) : [э], [о]; узкие (акустически менее звучные) : [и], [ы], [у] [ р].

2.2 Согласные звуки.

Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладутся следующие признаки. [р]

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума : [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], [j], , ["], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся : [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса (см. § 62) .

Место образования шума. В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык ) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык , согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].

Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные : носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных. Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка , дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср.: роза - роса и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие) . Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие. [в].

3. Словесное ударение.

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово .

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное : оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить) . Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою, а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец) . Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова : ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т. д., или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т. д.) . Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т. п.) .

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение : [на-зиму], [за-город], [под-вечер].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

4. Слогоделение.

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания словуэ

Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова.

Запись устной речи в полном соответствии с ее звучанием не может быть осуществлена обычным орфографическим письмом. При орфографическом письме отсутствует полное соответствие между звуками и буквами, в графике отсутствуют знаки, необходимые для записи всех звуков устной речи. Указанные затруднения устраняются особым видом письма, который называется фонетической транскрипцией .

Список литературы

1. Бондаренко Л. В. Фонетика современного русского языка . Спб., 1998

2. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык : Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной -- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык . -12 изд., - М.: Айрис Пресс, 2013. -448 с.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы