Про деток, от рождения до школы

Елена Семенова
Конспект НОД по пословицам и поговоркам

Конспект НОД по пословицам и поговоркам .

Цели : 1. Познакомить детей с мудростью русского народапословицами и поговорками ; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.

2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Оборудование : игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия.

Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки . У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица . Пословицы и поговорки учат смелости , верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки .

А вы, ребята знаете? (ответы детей) . Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы .

Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят. Как можно объяснить : «Яйца курицу не учат» ? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.

Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают» ведет от сравнения : вырастить цыплят после того , как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает : достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна - «Сделал дело, гуляй смело.»

Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.

Физкультминутка.

В понедельник

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.

Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой - починить велосипед.

Слайд№6. Пословица говорит нам о том , что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица . Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!

Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том , что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.

Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.

Слайд№9. Предложить детям объяснить смысл русской поговорки – «Что с воза упало, то пропало» . После того , как дети выскажут свои мнения, педагог поясняет, что воз – это то, что везёт лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.

Хорошо это или плохо?

Плохо, так как можно все растерять, что везешь.

Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы . А теперь нарисуйте ту картинку по пословице , которая больше всего понравилась.

Дети рисуют (самостоятельный выбор) .

А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу , вот послушайте :

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос

Лишь торчат на грядке

Зелёные пятки.

Что это? Пословица ? (нет) Правильно, загадка.

Чем отличается пословица от загадки ?

Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу) . Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять . Придёт к нам в следующий раз. До свидания!

Пословицы и поговорки. Тематика пословиц и поговорок. Их прямой и переносный смысл.

Цель:

    расширить знания учащихся о малых жанрах русского фольклора; показать самобытность народа, которая проявляется в пословицах, поговорках;

    развитие навыков использования пословиц и поговорок в речи;

    воспитание уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Рабочая тетрадь. Проверочная работа

1. Что такое фольклор?

А. Художественная повесть

Б. Устное народное творчество

2. Указать жанр, который не относится к малым фольклорным жанрам

А. Былина

Б. Частушка

В. Пословица

Г. Загадка

3. К каким областям человеческой деятельности применимо понятие «фольклор»?

А. К науке

Б. К спорту

В. К литературе

Г. К театру.

4. К фольклорным жанрам не относятся

А. Былины

Б. Сказки

Г. Рассказы

5. Фольклористы – это…

А. Ученые, которые изучают язык.

В. Собиратели и исследователи народных песен, сказок.

Г. Исполнители народных песен.

2. Рабочая тетрадь, задание 6. Дайте определения следующим терминам:

Фольклор

Фольклористика

Фольклористы

1. Слово учителя.

Казахи говорят: « Краса лица – глаза, краса уст – слова, краса слов – пословица».

Крылатые слова, пословицы, поговорки. Их у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства, переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря пословицам наш язык становится разнообразнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.

Как пчела капля за каплей наполняет соты медом, так и наш народ постепенно собирает своё богатство – родную речь, в которой, словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки. В них история народа – «Вот тебе, бабушка и Юрьев день!», его быт – «Щи да каша – пища наша», старинные верования – «Утро вечера мудренее», отношение к жизни – «Волков бояться – в лес не ходить». Поэтому они сегодня звучат так же свежо и современно, как сотни лет назад.

2. Словарная работа.

Пословица – это краткое и меткое выражение, заключающее в себе законченное по форме и по содержанию суждение.

Поговорка – устойчивое, образное выражение, часть суждения, незаконченное суждение

Какой бы короткой ни была пословица, это всегда законченное художественное произведение. В ней всегда есть меткое наблюдение, да еще как красиво и метко оно выражено: никогда точнее не скажешь!

Но не это главное. А главное то, что мысль в пословице чаще всего выражена не прямо, а иносказательно, то есть с помощью каких-то примеров, образов. И какой-то образ годится уже не только для данного случая, но приобретает гораздо более широкое значение: «Красна птица пеньем, а человек – ученьем».

Пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить»; в этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то браться не следует.

Пословица состоит из двух частей: 1) описание; 2) поучение. Она похожа на орешек: в ней есть скорлупа и ядрышко. Скорлупа – это событие, описанное в пословице. Например: «Бездонную бочку водой не наполнишь». Событие (скорлупка) здесь простое: бочку, в которой нет дна, нельзя наполнить водой. Ядрышко пословицы – это её мысль. В этой пословице спрятана такая мысль: не надо тратить силы на бессмысленные, невыполнимые дела.

1. Задание (по рядам). Попробуйте расколоть орешек: подберите к каждой пословице её ядрышко, мысль.

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Семь раз отмерь – один раз отрежь

- Что посеешь, то и пожнешь.

Поговорка имеет более узкий, конкретный смысл, пословица – шире. Но, в общем-то, они очень близки друг к другу по своей образности, выразительности

2. Запишите в тетрадь средства художественной выразительности, которые можно встретить в пословицах и поговорках:

    метафора

    параллелизм

    противопоставление

    звуковые повторы

    гиперболы

3. Рабочая тетрадь, задание 7. Составьте из слов пословицы или поговорки (можно изменять слова и использовать служебные слова).

1. Пруд, труд, вытаскивать, рыбка.

2. Семь, дитя, глаз, няньки.

__________________________________________________________________

3. Вить, быть, кончик, веревочка, сколько.

__________________________________________________________________

4. Глаз, бревно, сучок, замечать, чужой, видеть, свой.

__________________________________________________________________

4. Рабочая тетрадь, задание 8. Закончите приведенные пословицы, соблюдая рифму.

1. «Злой плачет от зависти, а добрый от _______________________________.

2. «В болоте тихо, да жить там ____________________.

3. «Морских топит море, а сухопутных крушит ________________.

Слова для справок : горе, лихо, от радости.

5. Рабочая тетрадь, задание 9. Подберите русские пословицы, соответствующие по смыслу пословицам других народов.

Головы двух баранов в одном котле не поместятся.

__________________________________________________________________

Покатившись, и яйцо когда-нибудь остановится.

__________________________________________________________________

В детстве медведь в коляску заглянул.

__________________________________________________________________

Гнилая редька всю кучу портит.

__________________________________________________________________

Для справок: Сколько веревочке не виться, а кончику быть. В одной берлоге два медведя не уживутся. Медведь на ухо наступил. Паршивая овца все стадо портит.

6. Рабочая тетрадь, задание 10. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Найдите и исправьте ошибки в поговорках.

1. После драки кулаками не пашут.

2. Готовь сени летом, телегу зимой.

3. Всяк жулик свое болото хвалит.

4. Лес рубят – кепки летят.

5. Блин блином вышибают.

6. Мети, Емеля, твоя неделя.

7. Один с кошкой, семеро с ложкой.

8. Ученье - свет, а неуменье – тьма.

1. Чтение статьи учебника.

2. Подготовить устный ответ на вопрос.

3. Рабочая тетрадь, выполнить задания 11 и 13 (рассказ по пословице).

VI. Этап рефлексии

Русские народные сказки. Виды народных сказок.

Цель:

    познакомить учащихся с особенностями волшебной сказки;

    развивать образное мышление и навыки самостоятельной работы;

    формировать интерес учащихся к познанию культуры своего народа.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Беседа по вопросам домашнего задания.

2. Конкурс знатоков. Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в «Сказкоград». Жители этого города приготовили для вас свои задания и надеются, что вы покажете свое умение мыслить быстро, отвечать правильно.

Из какой сказки эти строки?

1. Петушок, Петушок! Золотой гребешок, шёлкова бородушка, масляна головушка, выгляни в окошко, дам тебе горошку. («Лиса и петух»)

2. Ты, куманек, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»).

3. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Тепло, Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко»)

4. Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. («Гуси-лебеди»).

5. Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. («Репка»)

6. Эх, старая! Поздно хватилась: в Печинске-Горшечинске был Петухан Куриханыч, да переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич. Отгадай-ка вот, бабушка, нашу загадку. («Петухан Куриханыч»)

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

В прежнюю пору люди работали от зари до зари. Много забот было и у казаха-бедняка, и русского бедного крестьянина. И лишь искусство помогало людям, знавшим тяготы трудовой жизни, но не знавшим грамоты.

С незапамятных времен люди сами создавали песни, пословицы, загадки, сказки, которые рассказывали о жизни народа, мечтах об её улучшении, а также отражали наблюдения за природой, повадками жи­вотных.

Возвратившись с поля и расположившись у домашних очагов, люди слушали сказочников. Все забывал в такие минуты человек: беды, обиды, несчастья и неудачи, он начинал верить в осуществление своих мечтаний, сводившихся, в основном, к победам над житейскими невзгодами, обузданию грозных сил природы и к облегчению тяжелого изнуряющего труда.

Фольклорная сказка – это один из самых любимых в народе жанров. Многие сказки родились из мифов, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью.

Словарная работа.

Фольклорная сказка – это фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.

Широта и разнообразие этого жанра проявляются в том, что сказки отражают самые разные стороны жизни и рассказывают о самых разных людях: о царях и крестьянах, об умных и глупых. Нет, наверное, такого вопроса, на который не попыталась бы ответить сказка. Но отвечает на эти вопросы сказка очень необычно. Сказочники придумывают фантастический мир, какое-нибудь тридевятое царство.

Наиболее древние из сказок – сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времен, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей. Лисой мы называем человека корыстного, расчетливого, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Сказки о животных, как и волшебные сказки, помогают верно понимать жизнь, людские нравы.

Из далёкого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки мифов, в которых прекрасную девушку с помощью магии можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках.

Для чего чудеса в сказках? Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, ловили рыбу, били зверей, надеялись на лучшую жизнь. И в сказках люди думали о том же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердыми в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.

Гораздо позже появились бытовые сказки , в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации. В них еще больше правды. Это настоящая сатира – насмешка над барином, купцом, самим царем. В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, смекалка и ум - над глупостью. Смысл бытовых сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива и корысть. Веселый смех народа выставляет на позор человеческие пороки.

За время своего существования, переходя от рассказчика к рассказчику, сказки освобождались от лишнего, случайного и приобретали законченность и художественное совершенство.

2. Чтение статьи учебника, стр. 35-40.

3. По названию сказки определите ее вид.

«Как поп работницу нанимал», «Лисичка со скалочкой», «Солдат и царица», «Финист - ясный сокол», «Три царства», «Кот и лиса», «Василиса Премудрая» «Лиса и кувшин», «Каша из топора», «Иван-царевич и серый волк», «Как мужик гусей делил», «Журавль и цапля».

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Рабочая тетрадь, задание 24. Прочитайте отрывки из сказок и определите их вид

1. Жил в деревне бедный мужичок. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит - не нагреется, лицо его от мороза разгорается. Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

В такую стужу ты рубишь?

В такую стужу нужда рубит.

Барин изумился...

(«Про нужду») ___________________________________________

2. Жили-были кум с кумой - волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.

Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.

А, знать, меня на повой зовут! - бормочет лиса,

Так поди, сходи, - говорит волк.

Вот кума из избы, да прямехонько к меду, нализалась и вернулась назад.

(«Лиса-повитуха») __________________________________________

3. Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у ней конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

(«Царевна-Лягушка») __________________________________________

4. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел. _________________________________________

2. Рабочая тетрадь, задание 25. Установите правильную последовательность элементов композиции волшебной сказки.

1. Появление героя.

2. Бой с противником.

3. Брак и воцарение героя.

5. Встреча с дарителем.

6. Испытание и награждение героя.

8. Победа и возвращение героя.

9. Трудная задача и ее выполнение.

3. Итоговая беседа о художественных особенностях фольклорной сказки.

Вам уже известно высказывание А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Какой «урок» дает нам народная сказка? Только ли поучительная, воспитательная цель ставилась перед сказкой? Для чего еще сочинялись сказки? Почему и сегодня сказочные, фантастические сюжеты привлекают к себе внимание читателей?

К какой группе сказок наиболее применимы слова А.С. Пушкина «Сказка ложь...»? Почему особое распространение получили именно волшебные сказки?

Чем бытовые сказки и сказки о животных отличаются от волшебных? Действуют ли в них традиционные сказочные сюжетные ходы (вмешательство злых сил, нарушение запрета, испытание героя, волшебные предметы, сказочные помощники, троекратный повтор)?

4. Запись в тетради.

Ребята, на последующих уроках вам не раз придется пересказывать сказки. Чтобы делать это как можно лучше, давайте запишем в тетради памятку.

Памятка «Как рассказывать сказку».

Рассказывай медленно, плавно. Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три».

    Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей.

    Начинай с присказки, завершай концовкой.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 35-40.

VI. Этап рефлексии

«Царевна-лягушка».

Тема, образы, композиция, стиль волшебной сказки.

Цель:

    знакомство с особенностями образно-стилистического и композиционного строя волшебной сказки;

    развитие навыка выразительного чтения и композиционно-стилистического анализа произведений;

    воспитание нравственных качеств: доброты, толерантности, трудолюбия, верности и честности.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Рабочая тетрадь, задание. Конкурс знатоков.

1. Какие события сказки «Царевна-лягушка» повторяются трижды?

2. Где и в чем была запрятана жизнь Кощея Бессмертного?

3. Перечислите героев сказки, которые помогли Ивану-царевичу.

4. За что наказан разлукой с Василисой Премудрой Иван-царевич?

5. Кто назовет больше сказочных формул, которые встречаются в этой сказке?

6. Назовите представителей «чужого» мира.

7. Кто и какой волшебный предмет подарил Ивану-царевичу?

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

С давних времен у самых разных народов появились сказки о прекрасной девушке-царевне и юноше-богатыре. Царевну за непокорность злые силы лишают человеческого облика, позволяя принимать его только в определенное время. Царевны обладают редкой красотой, им присущи лучшие черты человеческого характера: они добры как к людям, так и к животным и растениям, поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро. Красавицы покоряют не только красотой и добротой, но и умением творить чудеса. Они к тому же искусницы: умеют шить, вышивать, печь караваи, готовить вкусные блюда; прекрасно танцуют, получая удовольствие от танца и радуя других.

Кажется, они всемогущи… Но для того чтобы Василиса Премудрая смогла навсегда избавиться от лягушачьей кожи, её должен встретить Иван-царевич и почувствовать человеческую душу существа, обезображенного колдовскими чарами. Каждый из героев проходит свою часть пути навстречу друг другу. Василиса делает все, чтобы ни Иван, ни его отец не пожалели о сделанном выборе, а Иван-царевич совершает подвиги, чтобы вернуть похищенную жену. В сказке заключена великая мудрость: герой не получает счастье в подарок, но добивается его в суровой борьбе.

Исторические корни волшебной сказки: у южных славян существовал обычай выбирать невесту с помощью стрелы (символ любви – сердце, пронзенное стрелой).

2. Чтение сказки «Царевна-лягушка» учителем.

Учитель читает сказку «Царевна-лягушка», стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Назовите признаки, по которым сказку «Царевна-лягушка» можно отнести к волшебным сказкам

Герой – активный, наделенный привлекательной внешностью Иван-царевич.

Она – «чудесная невеста», волшебница Василиса Премудрая.

Герою противостоят чудовищные противники «иного царства» - Кощей Бессмертный.

Волшебные помощники и предметы: клубочек, медведь, заяц, селезень, щука.

Сказочный язык, особый стиль.

2. Выпишите из текста примеры стилевого своеобразия волшебной сказки.

- Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…

- Формула-обращение к избушке : «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»

- Пространственно-временные формы – Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли…

- Формула изменения облика невесты – Василиса Премудрая – лягушка

- Утраивание : три дня подождать, три года квакушею быть, за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, три пары сапог износить, три железных хлеба изгрызть.

3. Беседа по вопросам.

Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки? (Зачин)

Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.

Как царь предложил своим детям искать себе невест?

4. Выразительное чтение отрывка от слов «Вышли братья на широкий отцовский двор...»

Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?

Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?

Как утешала Ивана-царевича лягушка?

Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?

5. Выразительное чтение отрывка от слов «Взяла она частые решета...»

Что особенного в этом описании? (Ритмичность)

Можно записать отрывок как белые стихи, и эта работа поможет приблизиться к представлению о ритме

Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.

Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз –

цветок зацветет,

где кольнет другой раз –

хитрые узоры идут,

где кольнет третий -

птицы летят.

Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

6. Выразительное чтение отрывка от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» - до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно»

Чем удивила Ивана-царевича лягушка, почему он взял её в жены? (говорящая)

Как называется такое существо? (антропоморфное)

Обратите внимание на описание свадьбы. Какие обряды совершали после свадьбы? (Стр. 34 учебника.)

Перескажите соответствующие эпизоды сказки. Подумайте, почему именно они так подробно описаны?

Расскажите близко к тексту, что вышила царевна-лягушка на ковре, какие узоры были на хлебе, как она появляется на пиру, что делает во время пира?

Все изделия связаны с символикой плодородия. Танец на пиру – это танец плодородия. Появление на пиру Василисы – стук да гром, золоченая карета (символ солнца), кони гнедые или белые – тучи или облака, все это признаки грозы.

Что произошло после пира? Нарушение запрета. В кого обернулась царевна? Серая утушка, лебедь – символическое обозначение облаков.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника.

2. Рабочая тетрадь, задания 28 и 29.

VI. Этап рефлексии

«Алтынсарин ауданы әкімдігінің білім беру бөлімінің Обаған орта мектебі» мемлекеттік мекемесі

РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема: Русские народные сказки. Виды народных сказок.

Учитель русского языка и литературы Сегизбаева Б.И.

Ф.И.О. учителя: Горнакова Инна Валентиновна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2

Тема: Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения:
Творческая мастерская
Цель: Создать условия для составления стенгазеты «Русские народные пословицы и поговорки»
Задачи урока:
Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;
Планируемый результат обучения
Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Основная мысль урока: пословицы и поговорки русского народа делают речь яркой, образной, украшают её.
Основные понятия: пословицы, поговорки, творчество
Межпредметные связи: русский язык, история, изобразительной искусство, технология
Ресурсы:
- компьютер, проектор, принтер, доска; фотоаппарат; презентация к уроку;
- листы с заданиями для работы в группах; шаблон для стенгазеты;

Этапы урока:
1. Начало урока.
Познавательные УУД формулирование познавательной цели
Личностные УУД Жизненное самоопределение
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок «творческая мастерская». Результатом урока станет газета посвящённая теме урока. У каждой газеты есть редактор, человек контролирующий, чтобы всё было аккуратно, верно, красиво. Я предлагаю выбрать редактора, чтобы было легче работать. Но прежде чем озвучим тему урока, я хочу у вас спросить:
- Что является творчеством? (Ответы детей)

Творчество - создание культурных и материальных ценностей


- Каким должен быть творческий человек? (Активным, выдумщиком, артистичным, уметь петь, рисовать и т.д.)
- Кто из вас хочет быть творческой личностью?
- Определите тему урока: Это короткие, точные, образные выражения. В них заключена народная мудрость. Одна из них имеет поучительный смысл. Другая - метко определяет какое-либо явление жизни. О чём же будем говорить на уроке? (о пословицах и поговорках) (Учитель читает стихотворение)
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.

А что такое кладезь? (Обильный неисчераемый источник чего- либо)
2. Основной этап урока:
А) Работа со словарём
Познавательные УУД ориентироваться в словаре
-Давайте, точнее, определим, что такое пословица, а что такое поговорка. У вас на столах находятся словари. Найдите в них определение поговорки и пословицы.
На слайде появляются такие же определения.
-Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной. Сейчас вы прослушаете песню «С чего начинается Родина?».

О каких пословицах по вашему мнению мы ещё сегодня будем говорить? (О Родине, о любви к Родине).
Б) Актуализация знаний
Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД профессиональное самоопределение
- Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении поговорок:
(Рассказывают подготовленные дети)
1) Про бедного человека и сейчас говорят «Ни кола, ни двора». Откуда же пришла эта поговорка? Оказывается, в старину крестьяне владели: узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого-то не было дажe такой узкой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, двора (дома).
2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.
- Вот так родились две поговорки. А третью поговорку нам ребята инсценируют.
Инсценировка:
На улице Тихой жило-было Маленькое Дело. А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье. Большое Безделье всегда хвасталось: –Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать. Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна. –На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет? Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки. Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало. А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: маленькое дело лучше большого безделья. Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало: –И все равно я лучше!
- А вы, ребята, как думаете?
В это время один из детей фотографирует работу учащихся на уроке.
Регулятивные УУД. Проговаривание последовательности своих действий
Познавательные УУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания в письменной форме; определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;
- Перед уроком вы получили задания по группам: составить рассказ, в котором нужно употребить определённую пословицу:
1уч.: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
2 уч.: Глаза страшатся, а руки делают.
3 уч.: Семеро одного не ждут.
4 уч.: Старый друг лучше новых двух.
Прочитав текст дети отдают его редакторам, которые в это время начинают располагать материал на листе ватмана. Учитель контролирует расположение рассказов на газете.

3. Физкультминутка
4. Игра «Ромашка».

Вспомните основные разделы Устного народного творчества: сказки, загадки,пословицы, поговорки, считалки, потешки,прибаутки, небылицы,песни.

Что общего у этих всех разделов? (Созданы народом и передавались из уст в уста)
Познавательные УУД
(логические) анализ с целью выделения существенных признаков, с целью выделения общих признаков
Коммуникативные УУД учиться работать в группе
- А мы продолжаем работать с пословицами и поговорками дальше.
1 задание: Найти в тексте «Голова и язык» «спрятанную» пословицу: Голова сказала:
- Ты, язык, как заведенные гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня.
Язык ответил:
-Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить: ведь
что на уме, то и на языке.
2 задание:
Соотнеси русскую народную пословицу и зарубежную пословицу.

Язык до Киева доведет. Тот не заблудится, кто не спрашивает.
В гостях хорошо, а дома лучше. Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь. Один утренний час лучше двух вечерних.
Утро вечера мудренее. Бесполезно плакать над пролитым молоком.
3 задание: вставить рисунки в пословицу
Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
Большому... – большое плавание. (Кораблю.)
4 задание: Составь пословицы:
сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь бед – за спрос – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда – один ответ – денег не берут

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

В своём доме и стены помогают.

Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Родину-мать учись защищать.

Главное в жизни – служить отчизне.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

Москва всем городам мать


5. Итог урока:
Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;
Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
-Для чего народ употреблял в речи пословицу и поговорки?

(Как приятно осознавать, что культура

русского народа жива, что мудрые изречения наших

предков не забыты, они дошли до наших времен, и

благодаря им русский язык стал более выразительным

и образным.)

Какие пословицы вы запомнили, и сможете употреблять их в речи?

Можно ли назвать вас творческими личностями? Почему?

А теперь скажите, кто из вас работал спустя рукава? А кто работал засучив рукава? Оцените себя и товарищей.

Получилась ли у нас газета? Что нам надо доделать в ней?
В газету вклеивают фотографии, которые были выполнены в течение урока.
Запишите несколько слов, которые ассоциируются с темой урока.
Учитель распечатывает «облако слов»

Распечатанный вариант приклеиваем в газету.
6. Домашнее задание
Нарисовать рисунок к любой пословице.


02.02.2012 32825 2135

Урок 10 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Цели : дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

Методические приемы : выразительное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя .

Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.

Ответы учащихся.

Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)

2. Работа по учебнику .

– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.

Словарная работа . Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно .

3. Беседа по вопросам .

– Что такое пословица?

– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «б ез труда…», о проведении времени – «д елу время…», питать на кого-то надежду – «н а Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «н е плюй в колодец…», «н е рой яму другому…», о хвастовстве – «н е хвали себя…», об отношении к животным – «н е гони коня кнутом…».)

Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)

– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)

4. Пушкин о пословицах и поговорка х.

5. Чтение послови ц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).

Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.

6. Пересказ статьи Аникин а «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).

IV. Закрепление темы.

1. Объяснит ь прямой и переносный смысл пословицы.

Вариант I Вариант II

1. Объяснить, как построена пословица.

а) Одна пчелка не много меду натаскает.

Пословица представляет собой простое предложение с инверсией
(сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».

б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.

Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).

в) До слова крепись, а давши слово, держись.

В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).

г) Лес рубят – щепки летят.

Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.

2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).

И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!

V. Подведение итогов урока.

– Что такое пословица? поговорка?

Заключительное слово учител я.

Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.

Домашнее задание: учебник, подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра; учебник, с. 42–43 (пересказ статьи).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Пословицы и поговорки

Цели урока : раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора . Задачи урока : обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок развитие навыков устной речи учащихся; воспитание любви к Родине, к природе, своей семье; Методические приемы : рассказ учителя, работа с учебником, словарная работа, творческие задания.

Оборудование урока: различные издания сборников пословиц и поговорок, словарь Даля, на доске слева пословицы, справа - поговорки, например:

Учение свет, а неученье - тьма. Своя рука-владыка.

Слово-не воробей, Охота пуще неволи.

вылетит – не поймаешь. За словом в карман не лезет.

Красна изба углами,

а стол – пирогами.

Материал для учителя: Пословицы русского народа. М.:1999.

Эпиграф к уроку:

« …в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом - все

Шевелящее и задирающее за живое»

Н.В.Гоголь

Ход урока

I.Вступительное слово учителя

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: « Гол как сокол», « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень». Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры». Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII .: «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы, поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат.

Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И.Даль подготовил и издал капитальный труд- четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка»(1863-1866 ), где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С.Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

II. Сравнение пословиц и поговорок.

: Запись в тетради:

ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).

«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине»

Чем отличаются эти пары высказываний?

Чем отличаются пословицы от поговорок, или это одно и тоже? Посмотрите на доску. В каком столбце пословицы, а в каком - поговорки?

В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительского смысла. Даль писал: « Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы».

Как вы думаете, какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества ? 3. Работа со статьей учебника

  1. Чтение статьи учебника
  2. Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок и записать их вместе с определениями в тетрадь.

4. Работа со словарем

Даль изучал и записывал в свой словарь не только слова, но и пословицы и поговорки в качестве примеров, в которых образный язык народа проявлялся особенно ярко. Найдите в словаре статьи: «труд», «работа», «любовь», «честь», «доблесть»- и прочтите пословицы, которые автор приводит в качестве примера бытования слова.

«Делу время – потехе час». Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной: Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

5.Работа с текстами пословиц

Прочитайте пословицы, приведенные в учебнике, и объясните их смысл.

Какие из этих пословиц можно назвать устаревшими?

1. Составьте диалоги с использованием пословиц на тему дружбы, труда,знание, мудрости.

2. Придумайте вопросы к поговоркам и задайте их своему соседу с тем, чтобы он ответил на него поговоркой. Совпали ли задуманная вами и произнесенная им пословицы? Например:

В какой поговорке говорится, что дом ценится не мебелью, которая в нем, а душевной атмосферой, которая в нем царит!

(Красная изба не углами, а красна пирогами).

Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает свое дело?

(Дело мастера боится.)

Как отлынивают от работы лентяи?

(Работа не волк, в лес не убежит.)

Каково происхождение крылатых слов, пословиц поговорок, имеющих библейский источник? В каких ситуациях мы их употребляем? Сравните библейские афоризмы и пословицы и поговорки:

«Кесарю кесарево, а Божие Богу»- Каждому своё.

«..худые сообщества развращают добрые нравы».- С кем поведешься, от того и наберешься

« ..Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» - Что посеешь-то и пожнёшь.

6. Рефлексия. Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?

- Составление синквейна ? Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.

У себя в папке вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь. - Чтение синквейнов. Пословица. Умная, точная. Учит, воспитывает, помогает. Передается из уст в уста. Народная мудрость 7. Заключение. Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение. 8.Домашнее задание . Составить тематические подборки пословиц (поговорок).




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы