ПРОГРАММА
Факультативного курса
«Творческая работа выпускника». 11 класс.
Пояснительная записка
1. Программа факультативного курса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г
Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы.
«Дрофа». 2007 г.
Факультативный курс предусматривает 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.
Цель факультативного курса:
Развивать литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;
Формировать умения творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;
Развивать устную и письменную речи учащихся, логическое и образное мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развивать исследовательские навыки и творческие способностей.
Воспитывать интерес к художественному слову, способствовать эстетическому воспитанию школьника: умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Задачи факультатива:
Пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;
Формировать потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;
Развивать устную и письменную речи учащихся в процессе обучения творческому письму; эмоциональное восприятия художественного текста, творческое воображения, читательскую культуры и понимание авторской позиции;
Развивать умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
Формировать навыка интерпретации при анализе поэтического текста;
Развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического и прозаического произведений;
Развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Специальные умения и навыки:
Календарно-тематическое планирование
I четверть(9 ч.)
№ | Тема | План | |
Сочинение. Какое оно разное…Направления 2015 и 2016 г. Основные требования к сочинению. Знакомство с анализом прозаического произведения. Особенность анализа лирического произведения. | 1 час. | ||
Виды сочинений: а) отзыв; б) рецензия; В) эссе. Композиция сочинения: а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое); б) особенности основной части; б) заключение и его связь со вступлением. Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:
| 1 час. | ||
Классификация ошибок. Критерии оценок. Совершенствование написанного (редактирование). | 1 час. | ||
Направление Время . Темы: «Проблемы века». «Время поиска». «Человек и время», «Время мужания», «Пора взросления», «Герой нашего времени», «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А Кушнер). | 1час. | ||
Направление Дом . Темы: «Дом – центр мира для человека», «Дом – портрет души семьи», «Дом – разлад с собой и миром», «Дом – Россия». «Родительский дом -…» | 1 час. | ||
Направление Путь . Темы: «путь познания», «Дорога чести», «Путь к себе»…. | 1 час | ||
Направление Любовь . Темы: «Любовь навека», «Всегда ли любовь делает человека счастливым», «Любовь и война», «Лики любви». | 1час | ||
Направление Год литературы в России . Темы: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Литература - это исповедь или проповедь?» | 1 час | ||
Как раскрыть тему. Постановка проблемы. Композиция сочинения. | 1час |
II четверть(8 ч.)
№ | Вид урока | Тема | План | |
Теория | Направление Время . «Человек и время» (размышление), « Время испытаний» (по лирике А.Блока), «Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Из Библии). Жанры сочинений, композиция. | 1час | ||
Практика | Тезисы к сочинению по направлению Путь . «Дорога в никуда», «Дорога чести», «Ах, дорожка, фронтовая…». | 1час | ||
Теория | Направление Дом . «Дом – хранитель православных ценностей» (на основе собственного опыта). «Потеря дома – крушение нравственных идеалов». (О затоплении деревень в 70-80 –е гг. 20-го века). «Дом – разлад с собой и миром» (по пьесе М.Горького «На дне», | 1час | ||
Теория | Направление Любовь . Подготовка к сочинению: «Любовь есть духовное возрождение». (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»). «Кто сказал тебе, что нет настоящей, верной, высокой любви?» Особенность написания сочинения по цитате. | 1час | ||
Практика | Направление Год литературы в России . «Хорошая книга – это ручеёк…». Ключевые слова: добро, душа, хорошая. Как проследить основную мысль. | 1час | ||
Практика | « Время рассказать о человеке», «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». «Путь к себе». Роль вступления и заключения. | 1час | ||
Практика | «Время, вперёд!». «Какие вопросы задаёт человеку литература». Работа над композицией и лексическими средствами к сочинению. | 1час | ||
Практика | «Моя любимая книга» - тема лёгкая? (Почему любимая, насколько любимая, чем покорила эта книга? | 1час |
III четверть(10 ч.)
№ | Вид урока | Тема | План | |
Теория | Аргументы из литературных произведений. | 1 час | ||
Практика | Образ России в лирике Блока, Есенина, Бунина, Ахматовой. | 1 час | ||
Практика | «Дворянских гнёзд заветные аллеи» - Россия у Бунина и Чехова. | 1 час | ||
Практика | Время и люди в романе «Тихий Дон» М Шолохова. | 1 час | ||
Теория | Бунтующая личность Маяковского. (Лирический герой в лирике В.Маяковского). | 1 час | ||
Практика | Писатель – судья своего времени. (М.Шолохов, В.Распутин, В.Астафьев, Б.Васильев…) | 1 час | ||
Практика | Добро и зло в романах М.Булгакова. | 1 час | ||
Практика | «Окопная правда» на войне. Любовь и война. Проблема нравственного выбора на войне. Солдатские будни. | 1 час | ||
Практика | Сочинение по рассказу А. Геласимова «Нежный возраст». Отзыв. Рассуждение, эссе. | 1 час | ||
Практика | «Что с нами происходит?» Мир героев Шукшина. | 1 час | ||
IV четверть(8 ч.) | ||||
№ | Вид урока | Тема | План | |
Теория | Учимся редактировать сочинение. | 1 час | ||
Теория | Сочинения, сформулированные в виде проблемного вопроса. | 1 час | ||
Практика | Обзорные темы. | 1час | ||
Теория | Сочинения на сквозные темы, сформулированные в виде цитаты. | 1 час | ||
Практика | Сочинение на нравственно-эстетические темы. | 1 час | ||
Практика | 1 час | |||
Практика | Роль структуры сочинения в раскрытии проблемы. | 1 час | ||
Практика | «Вечные темы» в литературе. | 1 час |
Планируемые результаты работы факультативного курса литературы в 11 класс
В соответствии с требованиями Стандарта к уровню подготовки выпускников, обучающиеся будут:
Список литературы
1. Федеральный компонент государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г
2. Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы. «Дрофа». 2007 г.
4. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. Москва «ВАКО» 2006г.
5. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва «ВАКО» 2005 г.
6. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
7. Контрольные измерительные материалы. Влодавская, Пучкова… «Экзамен» 2006.
Методика факультатива “Современные тенденции развития русской литературы”
ВВЕДЕНИЕ.
1.Задачи и специфика факультативов.
2.Виды заданий на факультативных занятиях.
3.Факультатив в старших классах.
4. Формы учебного процесса на факультативных занятиях по литературе.
ГлаваII. Факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы”.
Тематический план факультатива “Современные тенденции в развитии русской литературы”.
Планы семинарских занятий факультатива.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С каждым годом в нашем обществе увеличиваются потребности в специалистах высокообразованных, поэтому и растут требования к качеству образования. Оно постепенно становится более узким, специализированным, увеличиваются объемы изучаемого материала. Появляется много специализированных средних учебных заведений, дающих уже в процессе получение среднего образования учащимся профессиональную, техническую или гуманитарную направленность. Это помогает человеку раньше определиться в жизни и все силы направить на получение знаний, впоследствии нужных. В учебных заведениях, имеющих узкую направленность, нужны соответствующие ей предметы, а также факультативные курсы. Последние расширяют кругозор учащихся, дают основы научной работы, помогают определиться в дальнейшей деятельности.
Мы считаем, что факультативный курс, нами предложенный, очень нужен в гуманитарных гимназиях, лицеях, специализированных школах. Его тема“Современные тенденции в развитии русской литературы” направлена, в основном, на рассмотрение эстетики русского постмодернизма. Авторы и произведения этой эстетики в последнее время становятся очень популярными, особенно В.Пелевин и его романы, Вен.Ерофеев, поэзия Д.А.Пригова и др.
Это явление сравнительно новое и еще мало изучено, нет общей теории по этому вопросу. Но, несмотря на это, велико влияние его художественных и философских принципов на литературу, искусство, мировоззрение. Постмодернизм способен воздействовать на юные умы неадекватно, поэтому необходимо знакомить учеников с этой новой тенденцией, к тому же обещающей оставить след в нашей культуре.
Школьные программы не учитывают этой важной тенденции.
Постмодернизм как явление и произведения, написанные в этой эстетике, не изучаются в школе. Отсюда возникает проблема : Каким образом можно познакомить учащихся с этим ярким явлением в литературе?
Данное исследование имеет целью : Разработать факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы” и методические рекомендации к нему.
Постмодернизм в литературе изучается немногими исследователями, в том числе В.Курицыным, М.Липовецким, В. Лавровым, А.Генисом и др. Проблема изучения постмодернизма в школе почти не разрабатывается.
Объектом нашего исследования будут особенности факультативного курса по литературе в старших классах.
Предметом : разработка факультатива по заданной теме.
Мы выдвигаем гипотезу : цели и задачи данного факультативного курса лучше всего будут выполнены в 11-х классах специализиро-
ванных учебных заведениях с гуманитарным уклоном.
Задачи исследования:
1. Определить особенности (задачи, умения, временные рамки, оценка учащихся) факультатива по литературе.
2. Выявить основные формы учебной деятельности на факультативном курсе.
3. Раскрыть особенности отбора содержания факультатива.
4. Разработать цели, задачи, тематический план факультативного курса “Современные тенденции в развитии русской литературе”.
5. Составить примерные конспекты нескольких занятий факультативного курса (на выбор).
Для решения данных задач были использованы следующие методы:
1)Изучение методической литературы.
2)Изучение критической литературы, касающейся темы курса.
Глава I. Факультативные занятия по литературе.
Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. Факультативные занятия ведутся по программам, утвержденным Министерством просвещения и служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся,развития их интересов и способностей; они содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей-словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Выпускники школы, учавствовавшие в факулитативном изучении литературы, в какой бы сфере ни работали, обычно сохраняют высокую читательскую активность и культуру.
Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе.Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем,что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий.
Работая с относительно небольшим числом заинтерисованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке,может осуществлять дифференцированный подход,подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.
Факультативные занятия предпологают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес для науки: “художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников”. [ ;111]
Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории – на уроке, на вечере, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.
Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения, его жизнь на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссера и актера – такого рода работа широко применяется на факультативных занятиях.
Факультативы создают благоприятные условия для того, чтобы школьники почувствовали общественную ценность учебного труда:
участники их, как правило, “Становятся творческим активом класса на уроках по основному курсу, инициативны и деятельны во внеклассной работе, являются ближайшими помощниками учителя и библиотекаря в пропаганде книги.” [ ;323]
В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы. [ ;325]
1. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.
2. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.
3. Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.
4. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.
6. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.
7. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.
8. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи, и т.д.
На первом вступительном занятии учитель, знакомя школьников с программой факультатива, говорит об организации их работы.
Задания выстраиваются как бы по спирали: основные виды работы повторяются, но сложность их возрастает.
Дадим краткую характеристику типичных заданий (;8-9)
Работа с хронологической таблицей. ( от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям);
Выразительное чтение текста (при изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя);
Программа факультативного курса по литературе (7 класс)
1. Пояснительная записка
На сегодняшний день задача образования - «...воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью». Программа факультативного курса Час чтения «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» способствует осуществлению поставленных задач по формированию общей культуры личности и её творческого и социального развития. Программа рассчитана на 35 часов.
Очень часто учитель - словесник сталкивается с проблемой прочтения текста художественного произведения детьми, привлечения внимания учащихся к миру искусства слова того или иного автора. Анкеты, проводимые мной в начале учебного года в каждом классе, показывают, что между школьной программой по литературе и кругом чтения школьников наблюдаются существенные различия.
Так, например, учащиеся 7 класса (около 65%) читают литературу, затрагивающую в той или иной степени нравственные и этические проблемы. Это объясняется уровнем читательского развития восьмиклассников, который условно назван методистами «периодом нравственного самоуглубления». В связи с этим возникает проблема знакомства школьников с лучшими образцами литературы, приобщения их к подлинным произведениям словесного искусства.
В 2013 году во всех регионах органы государственной власти, представители науки, библиотечного сообщества проводили опросы и формировали свои региональные списки из 100 книг, которые могли бы быть рекомендованы школьникам.
Поскольку сквозной темой школьной программы по литературе для 7 класса является тема «Герой и время», то я постаралась выбрать такие произведения, которые бы соответствовали нравственным исканиям семиклассников и давали возможность решать жизненно важные для этического и идеологического воспитания проблемы, повысить уровень духовно - нравственного развития школьников.
Таким образом, объединение в рамках факультативной программы достаточно широко известных произведений современной русской литературы опирается на общие цели обучения, читательский круг школьников, их возрастные особенности и приоритеты современного образования.
2. Цели и задачи курса.
Задача курса литературы - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности.
Главная цель обучения восьмиклассников - открыть законы литературы как особого вида искусства. Поэтому теория литературы и нравственно - исторический аспект выдвигаются здесь на первый план.
В связи с вышесказанным задачей учителя будет развитие следующих умений у учащихся
:
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;
следить за развитием сюжета в эпическом произведении;
сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторской позиции;
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
написать отзыв (рецензию) на инсценировку, на экранизацию произведения.
Основа литературного развития школьников - освоение эстетических законов искусства.
Поэтому развивающими задачами
будут:
формирование взгляда на литературу через призму личности и художественного мира писателя;
освоение законов эстетического постижения эпических произведений.
Воспитывающая цель литературного образования- способствовать росту личности. Данная программа факультативного курса будет служить этому, если:
пробуждать в читателях-восьмиклассниках эмоциональный отклик на духовно - нравственные, социальные, этические проблемы, поднятые в произведении;
гуманистическое содержание современной русской литературы сделать достоянием подростков.
3. Содержание курса.
Программа факультативного курса составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (послереволюционная эпоха, Великая отечественная война 1941-1945гг., современная реальность), подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.
Выделение проблемы «Герой и время» помогает проследить развитие темы «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» в духовно - нравственном, этическом и социальном аспектах.
4. Межпредметные связи.
На третьем этапе литературного развития, которому соответствует программа по литературе для 7 класса, необходимо открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства. Поэтому становится необходимым сопоставление литературы с другими видами искусства.
Так, например, при изучении произведений Р. Фраермана «Дикая собака Динго», В. Каверина «Два капитана», А. Грина «Алые паруса» можно обратиться к их киноверсиям, сопоставить эпизоды фильма и текст с точки зрения выражения авторской позиции. Полезным будет привлечение на уроках иллюстраций художников для составления портретной характеристики героя, для отработки умения сопоставлять стиль текста и иллюстраций к нему.
Нельзя упускать из виду связь литературы с историей. Знания учащихся о Великой отечественной войне 1941-1945гг., о событиях революции 1917года, о происходящем во второй половине XX века в нашей стране помогут лучше понять литературное произведение.
5. Система творческих заданий.
Целью творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника. Отработке этого умения призваны такие работы: сочинения по идеологическим, духовно - нравственным проблемам; на материале литературного произведения и по жизненным впечатлениям; сравнение литературных произведений и героев в целом; рецензия на театральный спектакль, на экранизацию эпического произведения.
Для проверки литературно - творческих способностей учащихся можно практиковать сочинения в жанре предисловия к повести или отзыва на сборник рассказов.
Также предусмотрена система работ по развитию устной речи. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои умения по культуре составления планов сочинений по предложенным темам, выбирают материал из текста в соответствии с поставленной на уроке задачей, дают рецензию на ответ одноклассника. Все ученики, посещающие курс, ведут «Читательский дневник».
6 . Содержание программы
Вводное занятие (1ч.) Знакомство с программой курса Час чтения «мой ровесник на страницах современной русской литературы»
Теория литературы Понятие о современной литературе.
Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго» .(2ч.) Первая любовь всегда неожиданна. Случается даже, что она поначалу похожа на ненависть. В красивой и грустной повести, написанной Рувимом Исаевичем Фраерманом (1891-1972) и давно ставшей классикой, нашли отражение тревоги и сомнения, свойственные юности, ее потребность в любви и надежда встретить когда-нибудь, в своем удивительном взрослом будущем, австралийскую собаку динго…
Теория литературы Повесть.
А. Грин. «Алые паруса».(2ч.) Произведения Александра Грина проникнуты тонким психологизмом, гуманны и поэтичны. Это очень романтическая и красивая сказка. Она совсем небольшая, но очень насыщенная событиями и героями - не по количеству, а по качеству. Сказка о том, как можно воплотить мечту в жизнь! О том, что нам всем всегда следует верить своим мечтам и идти к ним.
Теория литературы Феерия.
В. Каверин. «Два капитана».(3ч.)
«Два капитана» - роман, положенный в основу двух прекрасных фильмов, бесчисленного множества инсценировок и даже самого знаменитого российского мюзикла. Книга, не подвластная времени и ходу истории.
Приключения Сани Григорьева и его возлюбленной Кати Татариновой, смело идущих к намеченной цели и рискующих жизнью, чтобы найти следы исчезнувшей экспедиции бесстрашного отца Кати, капитана Ивана Татаринова, завораживали и продолжают завораживать все новые поколения юных и взрослых читателей.
Теория литературы Роман.
А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».(3ч.) Повесть А. Приставкина о детдомовцах-близнецах Кузьмёнышах, отправленных во время Великой Отечественной Войны из Подмосковья на Кавказ. Написана она была еще в 1981-м году, но смогла увидеть свет только в конце 80-х. Книга о войне, об изломанных войной детских судьбах вряд ли кого-то оставит равнодушным.
Повесть А.Приставкина - громкий призыв к справедливости и ответственности взрослых за судьбы детей. Ответственности в любое, даже самое тяжелое для страны время.
Теория литературы Герой и время в литературном произведении.
В. Тендряков. «Весенние перевертыши».(3ч.) Повесть о подростке, о первой влюбленности, об активной позиции человека в жизни, о необходимости отстаивать свои идеалы.
Теория литературы
А. Алексин. «Третий в пятом ряду».(3ч.) О судьбах людских с их радостями и горестями, с их надеждами, борениями и, конечно, с любовью, без которой нет жизни. Это та редкая проза, которая заставляет плакать и смеяться, исподволь учит сочувствовать, сопереживать, любить... У каждого учителя были такие ученики, образ которых не сотрется из памяти. И почему-то это самые хулиганистые и отчаянные ребята. Один из таких учеников пожилой учительницы. Ваня Белов давно уже вырос, но рассказы о его проделках до сих пор развлекают Елизавету - единственную внучку бывшей учительницы.
Теория литературы Конфликт в эпическом произведении.
.(2ч.) Очень страшно когда понимаешь, что маленький ребенок во время войны потерял своих родителей, пережил страдания и голод. И как же поразил поступок Леки, когда она, гуляя во дворе детского дома, отдала свой сухарик пленному немцу.
Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении.
В. П. Астафьев. «Последний поклон» (рассказы по выбору) (2ч.) « Последний поклон " В.Астафьева - масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. В повестях и рассказах - благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить "миром", спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни.
Теория литературы Жизненный материал в литературном творчестве.
В. П. Астафьева. «Людочка». (2ч.) Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева “Людочка” описана жестокая реальность жизни .
Ю. Поляков. «Сто дней до приказа» (3ч.) Когда повесть " Сто дней до приказа " была впервые опубликована, ее назвали клеветой на Советскую армию. Между тем речь в ней идет об обычных мальчишках, на два года превратившихся в солдат, об их казарменных буднях, о том, как нормальная легко уживалась здесь с жестокостью так называемых неуставных отношений. Ну и конечно же, о письмах, которые решали, порой бесповоротно, чью-то судьбу.
А.Геласимов. "Нежный возраст" (2ч.) Маленький рассказ в виде дневниковых записей подростка. Уже буквально с первых записей вырисовывается портрет мальчишки: непостоянный, эгоистичный, сумасбродный максималист, да еще и злой на весь мир. Но ему повезло. Он встречает человека, который открывает для него другой мир: мир прекрасного и мир вечного. Мир, где есть хорошие фильмы, прекрасная музыка, интересные книги и чудесные женщины. Мир, где можно говорить о смысле жизни простыми понятными словами. И мальчишка начинает меняться. Не сразу, не кардинально, но необратимо. И все это благодаря одной старой женщине.
Теория литературы Проблема взаимоотношений родителей и детей.
В. Железняков. «Чучело» (2ч.) Знаменитая повесть, по которой был снят одноименный фильм, в свое время вызвавший целую лавину откликов и споров. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством, вряд ли кого оставит равнодушным. Потому что далеко не каждому в подобной ситуации удается выстоять и победить.
Теория литературы Уроки доброты.
Ю. Нагибин. «Беглец» (3ч.)
Оказывается, попасть в мир, населенный эльфами и гномами, совсем нетрудно. Достаточно поехать в пансионат, а затем удачно заблудиться в лесу. И вот тебя уже взяли в плен эльфы, и готовятся принести в жертву Ритуальному дереву.
Как известно, «любопытство сгубило кошку», но программист Алексей – не кошка, и ему удается выходить сухим из воды, спасая принцессу гномов от преследования и разрушая все коварные планы претендента на королевский престол.
Мир прекрасен, особенно если ты владеешь магией, навыками боя на мечах, умеешь стрелять из лука, и у тебя полным-полно золотых монет. И есть еще невзрачное медное колечко, притаившееся в кармане до поры…
А. П (1ч.) В областном городе умерла старуха. Ее муж, семидесятилетний рабочий на пенсии, пошел в телеграфную контору и дал в разные края и республики шесть телеграмм однообразного содержания: «Мать умерла приезжай отец». Пожилая служащая телеграфа долго считала деньги, ошибалась в счете, писала расписки, накладывала штемпеля дрожащими руками. Старик кротко глядел на нее через деревянное окошко красными глазами и рассеянно думал что-то, желая отвлечь горе от своего сердца. Пожилая служащая, казалось ему, тоже имела разбитое сердце и навсегда смущенную душу
Заключительная игра-викторина (1ч.) Игра-викторина по произведениям, изученным в течение года.
7. Учебно – тематический план
Тематический блок
Количество часов
Из них:
Всего
Теория
Практика
Проект
Введение
А. Грин «Алые паруса»
В. Каверин «Два капитана»
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Ю. Нагибин «Беглец»
А. П
Итого
35
19
14
2
Литература.
Для учителя:
Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.
Белова М.Г. и др. Читаем рассказы//Методические рекомендации для учителей литературы 5-11 классов. – С- Петербург, 1995.
Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. – М., 1991.
Гринёва С. П. Актуальные проблемы методики преподавания литературы.-Белгород, 1998.
Ершов Л. Ф. История русской литературы XX века. – М., 1988.
Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно –воспитательного процесса//«Воспитание школьника», 1993, № 4.
Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. Журнал «Русский язык в школе», 1998 г., №1
Кутьёва Л. В. Педагогические этюды о литературном образовании. М., 2000.
Межпредметные связи и проблема организации сопереживания учащихся с произведением искусства. – Белгород, 1996.
Методика преподавания литературы//Под. Ред. О. Ю. Богдановой. – М., 2000
Нестандартные уроки литературы. – Севастополь, 1995.
Педагогические технологии в школе и вузе. – Рязань, 1996
Смелкова 3. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999.
Современная русская литература// Под. Ред. А. Г. Бочарова и Г. А. Белой.- М., 1987
Троицкий В. Ю. Словесность в школе.- М., 2000.
Урок литературы и проблемы воспитания читателя. – Якутск, 2002.
Шолпо И. Е. Урок литературы – урок искусства.- М., 1995.
Для учащихся:
Большая литературная энциклопедия: для школьников и студентов / Красовский В. Е. и др. - М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах. Методическое пособие. «Дрофа», М., 2005 г.
Энциклопедия для детей. Т. 9: Русская литература. Ч. 2: XX век. - М.: Аванта+, 1999 (и другие издания).
Интернет – ресурсы
Википедия
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Про Школу ру - бесплатный школьный портал
Приложение 1
«Мой читательский дневник»
Делаем читательский дневник
Для начала, понадобится тетрадь в клетку или листы формата А. Действуем по пунктам:
На первой странице пишем "Читательский дневник", фамилию, имя ребенка и в каком классе он учится. Титульную страницу ребенок может украсить по своему вкусу.
На второй странице перечисляется вся литература, прочтенная за лето.
Следующие страницы оформляются уже по прочтенным книгам. Для удобства их лучше пронумеровать.
На страницах читательского дневника записываются:
Основные герои. Им можно дать краткую характеристику.
Сюжет произведения.
Любимый эпизод.
Отзыв о произведении и героях.
Замечательным дополнением могут стать рисунки к прочитанному произведению. В конце дневника можно записать словарь синонимов. Этот словарь значительно упростит школьнику пересказ практически любых текстов и написание сочинений.
Приложение 2.
АНКЕТА
Юный читатель!
Прими участие в опросе «Читательские предпочтения художественной литературы 7 класса». Ответы помогут нам составить твой личный читательский дневник.
1. Представься, пожалуйста:
Ф.И.О._________________________________________________________
Возраст__________
2. Читаешь ли ты художественную литературу?
Да
Нет
3. Если да, то как часто:
Каждый день
Раз в неделю
На каникулах
4. Какие литературные жанры тебя привлекают (можно отметить несколько):
Классика
Фантастика
Романы о любви
Детективы, боевики
Приключения
Фэнтези
Мистика
Триллеры и ужастики
Сказки
Басни
Драматургия
Поэзия
Другое____________________________________________________________
6. Как ты думаешь, для чего нужно читать художественную литературу?_____________________________________________________________________
7. Где ты берешь книги для чтения? (можно отметить несколько вариантов)
В библиотеке гимназии
В личной библиотеке
У друзей или знакомых
Другое__________________________________________________________
8. Обсуждаешь ли ты прочитанное с другими?
Да
Нет
9. Кто обычно советует тебе прочитать ту или иную книгу?__________________________________________________________________________
10. Хотел (а) бы ты узнавать от учителя или библиотекаря о самых интересных книгах?
Да
Нет
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
Календарно - тематическое планирование.
Тема
Кол-во часов
Теория литературы
Виды деятельности
Дата
Методы
По плану
По факту
Введение
Понятие о современной литературе
Беседа
Участие в диалоге
Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго»
Развитие понятия о повести
Познавательная беседа
Практикум
Практическая работа. Отзыв на экранизацию
А. Грин «Алые паруса»
Понятие о феерии
Беседа.
Практикум
Письмо литературному герою
В. Каверин «Два капитана»
Понятие о романе
Дебаты
Практикум
Отзыв о романе
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Герой и время в литературном произведении
Беседа
Практикум
Посещение соц. приюта
Сочинение «В чём смысл жизни человека?»
В. Тендряков «Весенние перевертыши»
Практикум
Рецензия на повесть
А. Алексин «Третий в пятом ряду»
Развитие конфликта в эпическом произведении
Беседа
Практикум
Сочинение «История жизни, рассказанная внукам»
Сбор информации, составление презентации
Сюжет и характер в эпическом произведении
Беседа
Практикум
Письмо другу о том, почему надо прочитать рассказ «Детский дом. Лека…»
В. П. Астафьев «Последний поклон» (рассказы по выбору)
Устный журнал о жизни и творчестве Астафьева
Практикум
Сбор информации о ближайших родственниках, Проект «Моя родословная»
Сочинение «Моя родословная».
Жизненный материал и художественный
Практикум
Легко ли быть милосердным? (сочинение-рассуждение).
Ю. Поляков «Сто дней до приказа»
Беседа
Практикум
Сочинение «Как должен поступать гражданин?»
Проблема взаимоотношений родителей и детей
Беседа
Практикум
Сочинение - миниатюру «Каков герой нашего времени?» или дневник одного дня.
Уроки жизни, уроки доброты…
Обсуждение фильма
Практикум.
Отзыв на экранизацию
Ю. Нагибин «Беглец»
Этическая беседа
Дебаты
Сочинение «Моя мечта»
Беседа,
Практикум
Отзыв на рассказ
Заключительная игра-викторина
Участие в викторине
Факультативные занятия, как правило, ведутся в старших классах. Однако средние классы могли бы успешно заниматься в факультативе по литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме. Однако программа факультатива по литературе в средних классах может быть шире, чем краеведение, связанное с одним конкретным местом, где живут школьники.
Для школьников V - VII классов доступен и интересен факультатив, который условно можно назвать «Воображаемые путешествия». Сюжет путешествия увлекателен для школьников этого возраста. Вне сюжета они часто не могут остановить свое внимание на художественном смысле произведений искусства. Кроме того, жанр путешествия позволяет включить в факультатив произведения разных видов искусства. В этих занятиях более значительное место может быть уделено архитектуре. В воображаемые путешествия войдет и природа. Так, например, заочное путешествие «Полуденные волны» позволяет проследить странствия Пушкина по Югу, увидеть картины русских художников, воспроизводящих эти места (Кавказ, Крым, Одесса, Молдавия), познакомиться с отрывками из опер Моцарта и Россини, которые так пленили Пушкина в Одессе, послушать стихотворения Пушкина и романсы («Фонтану Бахчисарайского дворца», «Нереида» и др.), увидеть отрывки из опер и балетов, возникших по мотивам пушкинских произведений. Занятия факультатива не должны быть слишком часты, может быть раз в месяц, но подготовительная работа к каждому занятию должна быть еженедельной и протекать в формах индивидуальных бесед учителя с учениками.
Воображаемые путешествия помогут обострить восприятие реальных вещей, обогатить литературным опытом. Во внеурочное время мы предлагаем учащимся выбрать из многочисленных фото- и художественных репродукций картины, близкие по настроению к пейзажным зарисовкам зимней лирики. В другой заочной экскурсии мы ищем те картины природы, которые помогли родиться стихотворению («Весна и осень в поэзии С.Есенина»). Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному произведению неопровержимость достоверности. Факультативы должны не только наследовать изучаемое в классе на уроках, но и опережать их, подготавливать впечатления, необходимые для программного изучения темы. Так создается установка на изучение темы, вызывается ожидание ее в классе. Литературное образование школьников должно сказаться и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эстетической мысли. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой в VII - VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.
Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой актерской интерпретации художественного текста, поэтому, в VII классе делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в VIII классе можно усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и рассказывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобразительное искусство). Подготовительная работа такого типа идет на факультативе и в VII классе. В VIII же классе она получает законченное выражение в форме рассказа о картине и художнике, ее создавшем, сочинения по впечатлениям о музыкальном произведении.
Факультативы должны расширять представления школьников об искусстве, помочь им осознать, привести в систему все разнообразные впечатления от искусства, получаемые по разным каналам и ощутить свои возможности в том или ином виде деятельности.
В качестве темы для факультатива надо избирать не частный, как это порой бывает, а существенный для идейного и эстетического развития школьников вопрос, который объединяет все занятия факультатива общей и содержательной мыслью. При этом характер проблемы, центральной для факультатива, необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, в первую очередь их интересующих.
1. Задачи и специфика факультатива
Одним из важнейших средств нравственно-эстетического воспитания школьников являются уроки литературы. Цели литературного образования в школе можно определить следующим образом:
воспитательные:
воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения к постижению художественной культуры;
воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;
образовательные:
формирование и развитие умений творческого, т. е. эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса литературы всех классов.
Факультативные занятия по литературе - одна из трех составных частей процесса литературного воспитания школьников, они взаимодействуют с основным курсом, с внеклассной работой и занимают промежуточное положение между ними.
До сих пор, однако, среди методистов и учителей-словесников нет единства во взглядах на цели и задачи факультативных занятий по литературе. Часто можно услышать мнение о том, что эти занятия не должны иметь учебный, научно-систематизированный характер, а должны приближаться к свободным чтениям, беседам кружкового (студийного, клубного) типа с необязательным, не зафиксированным программами содержанием и образовательними задачами, иметь как можно меньше общего с уроками литературы. Между тем, как показывает школьная практика, для углубленного изучения литературы в высшей степени актуальна и другая сторона проблемы - общность процессов литературного образования во всех его организационных формах, прежде всего, единство факультативных занятий с уроком литературы.
Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, воспитания и развития, сама структура учебного предмета. Можно с уверенностью сказать, что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного обучения, так же как и форм организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе. Специфическими признаками факультативного изучения литературы являются:
свободный выбор учениками литературы как предмета изучения;
целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого толкования творчества писателей и литературного процесса;
усвоения дополнительных теоретико- и историко-литературных знаний;
развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений.
Здесь четко проявляется основное предназначение факультативов - совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.
В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой и т.д. Вместе с тем, на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы - элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.
2. Организация факультатива в старших классах
Тот или иной факультативный курс выбирается учениками в начале года. (Обычно на выбор предлагается несколько факультативов по разным предметам и на различные темы). Учебная группа формируется из 15 - 25 человек и сохраняется в течение всего изучения данного курса. Минимальное число часов, выделяемых на факультатив - 18, занятия ведутся по расписанию, один час в неделю или два часа в две недели, ведется журнал занятий. Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибалльная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойным того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного, открытия - все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.
Работая с относительно небольшим числом заинтересованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и способностей учеников. Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников, так как интересы их в основном уже определились и способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. У большинства школьников заметно стремление завоевать внимание, уважение товарищей и взрослых. Факультативные занятия предоставляют для этого широкие возможности. В относительно небольшой группе каждый его член может принимать активное участие почти на каждом занятии, также действуют те стимулы, которые подчеркивают общественную ценность познавательного труда. Благодаря этому он приобретает существенное значение для воспитания трудолюбия и общественной активности школьников.
Стремление ученика изучить интересующий его вопрос необходимо поддерживать, поэтому в качестве темы для факультатива надо избирать не частный, а существенный для эстетического развития вопрос, который объединяет все занятия курса общей и содержательной мыслью. При этом характер проблемы необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, в первую очередь их интересующих (2; 114). Именно интерес стимулирует познавательную способность ученика. Он, в свою очередь, поддерживается постановкой проблемного вопроса. Лучше всего, если он будет заявлен в теме занятия. Обсуждение станет для ученика отправной точкой дальнейшего исследования, выяснения сущности проблемы. Исследовательский метод современная дидактика рассматривает как высший в системе методов. Но характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес и для науки: «художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников» (2 ,11).
В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы (цитировано по Альбетковой Р. И.):
умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;
умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
умение соотнести характер чтения со стилем писателя;
умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного;
3. Формы учебного процесса на факультативных занятиях
Учебный процесс на факультативных занятиях включает в себя все основные виды учебных занятий в классе и некоторые формы внеклассной работы. Говоря об учебном процессе, мы подразумеваем под ним систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; учебный процесс направлен на достижение целей обучения и воспитания; он включает в себя все формы обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся (10, 99).
К основным формам учебного процесса на факультативных занятиях обычно относят беседу, лекцию, практическое занятие и семинар. (При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются в основном те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основного курса литературы).
Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе большинства учеников, при этом создается обстановка непосредственности общения учителя и учеников. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность учащихся и эффективность обучения.
Лекция учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания. Готовность и умение слушать и конспектировать лекцию составляют предмет специальных обучающих воздействий со стороны учителя (в том числе в форме заданий по составлению плана, тезисов и конспекта лекции учителя и своей собственной).
Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико-литературных знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.
Семинары - форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.
Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме. Так, например, приступая к изучению миниатюр отдельных авторов, на факультативе, разработанном нами, учитель в целях научно-библиографической информации должен провести визуальное знакомство учеников с различными изданиями миниатюр, научными исследованиями творчества этих писателей. Вступительную лекцию или беседу желательно предварить читательской анкетой, выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель сможет дать основные ориентиры для знакомства с современной литературой и творчеством писателей, миниатюры которых будут далее изучаться, а также продемонстрировать ученикам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет издания типа «НЛО», «Книжное обозрение», «Знамя», «Литературная жизнь», «Вопросы литературы» и т.д.
Для того, чтобы ученики овладевали навыками самостоятельной работы с критическими и научными источниками, учитель проводит общую консультацию, на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы (каталоги, справочники, правила цитирования, ссылок и др.), демонстрирует рабочие материалы (самого учителя или учащихся прошлых лет): подборки литературы по вопросу, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты доклада, сам доклад с подборкой цитат. Здесь же актуализируются и систематизируются знания учащихся об основных отличительных признаках аннотации, конспекта тезисов, доклада, реферата. Школьники знакомятся с основными требованиями к докладу (реферату): соответствие теме, глубокое ее раскрытие, наличие плана изложения (в том числе деления текста на части - главы, параграфы, абзацы); выделение главных мыслей, формулирование основных положений (желательно приложение тезисов), стилистически и грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и ссылок; приложение списка использованной художественной и критической литературы.
Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата, да и во второй - третий раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя. Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу (или дает ученику необходимые книги и указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того, как ученик прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать «концепцию» доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его редактором; эта консультация для опытных докладчиков уже необязательна.
На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.
К групповой работе на факультативных занятиях мы относим также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников. По групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок, викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем демонстрируются на факультативных и классных занятиях, школьных вечерах и т.п.
Работа с хронологической таблицей. От темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям;
Выразительное чтение текста. При изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, режиссерской работы; при изучении прозаических жанров - литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя;