Про деток, от рождения до школы

Анна ШИПКОВА,
п. Хасан,
Приморский край

«Устное народное творчество»

Программа факультатива по литературе

Пояснительная записка

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов”. Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А.Н. Толстой.

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе «Устное народное творчество» следует проводить со следующими целями:

  1. Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества.
  2. Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка.
  3. Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.

Программа факультатива рассчитана на учащихся 8–10-х классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа на факультативе учеников 8-х классов будет более эмоциональной, учащихся 10-х классов - более научной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу - раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объёме свои возможности.

На занятиях факультатива учитель может использовать следующие виды работ:

Выразительное чтение текста;

Комментирование текста;

Сравнительный анализ текста;

Фольклорные праздники;

Театрализованное представление текста;

Иллюстрирование;

Заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.

Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.

Распределение часов по темам:
  • Введение (1 ч),
  • детский фольклор (2 ч),
  • загадки (1 ч),
  • пословицы и поговорки (1 ч),
  • народные сказки (3 ч),
  • фольклорный театр (1 ч),
  • былины (4 ч),
  • суеверные рассказы (1 ч),
  • предания и легенды (1 ч),
  • сказы Бажова (1 ч),
  • песенное и обрядовое творчество (8 ч),
  • народные заговоры (1 ч),
  • фольклор и русская литература (4 ч),
  • анекдот (1 ч),
  • фольклорные праздники (3 ч),
  • итоговое занятие (1 ч).
Примерное распределение часов по неделям:

1-я неделя. Вводное занятие. Что есть фольклор.

2-я неделя. Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, пеструшки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки).

3-я неделя. Колыбельная песня в творчестве русских поэтов (Майков. «Спи, дитя моё, усни...»; Л.Мей. «Баю-баюшки-баю...»; В.Брюсов. «Спи, мой мальчик...»; М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» и другие).

4-я неделя. Загадки. “Загадать вам загадку?” (Меткость, выразительность загадок, тематика.)

5-я неделя. Пословицы и поговорки. “Старинная пословица не мимо молвится”. Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. В.И. Даль и его книга «Пословицы русского народа».

6-я неделя. Народные сказки. “Что за прелесть эти сказки...” Народные сказители. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки. Докучные сказки.

7-я неделя. Персонажи сказок (Баба-яга, великан, волк, горе, Жар-птица, Змей Горыныч, Иван-богатырь, -дурак, -царевич, Кощей Бессмертный и другие).

8-я неделя. Влияние русской сказки на творчество русских авторов (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Ершов, Горький, Платонов и другие).

9-я неделя. Фольклорный театр. Народная драма. Раёк. Балаган. Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки. Вертепные представления. Медвежья потеха («Петрушка», «Петрушка в Петербурге», «Барыня и Доктор», «Царь Ирод», Нижегородские ярмарочные райки и другие).

10-я неделя. Ярмарка - народное гулянье. (Фольклорный праздник.)

11-я неделя. Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.

12-я неделя. “Три богатыря”. Главные герои русского эпоса - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

13-я неделя. Социально-бытовые былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович».

14-я неделя. Былины в живописи (Васнецов, Н.Воробьёв, И.Щукин, К.Васильев и другие).

15-я неделя. Суеверные рассказы. (Клады и кладоискатели. Оборотни и заговорённые. Колдуньи и ведьмы. Водяные и русалки. Домашние духи.)

16-я неделя. Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Пётр I, Суворов, Кутузов). «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр I воюет со шведским королём», «Царь-работник» и другие.

17-я неделя. Влияние фольклора на творчество П.Бажова. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки». Прославление Мастера. Хозяйка Медной горы.

18-я неделя. Фольклорный праздник «Крещенский вечерок». (Девичьи посиделки.)

19-я неделя. Песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни. Шуточные и плясовые песни.

20-я неделя. Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах.

21-я неделя. Исторические песни («Кулачный бой братьев - Калашничков с Кострюком», «Авдотья Рязаночка», «Гнев Ивана Грозного на сына», «Дума Степана Разина», «Поход Степана Разина на Яик», «Под славным городом под Полтавой», «Разорённая путь-дорожка»).

22-я неделя. Лирические любовные и семейные песни («Не во далечем-далече», «По улице мостовой», «Как пойду я молоденька», «Красна девица во садику гуляла», «Ах, кабы на цветы не морозы»).

23-я неделя. Лирика русской свадьбы. (Свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен. Свадебные обращения.)

24-я неделя. Частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, современность, язык частушек.

25-я неделя. Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!».

26-я неделя. Жестокий романс (возникновение, сюжет, художественное своеобразие, романтика жестокого романса, жестокий романс в советское время).

27-я неделя. Народные лирические песни литературного происхождения (Ф.Мерзляков. «Среди долины ровныя»; К.Ф. Рылеев. «Ревела буря»; Ф.Глинка. «Вот мчится тройка удалая» и другие).

28-я неделя. Народные заговоры.

29-я неделя. Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века (первая половина). А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, А.В. Кольцов, А.К. Толстой.

30-я неделя. Традиции устного народного творчества в поэзии Некрасова.

31-я неделя. Традиции устного народного творчества в прозе русских писателей (А.К. Толстой. «Встреча через триста лет»; А.А. Бестужев-Марлинский. «Страшное гаданье»; А.Погорельский. «Лафертовская маковница»; М.Загоскин. «Вечер на Хопре»).

32-я неделя. Традиции и новаторство в изображении фольклорных персонажей в произведениях Гоголя и Булгакова («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мастер и Маргарита»).

33-я неделя. Анекдоты (происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов).

34-я неделя. «К мудрости ступенька» (итоговое занятие).

Красноперекопский учебно-воспитательный комплекс

«школа-гимназия» №3

Красноперекопского городского совета

Республика Крым

«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании МО Директор КУВК№3

(34 часа,1 час в неделю)

Составитель УЛИЦКАЯ НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА,

учитель высшей квалификационной категории

Программа разработана на основе Программы элективных курсов. Литература.классы. – М.: Дрофа,2009

г. Красноперекопск,2014

Пояснительная записка

Программа факультатива «Литературное слово» предназначена для обучения учащихся 10,11-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа факультатива ключает в себя:

· требования к уровню освоения содержания курса;

· формы контроля по освоению факультативного курса;

· учебно-методическое обеспечение курса (список литературы для учащихся; список литературы для учителя);

· алгоритм анализа поэтического текста (лексико-семантический; лингвостилистический; анализ стихотворения в контексте творчества автора, в контексте национального литературного процесса, в контексте мирового литературного процесса).

Цель факультатива:

Формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

Развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.

Воспитание интереса к художественному слову.

Задачи факультатива:

· формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;

· развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

· формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

· развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;

· развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

· формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;

· развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;

· развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Факультатив «Литературное слово» посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому чтению и письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Факультатив ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Поэтому необходимо научить школьников максимально полно интерпретировать художественный текст и поддерживать их интерес к этому виду деятельности . Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный факультатив будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе.

Предполагаемые результаты обучения : факультатив закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками :

1. Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.

2. Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.

3. Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.

4. При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом , комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.

5. Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.

6. Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.

7. Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.

8. Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

9. Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.

10. Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.

Формы работы

На занятиях данного факультатива предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие. Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый учащийся может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала. Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование, творческая работа или защита проекта учащегося по теме курса.

Календарно – тематическое планирование

Факультатив «Литературное слово»

(34 часа,1 час в неделю)

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Форма занятий

Прим.

Художественное произведение - особый, законченный мир

Лекция

Интерпретация текста. Восприятие, толкование, оценка.

Алгоритм анализа поэтического текста.

Лексико-семантический анализ.

Лингвостилистический анализ.

Анализ стихотворения в контексте

· национального литературного процесса;

· мирового литературного процесса.

Лекция

Семинар-практикум

Ключевые образы стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов.

Лексические цепочки. Ассоциативные ряды.

Погружение в текст

Словесное рисование

Творческое письмо

Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений).

Стилистические и риторические фигуры речи.

Лекция с элементами практикума

Работа эпитета как средства создания образности поэтического текста.

Семинар-практикум

Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста.

Семинар-практикум

Учимся видеть сравнения.

Способы выражения сравнения.

Диалог с текстом

Олицетворения.

Творческие задания к тексту (работа с дидактическим материалом или с карточками)

Творческая мастерская

Творческое письмо

Звучание стиха. Стихотворный размер. Особенности ритма и интонации.

Строфика. Рифмовка. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.

Творческая работа "Звуковые узоры" (анализ художественных произведений с точки зрения фоносемантики, рифмы, размера).

Лабораторная работа

Лабораторная работа

Творческое письмо

Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент.

Цветовой эксперимент
Погружение в текст

Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте.

Цветовая, звуковая, графическая гамма стиха.

Дискуссия

Особенности художественного мира поэта.

Диалог с текстом
(урок-размышление)

Творческая мастерская.

Зачет.

Защита проекта.

Защита проекта.

Зачётная (письменная) работа

Творческий или исследователь-ский проект

Анализ работы факультатива

за уч. год

Итоговое занятие

Формы контроля по освоению факультатива

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

· текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

· промежуточный (проводится в форме лабораторной или творческой работы);

· итоговый (проводится в форме зачетной письменной работы или защиты проекта.

Схема анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями)

1. Дата написания стихотворения.

2. Реально-биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание.

5. Ведущая тема.

6. Основная мысль.

7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении, в их динамике и статике.

8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на стихотворение.

9. Преобладание личных и общественных интонаций.

10. Построение стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов:

1. по сходству;

2. по контрасту;

3. по смежности;

4. по ассоциации;

5. по умозаключению.

Основные изобразительные средства : эпитет, иносказание, метафора, метонимия, сравнение, аллегория , символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм.

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, перифраз.

Основные особенности ритмики:

1. тонический, силлабо-тонический стих, «дольник», «свободный стих»;

2. стих. размеры – ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.

Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная).

Строфика (двустишье, трехстишье, катрен, пятистишье, октава, «онегинская строфа»).

Эфрония (благозвучие) и звукопись (аллитерация и ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Учебно-методическое обеспечение факультатива

Литература для учащихся

1. , Хренова, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс . - М.: Просвещение, 1995.

2. , и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: «Образование от А до Я», 1999.

3. Коровина, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса . - М.: Просвещение, 1996.

4. Пахнова к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. - М.: Просвещение, 1997.

6. Шапиро понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. - М.: «Первое сентября», 2002.

Литература для учителя

1. Альбеткова художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. - 2002.- №2; 2003.- №1-4.

2. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С. 44-52.

3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под ред. .- М.: Просвещение, 1987.

4. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.

5. Каганович подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.

6. Перепелкина над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.

7. Шафранская со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.

8. Шафранская лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность.- 2002.- №3.- С.38-43.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ждановская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Спиридонова О.А./

«_____»__________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Ждановская ООШ»

_____________/ Асташенкова Ю.В../

«_____»__________20___г.

Рабочая программа

факультативного курса

«Внеклассное чтение»

6 класс

2016/2017 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Асташенкова Ю.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерес к урокам (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

    книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

    обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

    успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

    успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через:

    формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

    углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

    воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

    развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

Задачи факультативного курса:

    Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

    Побуждать детей к самостоятельному чтению.

    Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

    Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

    Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

    Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

    Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 6 классе. В год 34 учебных часа.

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

Описание ценностных ориентиров факультативного курса.

Основными задачами Федерального компонента государственного стандарта второго поколения являются:

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

Формирование желания и умения учиться;

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления

Данный факультатив расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся, оказывает влияние на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

    основные факты жизненного и творческого пути писателей;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении факультатива «Внеклассное чтение», являются:

– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения факультатива «Внеклассное чтение», должны проявиться:

– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

– формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

3) в коммуникативной сфере:

– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

– умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Внеклассное чтение» В 6 КЛАССЕ

1.Устное народное творчество

2. И.А. Крылов. Басни

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина», роман «Дубровский»

5. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения

6.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Миргород»

7.А.В. Кольцов. Стихотворения

8.Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

9. Н.С.Лесков «Человек на часах»

10.А.С.Грин «Алые паруса»

11. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

12. К.М.Станюкович «Максимка»

13.М.М.Пришвин «Море»

14. А.А.Лиханов «Последние холода»

15. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

17. О.Генри «Вождь краснокожих»

18.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

19.Э.Сетон-Томсон «Снап»

20. Стихотворения о ВОВ

Календарно – тематическое планирование

по факультативу «Внеклассное чтение»

1

Детский фольклор. Загадки

Мир басен И.А. Крылова

Басни Эзопа

Тема дороги в лирике А.С. Пушкина

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин «Повести Белкина» проблемы, герои

Осень в музыке и стихах

Осень в музыке и стихах

И.С. Тургенев «Записки охотника»

И.С. Тургенев «Записки охотника»

А.С. Пушкин «Дубровский» (просмотр видеофильма)

Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий», «Воздушный корабль»

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Миргород»)

Выразительное чтение стихотворений А.В. Кольцова «Лес», «Песня».

Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

Н.С.Лесков «Человек на часах»

Сказочная феерия А.С. Грин «Алые паруса

Л.Н.Андреев «Ангелочек»

К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

М.М.Пришвин «Море»

Знакомство с писателем А.А. Лихановым

А.А. Лиханов «Последние холода»

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

О.Генри «Вождь краснокожих»

Юмор и ирония в произведении О.Генри

Э.Сетон-Томсон «Снап»

Дж.Лондон: биография и творчество

Дж.Лондон «Любовь к жизни»

Стихи, посвященные ВОВ

Стихи, посвященные ВОВ

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение

    Учебник для общеобразоват. Организаций в 2 ч. В. П. Полотухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под ре. В.Я. Коровиной.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2015.

    Поурочные разработки по литературе 6 класс Н.В. Беляев, Москва «Просвещение», 2016

    Рабочая тетрадь по литературе 6 класс, Р.Г. Ахмадулина в 2 частях, Москва «Просвещение», 2015

Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

Раздаточный материал по темам курса

Репродукции картин художников

ПК, мультимедийный проектр

Интернет-ресурсы

Книжный фонд библиотеки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Основы литературного творчества»

Начальное общее образование

Срок реализации программы: 2 года

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» предметной линии учебников системы «Перспектива», издательство «Просвещение», Москва, 2011 год, с использованием Интернет-ресурсов

Составитель: Куйдан Галина Васильевна,

учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если ученик в школе не научится ничего

творить, то в жизни он всегда будет только подражать…

Л.Н.Толстой

Творческих людей отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Задача учителя – научить детей видеть прекрасное, развить в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность.

Программа «Основы литературного чтения» включает в себя работу по развитию речи, риторике, литературному чтению, русскому языку, культуре речи и строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» предметной линии учебников системы «Перспектива», издательство «Просвещение», Москва, 2011 год, с использованием Интернет-ресурсов.

Цели и задачи курса

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку и литературе, показать учащимся, что и занимательные игры могут помочь увлекательно учить русский язык.

Факультатив по литературному творчеству ставит следующие задачи:

Обучающие:

    Развитие интереса к языку как учебному предмету.

    Совершенствование общего языкового развития младших школьников.

    Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.

Воспитывающие:

    Воспитание любви к русскому языку.

    Формирование усидчивости, внимания, выдержки и терпения, готовности к волевым действиям, настойчивости.

    Воспитание культуры обращения с книгой.

Развивающие:

    Расширение и углубление программного материала, кругозора детей.

    Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

    Развивать умение пользоваться толковыми и орфографическими словарями.

Грамматические задания направлены на достижение конкретных дидактических целей:

    Совершенствование навыков правописания.

    Развитие речевого и фонематического слуха.

    Пополнение лексического запаса.

Данная программа является базовой и ставит своей задачей заложить основы понимания образной природы искусства, языка словесных образов, что связано со знакомством с элементарными литературоведческими понятиями.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывания, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания, действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

Особенности программы «Основы литературного творчества».

Грамматические задания для самостоятельной работы лучше рекомендовать тем ученикам, которым интересно их выполнять. Остальные могут выполнять их фронтально, при этом каждый ученик должен предложить свое решение и обосновать его.

Организация факультативных занятий основывается на следующих принципах:

    добровольности участия;

    научности;

    сознательности и активности;

    наглядности;

    доступности;

    связи теории с практикой;

    индивидуального подхода.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.

Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.

Формы проведения занятий

    практические занятия с применением занимательных игр;

    игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;

    орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;

    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    урок - викторина;

В процессе знакомства с литературными произведениями необходимо дать понять детям, что литература это не просто чтение, а искусство , т.е. литература должна восприниматься как способ художественного восприятия мира. На этом этапе необходимо решать две задачи: исследовательскую (учить детей различать) и эмоционально-эстетическую (способствовать организации переживания, учить чувствовать). Главный приём, на котором организованно исследовательское восприятие ребенка,- это сравнение . Сравнивая разные виды чтения, сравнивая прозу и поэзию, сравнивая тексты, относящиеся к разным стилям речи и жанрам литературы, сравнивая литературные приёмы, школьник открывает для себя особенност и литературного, т.е. художественного текста, специфику родов и направлений литературы, выразительность литературных приёмов.

На доступном возрасту литературном материале необходимо показать ребенку, что каждый элемент формы литературного произведения (от жанра и сюжета до любого художественного приёма) содержателен. Необходимо ориентировать учащихся на то, что проза направлена на пробуждение мысли, а поэзия - на активизацию чувств. Сравнительный анализ похожих по тематике и проблематике, но разных по жанровой принадлежности произведений, готовит понимание того, что жанр сам по себе содержателен: независимо от того, чему именно посвящено литературное произведение. Так сказка, басня, рассказ, пьеса - по-разному воспитывают уже в силу разной жанровой специфики.

Каждый литературный приём содержателен. Учащиеся постигают особенности сравнения, олицетворения. Детям предлагается придумать собственные сравнения и олицетворения, чтобы они смогли почувствовать содержательность и продуктивность этих приёмов.

Основная, ведущая идея курса литературного творчества состоит в том, что окружающий нас мир наделён тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взгляду, и именно литература (и искусство в целом) обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую нами подчас красоту, открывать в мире и, главное, в человеке, содержащиеся глубину и богатство.

Формирование исследовательских умений ведется разными средствами и способами, необходимо обратить внимание детей на особенности художественного слова и научного.

Поскольку важнейшей задачей литературного развития ребёнка является задача формирования навыков устного и письменного высказывания по поводу литературного произведения, необходимо стараться сделать из младшего школьника соавтора, сотворца. Необходимо воспитать в ребёнке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.

Уникальное средство воспитания духовности – детские творческие работы. Многие видные педагоги рассматривали сочинения как форму самовыражения, возможность поделится впечатлениями, переживаниями.

Этапы этой работы:

    Создание особой творческой атмосферы не только на уроке, но и во внеурочное время.

    Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей.

    Формирование у учащихся чувства любви, сострадания и т.д. Большое значение здесь имеет работа над устными сочинениями-миниатюрами.

    Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать.

    Обогащения опыта детей непосредственными наблюдениями за природой; выражение чувств словами, рисунками, эпитетами, сравнениями, составление словаря настроений, подбор слов, фраз, образов.

    Чтение высокохудожественных произведений о природе дает возможность в нужный момент выбрать из памяти и выстроить цепочку или ряд слов с тематическими или ассоциативными связями.

    Целенаправленная работа над загадками, которые являются метафорами или построены на основе сравнения, развивает творческое, образное видение предмета и учит составлять собственные загадки.

    Знакомство с построением стиха. На этом этапе также стоит задача научить чувствовать ритм, музыку, рифму стихов, передавать в стихах своё настроение, свои представления об окружающем мире.

    Коллективное и индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок.

Необходимо формировать у детей умение передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, видеть окружающий мир в разных красках, звуках размышлять над причинами, вызывающими у человека разное отношение к одному объекту.

Родители должны отказаться приноравливать детское восприятие окружающего под своё, должны научиться видеть ростки творчества, должны доверять детским силам в таком сложном виде деятельности, как сочинение. «Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который необходим в данном случае», – писал В.А.Сухомлинский.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I . Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпического чтения

3-4 класс

Организация практикумов по выразительному чтению:

а) проведение упражнений по технике речи:

б) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесного ударения:

в) работа над интонацией (темпов, ритмов, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными словами оттенками, с разным подтекстом (с осуждением, похвалой, одобрением).

II . Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.

Формирование у школьников способности воспринимать красоту человека, природы и предметного мира, созданного им: развитие потребности в нравственно-этической отзывчивости на красоту окружающего мира.

3 класс

Развивать умение сравнивать состояние природы в разное время года; проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам. Накопление опыта живых впечатлений от общения с окружающим миром.

4 класс

Формировать своё видение окружающего мира, находить необычное в обычных предметах. Формировать умение различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; видеть отношение человека к окружающему миру; размышлять над причинами, вызывающими подобное состояние; давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций.

III . Развитие воображения, фантазии, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.

3-4 классы

Рассматривание и описание сходных и различных предметов; проведение конкурсов и соревнований на лучшее сравнение: игра типа: «Волшебные превращения вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, весёлую, грустную, печальную. Коллективное или индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок.

Во всех классах рассказывание – импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам, сочинениям; стимулирование активности при их обсуждении.

IV . Развитие умения выразить в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека.

3 класс

Проведение игры «найди меткое слово», активизирующей деятельность учащихся в поисках подходящего слова для характеристики, описание предмета или героя прочитанной книги, коллективное сочинение различных историй.

4 класс

Обучение приёмам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приёмам рассуждения и повествования на заданную тему (устно и письменно).

V . Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.

3 класс

Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаются на них, и передавать своё настроение в рисунках, в совместном осуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений.

4 класс

Формирование потребности обсудить прочитанное и услышанное; создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовлетворения от работы с книгой. Развивать умения формировать свои эмоционально-оценочные суждения.

Во всех классах приобщение детей к миру поэзии; развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией).

VI . Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.

3 класс

Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умение подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности. Придумывание своего варианта развития сюжета сказок и известных рассказов, переработка их по предложенному варианту. Сопоставление особенностей художественных образов, созданных разными видами искусства, эмоционально-этическая оценка изображения героев, их построения в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).

4 класс

Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность. Развитие умения использовать метафоры при составлении детьми собственных загадок, развивать у них творческое, образное видение предмета, которое способствует накоплению образных обобщений. Письменные отзывы о прочитанных телевизионных передачах, фильмах, аннотации к прочитанным книгам. Сочинение собственных стихов, рассказов, сказок. Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в манере какого-либо писателя (с помощью учителя).

Во всех классах коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

VII . Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.

Формирование умений различать и узнавать такие виды литературных и фольклорных произведений, как сказка и рассказ; стихотворение и басня; загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка. Наблюдение над ритмичностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классах вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

3-4 классы

Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных произведений, как сказка (это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фантастического, обычно различаются сказки о животных, волшебные и бытовые);

былина – жанр, имеющийся только в русском фольклоре (это героико-патетическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси);

басня – краткий рассказ в стихах или в прозе, где в сатирической иносказательной форме изображаются человеческие поступки и недостатки. Персонажами басни являются чаще всего животные, растения, вещи. В начале или конце басни даются нравоучения, выводы;

рассказ – небольшое прозаическое, художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из жизни героя;

стихотворение – небольшое художественное произведение, написанное стихами, оно ритмически организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли героя.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

Наименование разделов, тем

К-во часов

В том числе на:

уроки

Лаб.-прак. занятия

Лексическое значение слова

Сочинение. Рассказ. Аннотация

Стихосложение

Сказка. Её особенности

Литературный практикум

ИТОГО:

4 класс

Наименование разделов, тем

К-во часов

В том числе на:

уроки

Лаб.-прак. занятия

Лексическое значение слов

Выразительные средства русского языка

Басня, былина, сказка

Стихосложение

Литературный практикум

ИТОГО:

  • Количество часов за год

3 класс – 34 часов

4 класс – 34 часов

    Количество практических и лабораторных работ

3 класс – 22 часа

4 класс – 21 час

Название раздела, темы

(Теория)

Лексическое значение слова

Выразительные средства русского языка

№ 9, 10, 14, 15, 16, 29, 30

Сочинение. Рассказ. Аннотация

№ 17, 18, 20, 22, 23

Стихосложение

Сказка. Её особенности

Литературный практикум

№ 32, 33, 34,35

ИТОГО:

Название раздела, темы

Номера учебных занятий в соответствии с тематич. планированием

(Теория)

Номера учебных занятий в соответствии с тематич. планированием (Практика)

Лексическое значение слов

Выразительные средства русского языка

№ 6, 7, 15, 31

Сочинение. Объявление. Рассказ

№ 12, 13, 14, 16, 17, 20, 21,

Басня, былина, сказка

Стихосложение

Литературный практикум

№ 32, 33, 34,35

ИТОГО:

курса «Основы литературного творчества» в 3 классе

Дата

Тема занятий

Многозначность слов. Смысл слов в предложении.

Игры: «Волшебное превращение вещей», «Найти меткое слово».

Текст. Структурные части текста.

Учимся писать, редактировать (контрольная работа).

Учимся слушать.

Текст. Тема. Микротема.

Сочинение-миниатюра.

Сочинение по серии картинок.

Учимся писать правильно.

Сочинение по картине.

Говори, пиши точно (контрольная работа).

Сочинение-повествование.

Аннотация произведения.

Рассказ. Его особенности.

Сочинение-письмо. Его особенности.

Говори, пиши точно (контрольная работа).

Особенности стихосложения.

Звукопись, звукоподражание.

Сказка. Композиция. Сюжет.

Как сочинить сказку.

Учимся слушать.

Техника речи. Практикум.

Учимся писать, редактировать.

Сочинение по личному опыту, по наблюдениям.

(контрольная работа).

Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Основы литературного творчества» в 4 классе

Дата

Тема занятий

Лексическое значение слов и словосочетаний.

Прямое и переносное значение слов.

Многозначность слов. Смысл слова в предложении.

Текст. Внутритекстовые связи слов.

Текст. Виды текста.

Выразительные средства русского языка.

Образные слова и выражения в нашей речи.

Текст. Тема. Микротема.

Учимся писать, редактировать (контрольная работа).

Учимся слушать.

Свободный диктант.

Сочинение-описание.

Говори, пиши точно.

Сочинение-рассуждение.

Богатство языка и речи.

Сочинение-повествование (контрольная работа).

Учимся писать, редактировать.

Объявление. Его особенности.

Рассказ. Его особенности.

Составление рассказа по данному началу.

Составление рассказа по данному концу.

Замена в тексте лица рассказчика.

Говори, пиши точно (контрольная работа).

Басня. Её особенности.

Былина. Её особенности.

Стихотворение. Его особенности. Звукопись.

Сказка. Её особенности.

Как правильно сочинить сказку.

Учимся слушать.

Техника речи. Практикум.

Богатство языка и речи.

Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).

Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).

Работа в детском литературном журнале.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ГОДА

Общеучебные умения и навыки

Учебно-организационные умения :

  1. Принимать или намечать учебную задачу, её конечную цель.

    Готовить рабочее место в соответствии с заданием.

    Планировать ход выполнения задания.

    Рационально выполнять задание.

    Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы.

Учебно-коммуникативные умения:

    Высказываться устно в виде:

    • пересказа;

      рассказа;

      рецензии ответа товарища.

    Участвовать в учебном диалоге.

    Включаться в коллективное обсуждение проблемы.

Учебно-информационные умения :

    Работать с учебником:

    • понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя);

      находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу);

      пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника.

    Усваивать информацию со слов учителя.

    Усваивать информацию с помощью технических средств.

3 класс

    об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

    о функциональных особенностях фольклорных жанров;

    о правилах литературного произношения слов; словесного ударения;

    об особенностях таких жанров художественных произведений, как сказка, басня, былина, рассказ, стихотворение;

    о тексте лексическом значении слова, теме произведения, сюжете, композиции;

Учащиеся должны уметь:

    различать малые жанры фольклора;

    находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

    узнавать простейшие виды тропов (сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение, звукопись);

    сравнивать состояние природы в разное время года, проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам;

    коллективно или индивидуально создавать свой вариант развития сюжета известных сказок;

    составлять небольшие по объему сочинения, рассказы с заданной структурой, сочинение-миниатюра;

    сочинять устные и краткие письменные отзывы о прочитанном, увиденном, услышанном.

4 класс

Учащиеся должны иметь общее представление:

    об особенностях таких литературных жанров, как сказка, повесть, былина, роман, рассказ, стихотворение, басня;

    о правилах литературного произношения слов, словесного ударения;

    о средствах художественной выразительности;

    об особенностях художественных образов, созданных разными видами искусства;

    о тексте, теме, лексике слова, фразеологизмах, композиции, сюжете;

    о приёмах устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приемах рассуждения и повествования на заданную тему.

Учащиеся должны уметь:

    различать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

    находить средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

    эмоционально воспринимать произведение;

    пользоваться выразительными средствами русского языка;

    различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; видеть отношение человека к окружающему миру; давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций;

    коллективно или индивидуально создавать свой вариант развития сюжета известных сказок; перерабатывать сюжет сказки по предложенному варианту;

    составлять письменные отзывы о прочитанных книгах, составлять объявления, написать письмо;

    использовать метафоры при составлении загадок;

    писать сочинения-описания, сочинения-повествования на заданную и свободную тему; составлять рассказы, выдерживая структуру произведения;

    редактировать текст с целью совершенствования его содержания структур и речевого оформления;

    получать информацию для высказывания, раскрывать тему и главную мысль.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

    осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    интерес к изучению языка;

    обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

    определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

    учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

    пользоваться словарями;

    находить ответы на вопросы в тексте;

    делать выводы в результате совместной с учителем работы;

Коммуникативные УУД:

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

Контроль уровня обученности учащихся 3-4 классов

При изучении данного факультативного курса «Основы литературного творчества» можно выделить три уровня обученности учащихся на конец года.

При оценивании ответов, работы на уроках во внимание принимаются следующие категории:

    Полнота и правильность ответа.

    Степень осознанности освоения излагаемых знаний.

    Последовательность изложения и культура речи.

1 уровень (высокий).

Учащиеся дают полный и правильный ответ, обнаруживают осознанное усвоение программного материала, подтверждают ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяют знания при проведении анализа слов и предложений, верно находят в тексте изученные категории, объясняют употребление слов, отвечают связно, последовательно, без недочётов или допускают не более одной неточности в речи.

Учащиеся понимают содержание прочитанного материала, умеют его рецензировать.

Учащиеся правильно ставят ударения в словах, соблюдают при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения.

Учащиеся умеют правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту.

2 уровень (средний).

Ученики в целом обнаруживают понимание излагаемого материала, но отвечают неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняются самостоятельно подтвердить материал примерами. Допускают ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляют только с помощью учителя, излагают материал несвязно, недостаточно последовательно, допускают неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.

Учащиеся пересказывают текст, нарушая его последовательность, допускают речевые ошибки и исправляет их неточности с помощью учителя.

3 уровень (низкий).

Учащиеся обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускают ошибки в формулировке определений, в анализе слов и предложений, не могут исправить их даже с помощью наводящих вопросов, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Учащиеся слабо разбираются в прочитанном тексте даже с помощью вопросов учителя. Не воспроизводят содержание текста или другого материала.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

    Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

    Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 г.

    Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

    Журналы «Начальная школа» №10 1990, №8 1994, №9 2002, №5,8,10 2003, №4,6 2004, №5 1990, №2,5 1995.

    Изучение результативности обучения в начальных классах. /Система Л.В.Занкова./ М.В.Зверева. М., 2000 г.

    Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. Н.В.Нечаева, М. 1996 г.

    Как научить ребенка понимать текст. Детская герменевтика. А.Э.Симаковский. Ярославль, 1997 г.

    Литература 2,3,4 класса /1-4/. Н.А.Чуракова. Методические рекомендации. М., 2001 г.

    Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. Издательский дом «Дрофа», М., 2001 г.

    Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г.

    Русский язык в начальных классах. Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. О.В.Кубасова. Под ред. М.С.Соловейчик. М., «Линка-пресс», 1995 г.

    Сочинения для учащихся1-3, 1-4 классов. Н.Г.Кувашова. Волгоград, издательство «Учитель», 2000 г.

    Уроки развития связной речи в начальной школе. Г.С.Щеголева. С-Петербург, Издательство «Специальная литература», 1998 г.

  • Границы интенсивности нагрузок при самостоятельных занятиях лиц разного возраста. Взаимосвязь интенсивности нагрузок и уровня физической подготовленности
  • Факультативное изучение литературы начинается в старших класса, когда интересы школьников уже определились и возросла их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности. Факультативные занятия служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся, развития их интересов и способностей . Факультативные занятия по литературе содействуют профессиональной ориентации будущих работников в области литературы, библиотекарей, журналистов.

    Цели и задачи факультативов - углубление знаний по литературе, развитие самостоятельности учащихся, расширение культурного кругозора, формирование читательской компетентности школьников.

    Факультативные занятия формируют интерес учащихся к литературе, развивают потребность в самообразовании и самостоятельном пополнении знаний в области литературы и культуры.

    Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по литературе позволяют сделать вывод об общем и специфическом в изучении литературы на уроках и факультативных занятиях. Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, так же, как и форма организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе.

    Вместе с тем важнейшими специфическими признаками факультативного изучения литературы являются свободный выбор учеником литературы как предмета изучения и целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого, чем в основном курсе, толкования творчества писателей и литературного процесса, усвоения дополнительных теоретико-и историко-литературных знаний и развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений. Здесь в особенности четко проявляется основное предназначение факультативов – совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.

    В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работе по литературе. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроками, обстановка занятий.



    В факультатив учащиеся записываются на добровольной основе, факультативная группа (15-20человек) сохраняется в течение учебного года, занятии идут по расписанию (один раз в неделю), ведется журнал занятий, работа участников не оценивается баллами, как на уроке (оценкой является признание подготовленного доклада, благодарность учителя и одноклассников, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного открытия…)

    Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод.

    Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций изучение творческой истории произведения, жизнь произведения в кино и на сцене – такого рода вопросы рассматриваются на занятиях.



    Опыт показывает, что факультативные занятия проходят более успешно, если

    а) они проводятся в более свободном, чем урок, организационном стиле;

    б) используются различные технические средства обучения, в частности, для фиксации устных высказываний и их обсуждения,

    в) подготовленные участниками факультатива сочинения, сообщения, статьи используются для выпуска бюллетеней, стенгазет, рукописных журналов, для школьных радиопередач, т.е. результаты работы участников факультатива становятся достоянием других учащихся.

    Формы проведения факультативных занятий могут быть самыми разнообразными: беседы, диспуты, конференции, практические занятия, конкурсы, семинары, лекции, прослушивание и обсуждение докладов, сообщений, рефератов, составление текстов, заочные экскурсии, работа над публицистической или критической статьей и пр.

    Многообразие методов и форм работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов школьников.

    При сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства школьников. Применение в беседе эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность школьников и эффективность обучения.

    Возможно использование учителем (и учащимися) лекции , содержащей новый материал. Чтобы слушание лекции было активным, учащимся предлагаются задания: составить план, тезисы, конспект лекции, подготовить ответ на вопросы и т.п.

    Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения, приемы работы с критической статьей, научным текстом, мемуарами и пр.

    Семинары – форма занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой. На семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам. Для семинара большое значение имеет консультация преподавателя, как для слушателей факультатива, так и для одного конкретного учащегося.

    На факультативных занятиях применяются в равной мере фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы .

    Большое значение имеет индивидуальная консультация. Например, на первой консультации учитель помогает ученику определить предмет и границы темы доклада, рекомендует литературу. На второй консультации учитель помогает школьнику выработать «концепцию» доклада. На третьей – учитель знакомится с текстом доклада, правит его и т.д.

    При использовании групповой формы работа (в группе 3 – 5 человек), учитель дет каждой группе задание, а учащиеся обсуждают его, выдвигают докладчика, распределяют обязанности и т.д. задания группе должны носить проблемный характер (заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений). Все группы могут получить одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получить разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою информацию в раскрытие темы. Группе можно дать долговременное исследовательское задание, требующее отбора сведений из разных источников. (Например, подготовить презентацию произведений о Великой Отечественной войне).

    По групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы, выставок, викторин и т.д.

    Типичными заданиями на факультативных занятиях могут быть:

    Работа с хронологической таблицей;

    Выразительное чтение текста;

    Комментирование текста;

    Аналитическая беседа по тексту;

    Составление текстов;

    Применение наглядных пособий, Интернета.

    Все формы учебного процесса требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это требует серьезной, продуманной подготовки со стороны учителя.

    Важно во время проведения факультативных занятий больше внимания уделять развитию навыков выразительного чтения (чтению по лицам, чтению с элементами инсценирования, элементами режиссерской работы, выступлению с концертами). Эффективно может работать метод проектов.

    Планируется работа факультативных занятий в соответствии с потребностями общества, с возрастными особенностями учащихся, их интересами и интересами руководителя факультатива, наличием материала и возможностей сделать эти занятия интересными, содержательными и увлекательными.

    Например, можно организовать работу таких факультативов:

    В 9 классе: «А.С. Пушкин – человек и поэт», «Художественная литература в русской культуре», «Литература в кино и театре», «Литература и живопись», «Литература и музыка».

    В 10 классе – «Романтизм в литературе», «Реализм в литературе», «Культурная жизнь России во второй половине Х1Хв.»

    в 11 классе.: ""Серебряный век русской поэзии"", ""Литература русского зарубежья"", ""Символизм в мировой культуре"", ""Постмодернизм в литературе и культуре"", ""Модернизм в мировой литературе ХХ века"", ""Сценическая жизнь литературных произведений"", "" Постмодернизм в литературе"" и т.д.

    Приведем пример программы факультатива.

    Программа факультатива «Литература русского зарубежья. Первая волна эмиграции»

    Цель факультативных занятий – расширить знания учащихся о литературе русского зарубежья (произведениях первой волны эмиграции), формировать читательскую личность школьника.

    Тема занятия Форма занятия часы
    1. Эмиграция как культурный феномен. Лекция учителя
    2. Три волны русской эмиграции. Сообщения учащихся
    3. Первая волна эмиграции: люди, события, проблемы. Презентация писателя (поэта)
    4. Тема Родины в литературе первой волны эмиграции. Обсуждение произведений
    5. Россия и революция в оценке писателей русского зарубежья. Проект «Моя правда»
    6. Проблема русской культуры и ее сохранения в осмыслении писателей первой волны эмиграции. Доклады учащихся
    7. Поэзия русской эмиграции Конкурс на лучшего чтеца
    8. Проза русской эмиграции Проект «Я хочу вам рассказать»
    9. Драматургия русской эмиграции Постановка отрывка из пьесы
    10. Мемуарная литература Чтение «писем эмигрантов в ХХ1 век»
    Обсуждение работы факультатива. Проект «Мое мнение»

    Вопросы для самоконтроля.

    1. Каковы цели внеклассной работы по литературе?

    2. Как изучить читательские интересы школьников?

    3. Что нужно делать для формирования читательской культуры школьников?

    4. Как организовать уроки внеклассного чтения?

    5. Каковы специфические задачи изучения литературы в разных классах?

    6. Каковы формы внеурочной работы по литературе?

    7. Что необходимо учитывать при формировании творческой личности?

    8. Назовите методические приемы развития литературного творчества учащихся?

    9. Каковы условия и принципы работы литературных клубов?

    10. Как организовать работу факультативных занятий?

    11. Как связаны и чем отличаются факультативные занятия и урок?

    12. Какие формы и виды работ целесообразно использовать на факультативах?

    Тестовые задания.

    1. Внеклассная работа по литературе должна быть направлена на

    а) повышение качества знаний учащихся,

    б) решение проблемы занятости школьников,

    в) формирование читательских интересов учащихся.

    2. Главным принципом организации внеурочной работы является

    а) добровольность,

    б) привлечение большого количества участников,

    в) создание воспитывающих ситуаций.

    3. Личностный подход к литературному произведению надо развивать у учащихся

    в) в 5-6 классах,

    б) в 7 – классах,

    в) в 10-11 классах.

    4. Важным принципом развития литературного творчества школьников является

    а) доступность,

    б) научность,

    в) историзм.

    5. Факультативные занятия по литературе организуются для

    а) всех учащихся,

    б) для сильных учащихся,

    в) для отстающих учащихся.

    Творческие задания.

    1. Напишите план-программу внеурочной работы по литературе на учебный год для одного класса (класс, вид работы, темы – на Ваше усмотрение).

    2. Напишите программу работы «Литературно-художественной гостиной» для учащихся старших классов по теме «Серебряный век русской поэзии как культурный феномен».

    3. Назовите виды внеурочных занятий, заданий, которые могут вызвать интерес у учащихся к чтению художественных произведений (с указанием возраста школьников).



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Про деток, от рождения до школы