Про деток, от рождения до школы

Временное правительство (март-октябрь 1917 г.): состав, структура, функции. Аппарат центрального и местного управления в 1917 г.

Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу государства и права России.

1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П. И. Милюков публично обвинил правительство в глупости и измене. Его речь стала сигналом к антиправительственному подъему. Великие князья Николай Михайлович и Николай Николаевич предложили царю создать министерство, ответственное перед Думой. Этого же требовали земские собрания и съезды. Ситуация осложнялась.

Первым ударом грома стало убийство царского фаворита Григория Распутина. Однако Николай II не почувствовал надвигавшейся грозы. Вместе с Протопоповым он разрабатывал планы военного подавления возможных беспорядков в Петрограде. В январе 1917 г. он назначил премьер-министром Н. Д. Голицына , которого не признавали даже его коллеги по министерству.

14 февраля 1917 г. в столице начались забастовки, которые уже не прекращались; 23 февраля стотысячная демонстрация работниц потрясла Петроград; 25 февраля император издал указ о роспуске Государственной Думы. 27 февраля в Петрограде началось восстание и был создан Временный комитет Государственной Думы, на основе которого 1 марта было создано Временное правительство. Оно формально ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета, совместно с которым до мая 1917 г. оно проводило заседания. В то же время Петроградский Совет связал правительство рядом обязательств и следил за их исполнением. Это были требования: проведения немедленной и полной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам; осуществления свободы слова, собраний и других свобод, в том числе для военнослужащих; принятия немедленных мер по созыву Учредительного собрания на основе демократических выборов; замены полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным местному самоуправлению; демократических выборов органов самоуправления; отмены всех сословных, религиозных и национальных ограничений. Согласившись с общедемократическими требованиями Совета, буржуазные лидеры из Временного комитета Государственной Думы отказались от предложенного пункта о «воздержании от всех действий, предрешающих форму будущего правления».

При Министерстве юстиции создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Образованы новые органы : Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления. Временное правительство возглавил Львов .

В июне 1917 г. около 390 местных делегатов прислали своих делегатов на первый Всероссийский съезд советов, который избрал ВЦИК . В июне решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября, потом на ноябрь. В августе в Москве создано Государственное совещание, на котором произошел раскол умеренных и революционных групп. Временное правительство, потерявшее авторитет после «дела Корнилова», стало искать поддержки среди социалистов. 14 сентября созывается Совещание из председателей советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Создан орган контроля над правительством . В октябре распускаются выборные члены Государственного совета, распускается Государственная Дума. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

  • 26 февраля 1917 г. происходят столкновения с полицией и жандармерией, но часть войск неожиданно для властей переходит на сторону восставших. 27 февраля начался повсеместный переход армии на сторону восставших. Создаются сразу 2 органа, управляющих этим восстанием :
  • 1) Временное правительство, которое является легитимным органом власти;
  • 2) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Временное правительство - это вся Россия на законных основаниях. Помимо Петроградского Совета, в марте 1917 г. возникло свыше 600 советов на местах, которые избрали постоянно действующие органы - исполнительные комитеты. Это были избранники народа, которые опирались на широкую поддержку трудовых масс.

Советы 1917 г. - выборный орган, но без единого документа об избрании, соответственно, долгое время не существовало органа, координирующего действия советов, и Петросовет взял на себя эту роль. В губерниях создавались советы двух типов :

  • 1) рабочих и солдатских депутатов;
  • 2) крестьянских депутатов.

Из этих советов и был создан совет, который сразу себя конституциировал, а на время между сборами совета его обязанности исполнял исполнительный комитет (ВЦИК).

Эсеро-меньшевистские лидеры Петроградского Совета хотели видеть Россию республикой, но не настаивали на этом, а кадеты - конституционной монархией. Однако в условиях революции кадеты на своем съезде в марте 1917 г. согласились с провозглашением России республикой. Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали два правительства. Эти две альтернативные системы не могли быть соединены, поскольку они представляли интересы противоположных социальных слоев общества. В приоритетном положении оказалась та система, которую возглавляло Временное правительство, потому что у него были опытные кадры, знавшие науку и практику управления, были связи, знания, поддержка зарубежных политических сил и отечественного капитала, были средства.

В то время преобладающее влияние в советах, - как в Петроградском, так и в провинциальных, - имели представители партий меньшивиков и эсеров , которые ориентировались не на победу социализма, полагая, что в отсталой России нет для этого условий, а на развитие и закрепление ее буржуазно-демократических завоеваний. Такую задачу, считали они, в переходный период может выполнить Временное буржуазное правительство, которому в проведении демократических преобразований страны необходимо обеспечивать поддержку, а при необходимости оказывать на него давление. Фактически реальная власть и в период двоевластия находилась в руках советов, ибо Временное правительство могло управлять только при их поддержке и проводить свои декреты с их санкции. Советы рабочих и солдатских депутатов действовали совместно и проводили свои заседания в одном здании - Таврическом дворце, который превратился в центр политической жизни страны. Затем последовали кризисы Временного правительства :

  • 1) 18 апреля 1917 г. нота Милюкова - намерение Временного правительства довести войну до решительного конца - восстание - «долой Временное правительство!»;
  • 2) июньский кризис - Ленин сказал, что большевики готовы взять власть в свои руки, а его «партия - ум, честь и совесть нашей эпохи»;
  • 3) провал армии, 4 июля - выступления рабочих.
  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)

    В результате Февральской революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего, изменилась форма правления: на смену монархии пришла буржуазная республика (в этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны). Однако, характеризуя государственный строй России в этот период (март-октябрь 1917 г.), необходимо учитывать следующие моменты.

    1. Официально республика была провозглашена только 1 сентября 1917 г., но окончательно решить этот вопрос должно было Учредительное собрание (учитывая опыт английской и французской буржуазных революций, сохранялась возможность реставрации монархической формы правления - в виде конституционной монархии).

    2. Особую роль, в этот период играли (до июльских событий 1917 г.) Советы. Первый Совет - Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов - был образован 27 февраля 1917 г., Московский совет - 1 марта 1917 г. В марте 1917 г. возникло около 600 различных Советов (рабочих депутатов, солдатских депутатов, рабочих и солдатских депутатов, крестьянских депутатов). В дальнейшем их количество неуклонно росло. Они самостоятельно начали объединяться. Уже в марте-апреле 1917 г. было проведено Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов, в работе которого приняли участие представители 185 Советов, включая солдатские комитеты.

    В мае 1917 г. был созван I Всероссийский съезд крестьянских депутатов (большинство принадлежало эсерам), а в июне 1917 г. - I Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов (находился под влиянием меньшевиков и эсеров).

    Все советские органы были выборными; право избирать и быть избранными в них принадлежало в основном только трудящимся; буржуазия в выборах не участвовала (за исключением сельских Советов). Советы создавали свои исполнительные органы - уездные, губернские и иные исполнительные комитеты, во главе которых стояли ЦИК (Центральный исполнительный комитет) крестьянских депутатов и ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) Советов рабочих и солдатских депутатов.

    Таким образом, в марте-октябре 1917 г. сформировались две системы Советов - крестьянских депутатов и рабочих и солдатских депутатов - со своими высшими руководящими и исполнительными органами. В первые месяцы революции Советы стали реальными хозяевами на предприятиях, транспорте, в воинских частях. Однако со временем власть стала все больше переходить от Советов к органам Временного правительства, что происходило с согласия руководства Советов (меньшевиков и эсеров).

    До июля 1917 г. в России царило двоевластие, номинальная власть принадлежала самосформированному Временному правительству, а фактическая власть - Советам, опирающимся на поддержку подавляющей части населения России (трудящихся).

    Ведь даже само образование Временного правительства стало возможным в результате соглашения, заключенного между эсероменьшевистскими лидерами Петроградского совета и Временным комитетом Государственной думы, при этом за Советом признавалось право «контроля».

    В этот момент Советы могли провозгласить переход власти в их руки, а у Временного комитета Государственной думы или только сформированного Временного правительства не было бы возможностей и сил им в этом воспрепятствовать.

    Но Советы сами стали постепенно уступать власть Временному правительству. А после июльских событий 1917 г. (разгон мирной демонстрации с лозунгом «Вся власть Советам!» в Петрограде 4 июля 1917 г.), 9 июля, меньшевистско-эсеровский ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦИК крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства. После этого вся власть перешла к Временному правительству, а Советы временно утратили свое значение (после Корниловского мятежа в августе 1917 г. их роль стала возрастать, тогда же усилился и процесс большевизации Советов).

    3. Временное правительство в системе государственных органов на протяжении всего периода своего существования пребывало в крайне неустойчивом состоянии, что в немалой степени было обусловлено продолжающимся революционным движением трудящегося населения. это правительство, не будучи ответственным перед каким-либо представительным органом, но, получая постоянный вотум недоверия народа, переживало время от времени кризисы, что заставляло его лидеров искать новые формы осуществления своих функций и сохранения власти в своих руках. Так, одной из таких форм было образование так называемых трех коалиционных правительств, когда в их состав входили министры-социалисты.

    В поисках выхода из кризиса 1 сентября 1917 г. власть была передана «Совету пяти», или Директории - Коллегии из пяти министров Временного правительства.

    4. В период Февральской революции были нарушены фундаментальные принципы права . Обратимся к работе Г. Кельзена (одного из основателей нормативистского направления в праве) «Чистое учение о праве»: «Принцип, согласно которому норма правопорядка действует до тех пор, пока ее действительность не будет прекращена предусмотренным правопорядком способом или заменена действительностью другой нормы этого правопорядка, - этот принцип есть принцип легитимности». Этот же принцип был закреплен и в Основных государственных законах Российской империи от 23 апреля 1906 г. в ст. 94: «Закон не может быть отменен иначе как только силою закона. Посему, доколе новым законом положительно не отменен закон существующий, он сохраняет полную свою силу».

    Так, при отречении Николая II от престола были нарушены Основные государственные законы Российской империи: он не имел права отрекаться от имени своего сына. Согласно Основным законам, при вступлении на престол император брал на себя обязательство свято соблюдать законы о престолонаследии. Россия принадлежала к типу наследственных монархий, где было наследование установлено по закону, а не по завещанию (со времен Павла I).

    Уже в эмиграции русский юрист Л.И. Новгородцев заметил о Временном правительстве: «Это была не столько демократия, сколько узаконенная анархия». С момента 2-3 марта 1917 г. - отречений Николая II и великого князя Михаила - началось движение «в пустоту неправомерного бытия». Россия вернулась на путь легитимности по существу только с 10 июля 1918 г. - со дня принятия первой Советской Конституции.

    Временное правительство . Высшим органом государственного управления являлось Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции вплоть до созыва Учредительного собрания. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись. Фактически оно выполняло и функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные).

    Временное правительство первого (однородного) состава считало себя преемником старой власти - 7 марта 1917 г. на заседании Сената правительство приняло присягу и глава первого состава Временного правительства князь Львов был назначен на должность председателя Совета министров царем одновременно с подписанием акта об отречении. Выражалось это также в преемственности внешней политики.

    На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы (вплоть до мая 1917 г. Временное правительство проводило совместные заседания с Временным комитетом). Однако Временное правительство высшим органом государственной власти считало Сенат, которому предоставило право утверждения каждого нового министра (правда, это было чистой формальностью; реальное влияние на формирование правительства оказывали Петроградский совет, а затем и ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов). Но Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в неприкосновенности старую государственную машину, вынуждено было пойти на определенные уступки стремительно революционизирующемуся народу. Были упразднены Департамент полиции (вместо него в тот же день - 10 марта 1917 г. - в системе МВД было создано Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан; к июлю в нем работало 2/5 старых чиновников), отдельный корпус жандармов, охранные отделения, Главное управление по делам печати (цензура); ликвидированы Министерство императорского двора и Канцелярия царя. Упразднялся Синод и должность обер-прокурора Синода. 6 октября 1917 г. были упразднены Государственный совет, Государственная дума и Временный комитет Государственной думы. Отменялась цензура (создана информационная Книжная палата). Был санкционирован арест царя вместе с семьей, членов царского Совета министров и наиболее реакционных администраторов на местах.

    Временное правительство создало и некоторые новые звенья центрального государственного аппарата: Министерство труда. Министерство продовольствия, Министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями), Министерство почт и телеграфов; Министерство вероисповеданий;

    19 марта 1917 г. был создан Главный земельный комитет. Позднее возникла система земельных комитетов, включавшая губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Земельные комитеты создавались для подготовки земельной реформы и разработки неотложных мер до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием. 21 июня 1917 г. Временным правительством были учреждены Экономический совет (для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда») и Главный экономический комитет - исполнительный хозяйственно-регулирующий орган (игра-ч роль Министерства экономики). В мае 1917 г. стали создаваться продовольственные комитеты: губернские, уездные, городские и волостные.

    Местное управление . Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, земских начальников (1 октября 1917 г.), становых приставов. Временно обязанности местной администрации были возложены на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов. 5 марта 197 г. Временное правительство приняло постановление о повсеместной замене губернаторов губернскими комиссарами Временного правительства. Позднее органами местной государственной власти стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Формально губернские комиссары наделялись примерно теми же нравами, что и губернаторы. На деле их положение было крайне неустойчивым, так как им приходилось преодолевать сопротивления органов местного самоуправления (вместо ликвидированных волостных сходов и судов создавались волостные земские собрания и управы, в городах - районные думы и управы), Советов и других революционных организаций.

    В мае 1917 г. Временное правительство утвердило «Временное положение о земских учреждениях», согласно которого компетенция земских органов была расширена по сравнению с Положением 1890 г. Общее руководство земствами осуществлял Всероссийский Земский союз (в июне 1917 г. было утверждено «Положение о Всероссийском Земском союзе»), деятельность городских и районных дум и управ возглавлял Совет дум.

    В мае 1917 г. был принят Закон «О волостном земстве» - создавались волостные земства (при них волостные управы) и упразднялись волостные правления и волостные старшины.

    Судебная система. Милиция . Некоторые изменения произошли и в судебной системе. Были упразднены особые суды: суды с сословными представителями. Верховный уголовный суд. Упразднялись и волостные суды. Суд присяжных вводился и гам, где раньше отсутствовал (создавались даже военные суды с участием присяжных).

    Приказом Министерства юстиции от 3 марта 1917 г. в Петрограде были учреждены временные суды, которые действовали в составе мирового судьи и двух представителей от армии и рабочих (все члены этих судов имели равные права, решения выносили большинством голосов; судебное разбирательство было устным и гласным; приговоры вступали в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали; только министр юстиции мог в порядке надзора отменить любой приговор временного суда); но эти суды в июле 1917 г. были упразднены.

    Постановлением Временного правительства мировые суды были созданы еще в 33 губерниях (в дополнение к тем 20 губерниям, в которых они были восстановлены в 1912 г.).

    Законом от 30 мая 1917 г. в уездах стали действовать административные суды, в губерниях - административные отделения окружных судов. На I департамент Сената были возложены административно-судебные функции. Административные суды рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями. 7 сентября 1917 г. ведению этих судов были подчинены земельные и продовольственные комитеты.

    В период с марта по первую половину апреля 1917 г. в России отсутствовали какие-либо нормативные акты, определяющие порядок формирования, организации и финансирования органов народной милиции. Исключение составляло заявление Временного правительства от 3 марта 1917 г. о том, что важнейшей задачей новой власти является «замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления». Поэтому местные (уездные и городские) исполнительные комитеты самостоятельно приступили к формированию нормативно-правовой базы деятельности милиции и созданию органов уездной и городской милиции.

    Только 26 марта 1917 г. на совещании, посвященном вопросам самоуправления. Временным правительством было принято решение о создании Комиссии по реформе органов охраны и обеспечения порядка. 17 апреля 1917 г. Временное правительство рассмотрело подготовленные Комиссией проекты и утвердило постановление «Об учреждении милиции» и указ «Временное положение о милиции». Милиция формировалась как исполнительный орган местного самоуправления и находилась на местном финансировании.

    Наружная полиция заменялась милицией. В городах и уездах учреждалась городская и уездная милиция, организацией и управлением которых ведали соответственно городские думы и уездные земские собрания и исполнительные органы (городские и уездные земские управы). Милицию составляли начальник милиции (избирался и увольнялся городской или земской управою), его помощники, участковые начальники милиции, их помощники, старшие милиционеры и милиционеры. Ведению милиции подлежали: принятие мер к прекращению нарушения порядка и закона, оповещение населения о распоряжениях властей, обеспечение порядка в общественных местах, охрана дорог, мостов, улиц, площадей и надзор за порядком движения на них, производство дознаний и участие в предварительном следствии по уголовным делам, участие по делам публичного обвинения в качестве обвинителей в указанных в законе случаях, учет населения, сообщение воинским властям сведений о проживающих в данной местности воинских чинах, просрочивших свой отпуск, и т.д. Устанавливалось подчинение милиции правительственным инспекторам милиции в губерниях, а также губернским и уездным комиссарам Временного правительства.

    Кроме того, функцию охраны общественного порядка на местах выполняли отряды Красной гвардии, которые стали особенно активно формироваться после Корниловского мятежа и находились в подчинении Советов и их исполкомов.

    Уголовный розыск . В течение нескольких дней февраля-марта 1917 г. сыскная полиция перестала функционировать практически повсеместно, специалисты в области уголовного сыска были разогнаны, многие уголовные дела уничтожены, преступники выпущены на волю. Отделения уголовного розыска сохранились лишь в нескольких городах (например, в Москве).

    Разгул уголовной преступности потребовал восстановления органов уголовного розыска. 11 июля 1917 г. Временным правительством было принято постановление «Об упразднении Петроградской сыскной полиции и об утверждении Положения о Петроградском столичном управлении уголовного розыска». Управление находилось в ведении Министерства юстиции. В структуру управления входили: канцелярия, бюро справок и регистрации преступников, медицинский кабинет, смотрительная часть, подготовительные курсы субинспекторов и учебно-показательный музей. Начальник управления назначался прокурором Петроградской судебной палаты из лиц с высшим юридическим образованием. В штате управления состояло 15 инспекторов и 400 субинспекторов. Для координации деятельности уголовного розыска с другими правоохранительными органами при управлении учреждался Совет в составе 12 членов: председателя (назначался прокурором судебной палаты), начальника управления уголовного розыска, трех представителей городского общественного управления, по одному представителю от Совета, военного ведомства, градоначальства, милиции, столичных мировых судей, судебных следователей, адвокатов.

    Однако единообразной системы уголовного розыска в масштабе всей страны в этот период создано не было.

    Во время Февральской революции тюремные учреждения как символ «старого строя» становились мишенью для восставшей толпы, подвергались разрушению, а документы - сожжению (так было почти полностью уничтожено делопроизводство Главного тюремного управления).

    Одним из первых шагов по стабилизации ситуации стало объявление Временным правительством в марте 1917 г. амнистии заключенных, на основании которой из мест лишения свободы были освобождены 88 097 заключенных (в том числе 5737 политических).

    В апреле 1917 г. Главное тюремное управление было переименовано в Главное управление местами заключения. На местах тюремные инспекции были заменены комиссиями губернских исполнительных комитетов. К этому времени в России функционировало 712 мест лишения свободы.

    Временное правительство несколько смягчило режим отбывания наказания в местах заключения: были отменены наказания розгами, одевание наручников и кандалов, применение смирительных рубашек.

    Временное правительство 1917 года являлось высшим исполнительным и законодательным органом в России. Сформировано оно было после Существовало Временное правительство с 15 марта по 7 ноября. Формирование его началось после отречения царя Николая 2 от престола.

    Руководство 4-й Государственной Думы образовало 27 февраля Временный комитет. Председателем был М. В. Родзянко. Членами временного правительства были министры:

    Внутренних дел и министр-председатель Е. Г. Львов (князь);

    Юстиции - А. Ф. Керенский (трудовик, а затем эсер);

    Земледелия - А. И. Шингарев (кадет);

    Финансов - М. И. Терещенко (внепартийный);

    Морской и военный - А. И. Гучков (октябрист);

    Иностранных дел - П. Н. Милюков и прочие деятели.

    Сформировавшееся правительство назвало себя "Временным", пока не будет созвано

    Первая его декларация была обнародована в которой указывалась дальнейшая Деятельность Временного правительства сопровождалась широкими демократическими изменениями. Так, по религиозным и политическим делам принята амнистия, сняты ограничения вероисповедания, отменены сословия. Это способствовало развитию популярности новой власти.

    В самом начале существования Временное правительство получило массовую поддержку населения. Кроме того, правящие круги Франции, Великобритании, США также его поддерживали.

    Однако "новая власть" не решала и не могла решить ни одного основного вопроса в стране. Решение аграрной проблемы, устранение голода, разрухи в стране, формирование политической линии, государственного состава и прочие фундаментальные вопросы были отложены до Учредительного Собрания.

    Несостоятельность Временного правительства привела к антиправительственным выступлениям. В апреле развился первый кризис власти. Ускорило его появление заявление Временного правительства о дальнейших действиях на внешнеполитической арене (вести войну до конца, выполняя неуклонно соглашения и договоры, заключенные между царем и союзными державами).

    В результате кризиса власти в отставку ушли А. И. Гучков и П. Н. Милюков. На смену им пришли М. И. Терещенко и А. Ф. Керенский. В мае было созвано коалиционное правительство. В его составе было шесть министров-социалистов. Превратившись в партии власти, объединения меньшевиков и эсеров получили возможность реализовывать свои программные идеи.

    6 мая Временное правительство обнародовало декларацию, в которой обещало осуществить радикальные аграрные изменения. Обещания реализованы не были. В стране заметно ухудшалась ситуация. Вскоре недовольство народа спровоцировало второй кризис власти.

    18 июня прошла массовая демонстрация под большевистскими лозунгами и под руководством лидеров Исполнительного комитета в Петроградском совете.

    После третьего правительственного кризиса 2 июля уходят в отставку министры-кадеты. На следующий день солдаты из пулеметного полка вышли на улицы Петрограда. Временным правительством эта демонстрация была расстреляна, а затем объявлено военное положение в Петрограде.

    1 сентября А.Ф. Керенский образовал новый госорган - Директорию (Совет пяти). Новое правительство объявило распустив 4-ю Государственную Думу. Однако А. Ф. Керенский начал весьма быстро терять поддержку общества. На Демократическом совещании 14 сентября предполагалось решить вопрос правления, но партии-участники не смогли прийти к одному мнению.

    Керенским было создано третье Но большевики решают силой захватить власть. В результате Временное правительство в 1917 году 26 октября (в два часа десять минут) было арестовано.

    «Это - та самая революция, о которой так много говорили и которую никто не собирался делать».

    П. Н. Милюков

    К концу 1916 г. в России назрел глубокий экономический, политический и социальный кризис. Экономическая разруха, порождённая войной, обострение нужды и бедствий народных масс, рост антивоенных настроений и всеобщее недовольство самодержавием, всё это привело в феврале 1917 г. к революционному восстанию.

    17 февраля (2 марта) в Петрограде на Путиловском заводе по причине продуктового дефицита началась забастовка рабочих. 23 февраля (8 марта) работницы Петрограда вышли на демонстрацию с требованиями хлеба и прекращения войны. Через несколько дней массовые забастовки на столичных заводах переросли во всеобщую политическую стачку (охватившую 305 тыс. человек), которая от экономических требований перешла к политическим: «Долой самодержавие!», «Долой войну!».

    27 февраля (12 марта) 1917 г. всеобщая политическая стачка переросла в вооружённое восстание. На сторону революции перешла значительная часть армии (около 67 тыс. человек). Отрядами рабочих и солдат были захвачены все стратегические пункты столицы (мосты, вокзалы, правительственные учреждения и т.п.).

    В этот же день, 27 февраля (12 марта), был образован Петроградский совет рабочих депутатов, избравший свой Исполнительный комитет. Большинство и в Совете, и в Исполкоме, состоявшем из 15 человек, принадлежало меньшевикам и эсерам. Председателем Исполкома Совета был избран лидер меньшевистской фракции Государственной думы Н. С. Чхеидзе, заместителями председателя - эсер А. Ф. Керенский и меньшевик М. И. Скобелев. От большевиков в Исполком вошли А. Г. Шляпников и П. А. Залуцкий. Петроградский совет начал действовать как орган революционной власти, приняв ряд важных решений. Первым было постановление об изъятии финансовых средств царской власти и установлении контроля над ними. Затем, 1 (14) марта Совет издал знаменитый Приказ № 1, предусматривавший создание в воинских частях выборных солдатских комитетов и передававший в их распоряжение всё оружие; согласно этому приказу Петроградский гарнизон выводился из подчинения старому командованию.

    Одновременно с образованием Петроградского совета лидеры буржуазных партий в Государственной Думе создали Временный комитет для восстановления порядка и сношения с лицами и учреждениями под председательством М. В. Родзянко. Во Временный комитет вошли представители всех фракций Думы, за исключением правомонархических: М. В. Родзянко (председатель Думы, земец-октябрист), Н. В. Некрасов (кадет), И. И. Дмитрюков (секретарь Думы, левый октябрист), В. А. Ржевский (прогрессист), Н. С. Чхеидзе (одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, социал-демократ), А. Ф. Керенский (одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик), П. Н. Милюков (кадет), А. И. Коновалов (прогрессист), М. А. Караулов (независимый), С. И. Шидловский (председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов), В. В. Шульгин (лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе) и В. Н. Львов (председатель думской фракции Центра), Б. А. Энгельгардт (комендант петроградского гарнизона).

    Сначала Петроградский совет и Временный комитет Думы действовали независимо друг от друга. 1 (14) марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства и 2 (15) марта оно было сформировано. Ведущую роль в нём играли представители либерально-буржуазных партий - кадетов, октябристов и прогрессистов. Председателем Временного правительства и одновременно министром внутренних дел был назначен крупный помещик князь Г. Е. Львов - член Московского комитета партии прогрессистов. В состав Временного правительства вошли лидер партии кадетов П. Н. Гучков (военный и морской министр), эсер А. Ф. Керенский (министр юстиции), П. Н. Милюков (министр иностранных дел), А. И. Коновалов (министр торговли и промышленности), М. И. Терещенко (министр финансов).

    Поздним вечером 2 (15) марта 1917 г. под давлением революционных масс император Николай II отрёкся от престола в пользу брата Михаила Александровича, который отказался от власти, оставив вопрос о ней на усмотрение Учредительного собрания .

    Таким образом, после свержения самодержавия в ходе Февральской революции в стране установилось двоевластие. Первую ветвь власти - буржуазно-демократическую, представляло Временное правительство, вторую - революционно-демократическую - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

    Новая власть провозгласила в России политические права и свободы (слова, собраний, совести, печати, союзов, манифестаций). Были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, объявлялась политическая амнистия, явочным порядком вводился 8-часовой рабочий день.

    Лит.: Алуф И. А. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 // Большая советская энциклопедия. Т. 27. М., 1977; Бурджалов Э. Н. Вторая русская революция. Восстание в Петрограде. М., 1967; Нефёдов С. А. Февраль 1917 года: власть, общество, хлеб и революция // Уральский исторический вестник. 2005. № 10-11. С. 112-123.

    См. также в Президентской библиотеке:

    Обращение Временного правительства к народу. 1917 ;

    Февральская революция: Мемуары. М. ; Л., 1926 ;

    Положение о выборах в Учредительное собрание, проект наказа о применении данного положения, объяснительные записки особого совещания по выработке проекта положения о выборах в Учредительное Собрание, по вопросу о числе и распределении по избирательным округам депутатских мест. 1917 ;

    Сведения о составе министров Временного правительства, Совета Министров и Государственной Думы. 1917 .


    «Февральский» и «Октябрьский» этапы революции

    Нарастающий революционный кризис, завершившийся восстанием в Петрограде в феврале 1917 г., имел под собой солидные основания. Увеличивающийся разрыв в темпах экономического развития между динамично растущей промышленностью и замедленностью движения аграрного сектора приводил к нарушению баланса социальных сил, порождая острейшие социально-политические конфликты, усиленные, к тому же, участием России в войне. Разрешение этих крупнейших противоречий лежало в политической сфере – либо с помощью дальнейших реформ, проводимых самим государством, либо, в случае отказа последнего, – революционным путем.

    Неспособность правительства понять эту дилемму сделала неизбежной Февральскую революцию, положившую начало длительному революционному процессу, растянувшемуся на целых четыре года. Стихийное восстание в Петрограде, завершившееся отречением Николая II, стало концом самодержавного строя в России. Тем самым, началась ликвидация и всей старой государственной системы управления.

    Возникшая система власти была крайне неустойчивой, поэтому ее развитие перемежается постоянными кризисами. Первый такой кризис сложился в апреле 1917 г., когда Временное правительство попыталось открыто выразить свое отношение к войне. Было сформировано первое коалиционное правительство из представителей кадетов и социалистов, получившее поддержку на I съезде Советов в июне 1917 г.

    Тенденция к созданию диктатуры в России явно набирала силу. Ее необходимость признавалась практически всеми, как левыми, так и правыми. С одной стороны, открытое стремление к власти, определяемой как диктатура пролетариата, продемонстрировали большевики, а с другой – о необходимости покончить с анархией все более громко начали говорить военные.

    Октябрьские события 1917 г. – пожалуй, одна из самых дискуссионных тем во всей отечественной историографии. К сожалению, однако, споры часто имеют целью не столько выяснение истины, сколько доказательство правильности или неправильности избранного в результате Октября пути. Превращение темы в актуальный политический вопрос, ее использование в идеологическом противостоянии немало способствовало мифологизации проблемы. Отсюда одна из важнейших задач изучения событий октября 1917г. – освобождение ее от конъюнктурных политических наслоений и превращение в объект максимально строгого научного анализа.

    Развитие революционного процесса в марте-октябре 1917 г. с закономерностью подводило страну к выбору между анархическим саморазрушением общества и жесткой диктатурой, независимо от того, какие именно лозунги будут написаны на ее знаменах. Неудача создания правой диктатуры Корниловым во многом предопределила последующую попытку установления левой диктатуры, предпринятой большевиками. Расстановка социальных и политических сил осенью 1917 г. весьма благоприятствовала радикальным тенденциям. Временное правительство и активно поддерживающие его партии социалистов к этому времени полностью лишились былой популярности в массах, потерявших всякое терпение от длительного ожидания обещанных улучшений жизни. Не вызывала их деятельность энтузиазма и в кругах правых, к тому же, ослабленных поражением корниловского переворота. Это, конечно, еще не означало перехода большинства населения на сторону большевиков, значительная часть его, прежде всего, крестьянство, оставалась весьма индифферентна по отношению практически ко всем политическим партиям.

    Успех большевиков в октябре 1917 г. не только не завершил, но, напротив, усилил борьбу за власть в стране. Новый этап борьбы охватывает период с осени 1917 г. до весны 1918 г. и характеризуется неустойчивостью позиций большевиков, заставляющей их искать союзников и ради этого идти на компромиссы.

    Важнейшим положением антикризисной программы большевиков, в прямую зависимость от выполнения которой они ставили саму устойчивость своей власти, был скорейший выход России из войны. Поэтому, начиная с декрета о мире, они предпринимают настойчивые и весьма последовательные попытки решить эту задачу.

    Государственный аппарат, созданный Февральской революцией

    25 февраля 1917 г. массовые демонстрации под лозунгами «Хлеба!» и «Долой самодержавие» переросли во всеобщую политическую стачку. На другой день к ней стали присоединяться войска.

    27 февраля Дума, подчинившись указу о ее роспуске, собралась на «неофициальное» заседание и образовала Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами из 12 человек.

    Органы власти. 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета было создано Временное правительство. Великий князь Михаил, к которому перешла корона, отрекся от престола в пользу Временного правительства.

    Правительство было сформировано из представителей правой буржуазии и крупных помещиков, важные посты были отданы кадетам. Оно было тесно связано с буржуазными общественными организациями, которые возникли в годы войны (Всероссийский земский союз, Городской союз, Центральный военно-промышленный комитет). В своей Декларации правительство объявило амнистию политическим заключенным, гражданские свободы, замену полиции «народной милицией», реформу местного самоуправления.

    Временное правительство соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). Для решения второстепенных вопросов было образовано Совещание товарищей министров.

    Временное правительство считало себя преемником монархического государства и стремилось сохранить старый государственный аппарат. Однако на волне демократизации в состав ведомств и учреждений включались представители Советов, профсоюзов и других общественных организаций.

    25 мая было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Демократическое совещание избрало постоянно действующий Временный совет республики – Предпарламент (сначала из 313, а позже из 555 членов). Предполагалось, что ему станет подотчетно правительство, но на деле Предпарламент сам стал лишь совещательным органом при Временном правительстве и заметной роли в укреплении государственной системы не сыграл.

    3 июля было нарушено неустойчивое равновесие сил между Временным правительством и Петроградским советом («двоевластие»), была расстреляна демонстрация под советскими лозунгами.

    25 августа произошел неудачный мятеж генерала Корнилова, который вместе с рядом других генералов пытался свергнуть Временное правительство. После этого из правительства были удалены министры-кадеты и 1 сентября сформирована Директория из пяти человек во главе с Керенским. Она существовала до 24 сентября, когда было сформировано правительство.

    Органы управления. Временное правительство сохранило структуру царского Совета Министров, упразднив лишь Министерство императорского двора и уделов. В марте в МВД было образовано Особое совещание по местной реформе.

    В мае было образовано Министерство труда, главными отделами которого были отдел взаимоотношений труда и капитала, отдел конфликтов, отдел рынка труда. Из отделов старых министерств выделились также Министерство продовольствия, Министерство государственного призрения и Министерство почт и телеграфов.

    Для выработки экономической политики в июне при Временном правительстве были учреждены Экономический совет и Главный экономический комитет.

    В целях укрепления связи государства с церковью в августе было образовано Министерство исповеданий. 15 августа в Москве открылся церковный собор, который должен был обсудить вопросы взаимодействия православной церкви с новым государством.

    Местные органы власти и самоуправления. В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходило два процесса – децентрализация (вследствие ослабления государственного аппарата и местнических устремлений буржуазии) и демократизация – под сильным давлением снизу. Были ликвидированы посты генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, полицейские и жандармские должности и управления.

    Значительно расширились полномочия земских и городских органов самоуправления. Были учреждены волостные земские собрания (с управами как исполнительными органами). Волостные и уездные земские учреждения стали избираться всеобщими прямыми и равными выборами с тайным голосованием.

    В городах с населением свыше 150 тыс. человек были учреждены районные думы (и их управы) как органы самоуправления. 21 апреля был учрежден Главный земельный комитет, а также губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Основная задача этих комитетов состояла в том, чтобы предотвратить стихийное решение земельного вопроса крестьянами, затянуть процесс всякими проволочками и согласованиями.

    Новым институтом местной власти стали учрежденные в июне комиссары труда, при которых действовали фабрично-заводские инспектора. В ведении комиссаров находились создаваемые на предприятиях примирительные камеры из представителей рабочих и администрации.

    Армия и Карательные органы. Февральская революция нанесла сокрушительный удар по армии – важнейшему институту государства. 2 марта секретарь ЦИК Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов адвокат Н. Д. Соколов подготовил и принес в только что созданное Временное правительство известный «приказ N1». Приказ предусматривал выборы в войсках комитетов из нижних чинов, изъятие оружия у офицеров и передачу его под контроль комитетов, установление не ограниченной «ни в чем» свободы солдата. Этот приказ начал разрушение армии.

    Взяв курс на продолжение войны «до победного конца», Временное правительство столкнулось с созданными им самим трудностями – армия стала неуправляемой, началось массовое дезертирство. В июле на фронте были восстановлены упраздненные во время революции военно-полевые суды, но это не поправило дела. Учрежденное Политическое управление Военного министерства безуспешно пыталось наладить в войсках пропаганду в пользу продолжения войны.

    Система карательных органов Российского государства, которая складывалась в течение столетия, была разрушена революцией, а кадры деморализованы. Милиция находилась в ведении земского и городского самоуправления, была разношерстной и не обладала квалификацией.

    Право и Судебные органы. Временное правительство стремилось сохранить основы старого права: Уголовное уложение 1903 г. и судебные уставы 1864 г., Свод законов Российской империи и Табель о рангах. В марте при правительстве было учреждено Юридическое совещание, в которое были назначены семь видных юристов. Оно должно было давать «предварительные юридические заключения» на решения Временного правительства.

    Оставив определение общих принципов новой правовой системы будущему парламенту, Временное правительство ограничилось изданием большого числа временных законов и положений (о комиссарах правительства, о местных земельных комитетах, о волостном земстве и о введении земств в «неземских губерниях» и т.д.).

    В октябре, уже полностью утрачивая контроль за ходом событий, правительство учреждает Особую комиссию Юридического совещания по составлению проекта основных государственных законов. С 11 по 24 октября эта комиссия разрабатывала проект конституции. По этому проекту, Россия становилась президентской буржуазной республикой с двухпалатным парламентом.

    Самые большие изменения были внесены в систему мировых судов. Этот судебный орган, восстановленный законом 1912 г., к 1917 г. был введен лишь в 20 губерниях из 97. Повысилась уголовная юрисдикция мирового суда, был определен порядок рассмотрения особо важных гражданских и уголовных дел – особым мировым присутствием с добавочным мировым судьей и двумя членами.

    30 мая был издан закон о создании суда по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья со своим делопроизводством. Административные судьи рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями.

    Итоги деятельности Временного правительства

    В результате Февральской революции власть в России перешла к партиям, прежде находившимся в оппозиции царскому режиму. Многие видные общественные деятели, представители разных политических сил входили в течение марта-октября 1917 года в состав Временного правительства. Казалось, наступило время для реализации либеральных идей.

    Позитивными решениями Временное правительство допустило и массу ошибок. Одна из них состояла в том, что оно не сумело выдержать более или менее спокойный тон в отношении критики прежнего режима, чем в немалой степени способствовало радикализации общественного настроения.

    4 марта кабинет министров принял решение об организации Чрезвычайной следственной комиссии под председательством московского присяжного поверенного Н. К. Муравьева для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Члены Временного правительства во всех грехах обвиняли только царский режим. Утверждалось, что старая система управления основывалась на административных репрессиях, угнетении личности, подавлении его инициативы.

    Настало время расстаться с легендой о том, что Февраль – «золотой век» в истории России. Именно Февраль, как это ни прискорбно, привел страну к Октябрю. Чувства ненависти, мщения, злобы выплеснулись на улицы, подогреваемые большевистской пропагандой вседозволенности.

    Весь период с марта по октябрь был отмечен активностью правительства по реорганизации государственного аппарата. Первая же акция на этом пути оказалась не совсем удачной. Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям.

    При спешной реорганизации местных органов на практике получилась пестрота и большая неразбериха. В условиях хаоса и необходимости в срочном порядке организации новой структуры власти у правительства, вероятно, не было иного выбора, кроме создания административных органов управления сверху, тем более что эта структура носила временный характер. Однако эти шаги кабинета министров шли вразрез с публично декларируемой позицией, основанной на обещании провести выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, т.е. с участием народа.

    Отечественная историография в целом негативно оценивает результативность мероприятий Временного правительства в экономической и социальной сферах. Падение самодержавия вызвало взлет социальных ожиданий у большей части общества. Рабочие, солдаты, крестьяне многонациональной страны ждали немедленного удовлетворения своих требований. Это трагическое несоответствие между ожиданиями многомиллионных масс и возможностями разоренной войной страны порождало прямое революционное воздействие.

    Ситуация в России усугублялась тем, что Временное правительство вынуждено было решать социально-экономические вопросы в условиях продолжавшейся войны. Кадетская партия выступала за продолжение непопулярной в народе империалистической бойни. К тому же российское государство имело вполне конкретные обязательства перед странами Антанты.

    Критика правительства слева и справа и за авантюризм, и за бессилие, привела к его реорганизации. Министры Милюков и Гучков подали в отставку. Сформировалось коалиционное правительство с участием в нем представителей социалистических партий. Однако вхождение социалистов в кабинет министров несло в себе опасность не преодоления, а углубления кризиса власти с потерей авторитета и влияния уже самых умеренных социалистов и Советов, что и подтвердило дальнейшее развитие событий в стране.

    Непросто складывались отношения Временного правительства с национальными районами России. Уже в марте 1917 года на Украине ряд политических партий и организаций созвал Центральную Раду, которая возглавила национально-освободительное движение. Серьезной остроты достигло противостояние Временного правительства с населением Финляндии после решения о роспуске сейма. К сентябрю накалилась обстановка в Туркестане.

    Анализ деятельности правительства показывает, что позитивные шаги кабинета министров в политической, социальной и экономической сферах соседствовали с серьезными ошибками и просчетами, которые еще более накаляли обстановку в стране. Отсутствие единства в кругах интеллигенции, популизм отдельных членов Временного правительства, мощное давление снизу, нетерпение масс, которое в условиях революции приобрело характер стихийных выступлений, побуждавших правительство принимать поспешные, необдуманные решения, создавали благоприятные условия для передвижки власти влево – к крайне радикальным группам и партиям, предлагавшим простые и такие понятные массам рецепты решения сложнейших вопросов.

    

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Про деток, от рождения до школы