Про деток, от рождения до школы

Доклад по теме:

«Внедрение в практическую деятельность инновационных

технологий в процессе обучения и воспитания».

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

Какие принципы лежат в основе педагогической деятельности учителя? Что самое главное для учителя, работающего в 21 веке?

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ:

* Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

* Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

* Концептуальность учебно-воспитательного процесса : сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

* Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса .

* Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.

2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.

4 . Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5 . Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Наша школа имеет большие возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в инновационном режиме, широком внедрении в практику работы информационно-коммуникационных технологий, работы с одаренными детьми.

Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше. Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Вслед за известными педагогами считаю, ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.

Главное направление экспериментальной работы - развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач в процессе обучения в школе.
Цель экспериментальной работы - создание учебной среды, направленной на развитие интеллектуальных, познавательных способностей учащихся на основе внедрения проектных и компьютерных технологий в школе. Это создает учебную среду, направленную на развитие творческих, познавательных способностей учащихся на основе внедрения проектных технологий в школе.

Направления экспериментальной деятельности:

    Отработка модели индивидуализированного обучения школьников с использованием информационных технологий;

    Разработка системы показателей функциональной грамотности выпускников разных ступеней школы, реализуемой с применением УИТ;

    Реализация информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения;

    Комплекс работ по построению и развитию единого образовательного информационного пространства школы и обеспечению технологии его функционирования;

В своей практической деятельности учителя используют современные педагогические технологии. Применение информационных компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Основная задача - мотивировать ученика в его занятиях, как на уроках так и внеурочной деятельности. Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс.

В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает "желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Многие общеучебные понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами …..

Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Владение информационно-коммуникационными технологиями является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходимо постоянно осваивать информационные технологии, которые создают новые возможности для повышения эффективности работы учителя.

Внедрение инновации в организацию образовательного процесса

В нашем обществе изменяется взгляд на процесс обучения, идет поиск новых форм и методов обучения, которые бы наиболее полно и правильно помогали решать задачи, стоящие перед учителем. От современной школы требуется значительно повысить качество образования, обеспечив высокий уровень преподавания предметов, совершенствование всего учебно-воспитательного процесса. Чем глубже развивается этот процесс, тем более явно выступают индивидуальные различия обучаемости школьников, и тем очевиднее становится невозможность создания единой системы обучения, равно оптимальной для каждого школьника.

Когда стратегия изменений в образовании провозглашает идеи гуманизации всего учебно-воспитательного процесса, выдвижение личности ребенка во главе всей системы обучения, от учителя требуется переориентация на склонности и природные таланты каждого школьника, помогающая ему проявить самостоятельность, вырасти личностью.
Все это изменяет расстановку приоритетов обучения: главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование, реализация права выбора. Если ученику интересно, если он чувствует себя творцом своих знаний, тогда он будет активно учиться. В педагогике неизбежно возникает вопрос: «Как учить результативно?». Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

    ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

    самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

    грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

    быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

    самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую требованиям современного общества. Современное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. При этом перед учителем встают новые задачи:

    Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

    Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

    Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученикам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

    Оценка деятельности учеников не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

    Поощрение стремления учеников находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения с использованием компьютерных технологий. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки учащихся. Сочетание традиционных методов и средств обучения с компьютерными технологиями способствует повышению успеваемости учащихся, стимулирует развитие самостоятельной работы.

Технология обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии в значительной мере могут быть реализованы при групповой работе.

Групповая работа – одна из форм активизации учащихся. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

    Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

    Актуализируются полученные опыт и знания;

    Повышается ответственность за результат коллективной работы;

    Улучшаются навыки последовательного изложения, материала.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. Групповая форма работы учащихся на уроке физики наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных работ, различных форм опроса и при повторении и закреплении материала. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, формирование групп, назначение учащихся-консультантов, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3.Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали поддержку учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять им уверенность в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны.
Среди недостатков групповой формы работы наиболее существенными являются: трудности комплектования групп, т.к. учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать оптимальный путь его изучения.

В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Групповые формы работы с использованием средств ИКТ

Групповая работа может быть осуществлена с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Основными характеристиками применения компьютерных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Внедрение в образовании компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением через Интернет. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы

Работа в группах также может быть реализована с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. В моей практике немало примеров того, как ученики, показывавшие весьма посредственные знания, создавали самостоятельно и уверенно представляли на уроке самостоятельно подготовленный с использованием компьютера материал высокого уровня. Уверенное владение компьютером позволило таким ученикам повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.

Таким образом, использование групповых форм работы на уроках физики позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве; развития критического и творческого мышления. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Результатом работы стали уроки, проводимые в нетрадиционной форме, например, урок – конференция, где компьютерные технологии применяются в комплексе с показом физических опытов и решением физических задач, использование исследований учащихся для выполнения самостоятельных дополнительных творческих заданий: подготовка докладов и сообщений о развитии современной науки и техники и т.д.

Зачем работать в группах? Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»?

Сотрудничество - это философия взаимодействия, тогда как кооперация – это структура взаимодействия, направленного на производство конечного продукта или достижение цели. Коллаборативное обучение – личная философия, а не только учебный прием. В любых ситуациях, где люди объединяются в группы, такое обучение предлагает способ установления сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за действия группы. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы.

Правила организации групп

Группы могут создаваться различными способами. Иногда учителей (и учащихся) просто просят поработать с коллегами (друзьями), в других случаях формируются случайно выбранные группы. Иногда группы создаются в соответствии с конкретными сильными сторонами личностей. Каким бы способом ни образовывалась группа, необходимо знать, что любой вновь сформированной группе людей требуется время для адаптации и приспособления к особенностям характера, навыкам и стилям работы друг друга. Успешные группы учатся использовать преимущества этих различий, точно определять их на начальном этапе и организовывать деятельность группы соответствующим образом.Этап формирования не ограничивается началом работы группы. По мере осведомленности членов группы друг о друге будет постепенно изменяться динамика работы группы, и группе будет необходимо реагировать на такие изменения, корректируя работу, по мере необходимости.

Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения и решения проблем. Это, в конечном итоге, стимулирует учащихся к активному участию в собственном обучении.

Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, оспаривать и понимать мнения других. Факты подтверждают, что этот процесс является поэтапным. Таким образом, на раннем этапе работа в группах должна сначала развивать навыки социального взаимодействия, затем, когда отношения между учащимися установятся, учителя могут развивать их навыки эффективного общения и решения проблем.

Что такое эффективное групповое общение?

Наиболее благоприятным аспектом работы в группах является возможность общения, но это требует умения не только говорить, но и слушать, поэтому существует несколько основных правил, которые должны знать учащиеся: говорить по очереди; активно слушать,задавать вопросы и спрашивать; есть ли вопросы, вносить предложения; выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других; коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения; принимать групповые решения и приходить к единому мнению; подводить итоги обсуждения.

Стратегии решения проблем.

Работа в группах с целью решения существующей проблемы – очень действенный способ обучения. Учащиеся будут планировать задания и организовывать их выполнение, чтобы не зависеть от взрослых. Этот подход позволит учащимся:

Эффективно планировать время

Коллективно обсуждать инновационные подходы и идеи

Определять, требуется ли какая-либо индивидуальная деятельность или обдумывание до работы в группе

Назначать роли (руководитель, секретарь, наблюдатель и т.д.) внутри группы или поручать части задания различным членам группы

Достигать согласия при выполнении задания

Роль учителя:

Групповая работа должна организовываться и поддерживаться учителями, а так же должно выделяться время для обсуждения после выполнения задания. Учителя должны поддерживать эффективную работу групп и способствовать достижению положительных результатов. Работа с классом должна включать обсуждение того, что будет достигнуто, и, что планируется узнать, и как обучение всего класса связано с заданиями для работы в группах. В ходе обсуждения необходимо напоминать учащимся о навыках, стратегиях и правилах, которые они должны использовать. Вмешательство учителя должно быть деликатным и смоделировать практику, рекомендуемую учащимся. Для обеспечения совместной работы групп, возможно, на начальных этапах потребуется больше поддержки со стороны учителя. По окончании занятия учитель должен стимулировать учащихся к размышлению над процессом и результатами групповой работы.

В НЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС-ОСНОВА

КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Токбаева А.С.

КГУ «Школа –лицей №4 имени Абая»

«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае, оно совершенно бесполезно»

Р.Киплинг

C наступлением эпохи глобализации системы образования большинства развитых стран мира находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. По темпу внедрения инноваций в области образования Казахстан находится в числе передовых. Этот процесс идет непрерывно и ускоряется с каждым годом – в стране поставлены амбициозные цели по улучшению качества образования. Главной целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан-2030». Как отметил Лидер Нации Нурсултан Назарбаев: «Сегодня важно взглянуть на образовательные процессы как можно шире. Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить вместе в современном мире… Поэтому первостепенная задача современной системы образования - это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».

Главная цель модернизации образования – повышение его качества и расширение его доступности для всех слоев населения независимо от социального и имущественного положения человека. Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.

Понятие качества призвано вооружить учащихся такими знаниями, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном противоречивом обществе. Есть множество подходов к структуре факторов, влияющих на качество образования. Рассмотрим два из этого множества. Первое. Понятие качества образования включает в себя: качество целей, нормы; качество условий; качество образовательного процесса; качество конечных результатов. Следовательно, согласно этой схеме в системе факторов – личность и профессионализм учителя. Вторая трактовка включает в себя создание условий для обновления форм организации и содержания образовательного процесса. Стабильное функционирование и развитие системы образования – необходимое условие развития общества и государства. Система образования занимает в обществе свое, особое место, так как готовит будущее, определяет, что будет завтра. В эпоху глобализации и новых технологий – это не просто социальная сфера. Это – вложение средств в будущее страны, в котором участвуют все граждане без исключения. Казахстан стал страной, открытой миру, демократическим обществом, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Принципиально новые направления должны стать основой кардинальной модернизации образования. Вопросы - чему учить, как учить, какими быть школе и вузу – волнуют наше общество.

Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами, такими, как:

    владение современными образовательными технологиями;

    способность делать учебный материал доступным пониманию;

    творческое применение методов обучения;

    способность организовать детский коллектив;

    интерес к детям;

    яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.

Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

В своей педагогической практике я использую технологию личностно-ориентированного образования. Она используется с целью повышения качества обученности.

Для предупреждения неуспеваемости применяю технологию уровневой дифференциации.

Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для учащихся.

Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. И учителю необходимо создать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.

Также я применяю технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

Для развития исследовательских навыков обучающихся в процессе обучения применяю проектные методы по созданию презентаций.

Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет активно применяю информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

    создание презентаций к урокам;

    использование готовых обучающих программ;

    работа с ресурсами Интернет.

Для обеспечения наглядности обучения эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает и реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать особенности детей, уровня их обученности, интересов и склонностей.

Информационно-коммуникационные и проектные технологии используются мною не только на уроках, но и во внеурочное деятельности: при проведении классных часов, занятиях кружка, внеклассных мероприятиях.

Таким образом, применение информационных технологий:

    способствуют повышению интереса у учеников к обучению:

    позволяют наглядно представлять материал;

    интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

    регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

    повышать познавательную активность обучающихся.

Чтобы повысить качество образования следует: улучшать процессы преподавания и обучения; использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.

Кроме того, учителю нужно:

    более продуманно формулировать цели своей деятельности;

    ставить конкретные задачи;

    прослеживать траекторию развития своей собственной педагогической деятельности;

    отслеживать уровень мотивации учащихся;

    наметить шаги по его повышению с помощью разнообразных форм внеклассной работы;

    отследить наиболее успешные направления внеклассной работы, которые вызывают интерес у большинства учащихся.

Главная роль в этом процессе определена учителю. Во все времена учитель был и продолжает быть особым маяком для своих учеников, направляя не только их знания, но и мысли в правильное русло.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

2 1 ноября 201 5 года Жезказганский университет имени О.А.Байконурова проводит международные ХV Байконуровские чтения на тему: «Региональные возможности реализации стратегии индустриально-инновационного развития «Казахстан – 2050»».

Работа конференции планируется по следующим направлениям:

1. Научное наследие академика О.А.Байконурова и вклад в развитие горнодобывающей промышленности Жезказган-Улытауского региона.

2. Инновационные методы обучения и воспитания подрастающего поколения.

3. Экономико-управленческие проблемы инновационного развития общества.

Работа конференции предусматривается на пленарном и секционных заседаниях широким обменом мнениями, научным и производственным опытом.

Рабочие языки конференции – казахский, русский, английский, немецкий.

Расходы связанные с прибытием и участием на конференции, осуществляется за счет участников.

В адрес оргкомитета до 20 октября 201 5 года просим выслать доклад на электронном носителе (с распечаткой 1 экземпляра), регистрационную форму.

Оргкомитет просит авторов при подготовке докладов руководствоваться следующими правилами: объем материалов должен составлять не более 5 страниц, отпечатанные через 1,0 интервал, в редакторе «Word 7.0» на бумаге формата А 4, шрифт “Times New Roman”, кегль – 14, поля: верхнее и нижнее – 3,0см, левое и правое – 2,5см.

Текст статьи набирается в редакторе Word of Windows и печатается на принтере с хорошим качеством печати через одинарный интервал, 14 шрифтом “Times New Roman”. Все рисунки должны быть выполнены черно-белыми и не должны превышать страницу формата А 4. В левом верхнем углу печатается УДК, после просвета в 2 интервала – название статьи заглавными буквами, ниже после просвета в 2 интервала – фамилии и инициалы автора (авторов), далее на следующей строке – наименование организации, через просвет в 3 интервала – текст доклада с красной строки.

Статьи будут опубликованы в авторской редакции, поэтому предоставленные материалы должны быть отредактированы автором и не содержать грамматических и лексических ошибок. Материалы, представленные позднее указанного срока или оформленные не в соответствии с требованиями, не рассматриваются и не возвращаются.

Выступление на педагогическом совете

21.12.2012 года
на тему «Внедрение инновационных технологий и методов

в учебный процесс 1 класса»

Все мы прекрасно знаем, что знания приходят только к заинтересованному человеку. “Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может” - говорит народная мудрость. И это действительно так. Но, к великому сожалению, в настоящее время у учеников среднего и старшего звена наблюдается слабая мотивация к учёбе, да и у детей младшего школьного возраста мы подчас отмечаем низкую заинтересованность в обучении. Но ведь, уже не раз подчёркивалось, что начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – обеспечить положительную мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность учащихся. А для достижения данной цели предопределяет определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. На мой взгляд, решить эту проблему можно через внедрение проектной, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий.

Нам, учителям, нередко бывает трудно выбрать тему исследования или проблему для проекта, а ведь и темы, и проблемы эти можно брать из окружающей действительности, из жизни. Часто нам подсказывают дети. Так, например, на прогулке поздней осенью первоклассники с удивлением смотрели на свои грязные от снега варежки и спросили: “А почему у нас всегда зимой рукавички чёрные, ведь повсюду лежит снег?!” Так родилась тема эмпирического исследования “Почему у меня зимой рукавички чёрные?” . Ребята активно работали над изучением данной проблемы. Провели соответствующие замеры и выяснили, что зимой загрязняют атмосферу города вредные вещества, в частности сажа, образованные при сгорании некачественного угля. Наблюдая за ребятами во время исследования, я видела, что они выполняют эту работу не только ради конечного результата. Им интересен был сам процесс деятельности: наблюдения, опыты, эксперименты, сравнение результатов, то есть происходила творческая самореализация учащихся.

Не стоит забывать, что темы, предлагаемые в качестве исследовательских должны быть посильны пониманию ребёнка. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В процессе исследовательской работы ученик старается решить проблему, выдвигает гипотезы, задаёт вопросы, учится наблюдать, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы, учится доказывать и защищать свои идеи. Вот тогда-то ребёнку действительно интересно познавать!

Наблюдения за учащимися показали, что они могут самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований.

Проектирование учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует самостоятельность, целеустремлённость.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Родители, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Итак, я выяснила, что и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования, воспитания подрастающего поколения. Ведь данная деятельность

формирует поисковые (исследовательские) умения

Способность самостоятельно детально исследовать вопросы выбранной ими темы,

Самостоятельно принимать решения,

Находить несколько вариантов решения проблемы;

Умение устанавливать причинно-следственные связи

развивает коммуникативные навыки

Умение работать в команде;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Умение находить компромисс

формирует навыки оценочной деятельности

развивает презентационные умения и навыки

раскрывает индивидуальный потенциал учащихся .

Но не только исследование и проектирование ценны для современного образования. С каждым годом всё большее значение в учебном процессе приобретают информационные технологии. Они позволяют:

1.активизировать познавательную деятельность учащихся;

2.обеспечить положительную мотивацию обучения;

3.усовершенствовать контроль знаний;

4.рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

5.формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

6.обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Действительно, компьютер эффективно заменил классические средства воспроизведения аудио-и видеоматериалов. Это и прекрасные фильмы о звуках и буквах, “Математический конструктор”, благодаря которому можно быстро проверить вычислительные навыки. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.

Если же возникает потребность аккумулировать необходимые учебные материалы, представить их в удобной на данный момент форме, то я использую программу создания электронных презентаций Microsoft Power Point. Работая в данном направлении, разработала несколько математических разминок, а во время обучения грамоте применяю разминку “Найди звук” , “Буква потерялась” . Интеллектуальные игры “Своя игра” , “Как стать отличником?” помогают при повторении изученного материала. Создаю “слайд – сказки”, с помощью которых не только проверяю вычислительные навыки, умение решать различные задачи, но и прививаю любовь к литературе, формирую чувство эмпатии.

Внедрение инновационных технологий - это не дань моде, это объективная необходимость. Прежде всего в озрастает положительная мотиваця обучения.

Мы видим, что инновационные технологии, такие как проектная, исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии

Повышают познавательный интерес учащихся, усиливают мотивацию учения;

Развивают логическое и творческое мышление;

Формируют умение самостоятельно планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности, анализировать и оценивать свою деятельность.

Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

(или « Дневник моего роста »)

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.

По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета (курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения.

Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

Выделяют три основные цели этой формы работы:

1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного «портфолио» - показать все, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути – оценочная составляющая «портфолио»;

2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;

3) создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам решать частные практические задачи, - «инструментальная» составляющая «портфолио».

Т.о., общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

«Портфолио» в начальной школе, прежде всего, должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

Почему образовательная практика нуждается в современных технологиях?

Известно, что сфера образования как разновидность социальной практики ощущает влияние культуры, науки, экономики, политики и техники в ходе их развития. Особенно заметно влияние интегральных факторов, которые проявляют себя в виде таких тенденций, как: глобализация,открытость, неопределенность.

В контексте образования глобализация проявляется в глобальной информатизации общества, в необходимости научить подрастающее поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни любую информацию. Отсюда обостряется потребность в освоении и применении информационных технологий.

Портфолио – технология накопления и систематизации информации

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности

Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.

Литература:

А.Гутников, В.Пронькин, Н.Элиасберг “Живое право” - Санкт –Петербург - 2001 год

И.С.Сергеев “Как организовать проектную деятельность учащихся” Москва Издательство “АРКТИ” - 2004 год.

Научно-практический журнал “Завуч начальной школы” № 6 -2007 г. Стр. 88 – 96.

Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе” - Москва “Сентябрь” 1996год.

Новые педагогические технологии в системе образования” Под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.Е.Полат Москва АСАДЕМА, 2001г.

Р.В.Овчарова “Практическая психология в начальной школе” Москва “Сфера” 2002г.

А.И.Савенков “Методика исследовательского обучения младших школьников” Самара Изд-во “Учебная литература” 2007г.

Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.

В Концепции модернизации дошкольного образования важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений названо создание условий для достижения нового качества образования. Оно во многом зависит от того, насколько эффективно осваиваются инновации, способствующие качественным изменениям деятельности образовательных учреждений. В настоящее время, практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Когда о дошкольных учреждениях говорят, что они работают в режиме развития, это значит, что они занимаются нововведениями.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, профили и виды дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно- образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети, педагогический коллектив должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения.

Тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом, возникает потребность в инновациях. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые. Опираясь на достижения науки и потребности общества, организаторы инновационной деятельности делают более эффективной проектирование, запуск и поддержку процесса обновления образования.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой.

Существуют различные причины нововведений:

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.

5. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

Анализ сложившейся практики в деятельности дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме, выявил ряд проблем:

1. Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов;

2. Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;

3. Нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений;

4. Необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Алгоритм инновационного процесса такой же, как и у любой педагогической деятельности:
1. Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)
2. Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).
3.Проведение эксперимента.
4. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
5. Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта).
Позиция и творческий потенциал педагогов, активное участие, пожалуй, самое главное во внедрении инновационных идей в деятельность ДОУ.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Его цель- содействовать становлению ребенка, как личности.

К числу современных образовательных технологий, внедряемых в нашем ДОУ, относятся:

  1. здоровьесберегающие технологии;
  2. технологии проектной деятельности;
  3. технология исследовательской деятельности;
  4. информационно-коммуникационные технологии;
  5. личностно-ориентированные технологии;
  6. технология портфолио воспитателя;
  7. игровая технология;
  8. технология «ТРИЗ»;
  9. Мнемотехнология.
  10. Здоровьесберегающие технологии

Цель: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье

  1. воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  2. развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;
  3. обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.


Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Медико-профилактические , обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с санитарными требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:

  • технологий организации мониторинга здоровья дошкольников,
  • контроля за питанием детей,
  • профилактических мероприятий,
  • здоровьесберегающей среды

Физкультурно-оздоровительные , направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

  • технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики

Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка , обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье:

  • технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов , направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья:

  • технология использования подвижных и спортивных игр
  • гимнастика
  • ритмопластика,
  • динамические паузы,
  • релаксация

В каждой группе есть центры «Здоровья» (стендовые консультации для родителей, картотеки подвижных игр, спортивный инвентарь для самостоятельной деятельности детей, папки «Здоровья», в которых содержится информация о индивидуальном развитии каждого ребенка группы).

Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинского работника и педагогических работников: педагогов, музыкального руководителя, учителей логопедов, инструктора по физической культуре, педагога - психолога,


Инновационные технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Результат использования технологии

Применение проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему становиться успешнее.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в нашем детском саду: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

  1. воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;
  2. развивать творческую активность познавательных процессов;
  3. учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.
  • Методы и приемы организации экспериментально - исследовательской деятельности:
  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
    ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии

Актуальность, значимость и новизна информатизации образовательного процесса в наш информационный век требует от педагога использования новых технологий в образовательном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании - это одно из перспективных направлений информатизации образовательного процесса. Его перспектива заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.

Информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе образовательной деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение информационно-коммуникационных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Главной задачей взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активности. В работе с родителями информационно - компьютерные технологии используются при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, практикумов, мастер-классов, консультаций. Использование информационно - компьютерных технологий позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.

Информационно - компьютерная технология позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими общие нарушения речевого развития, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Деятельность, которая направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Внедрение информационно - компьютерной технологии повышает интерес обучаемых к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. В организации фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности используются мультимедиа, компьютерные презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение.

Информационно - компьютерная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу, повышают уровень качества коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

Деятельность наших логопедов ведется по следующим направлениям:

1.Диагностика:

  • работа с таблицами, списками, отчетами (создание базы данных по итогам диагностики; проведение мониторинга работы; отслеживание динамики работы; составление графиков и диаграмм).

2. Профилактика, коррекция речевых нарушений, развитие речи:

  • электронные пособия для демонстрации на компьютерной технике, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике;
  • специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для «Тигры», «Домашний логопед», игры - раскраски).
  • игры - презентации;
  • создание собственных презентаций.

Результаты использования информационно - компьютерных технологий в данном направлении:

  1. Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).
  2. Улучшение речевого продуцирования.
  3. Расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов.
  4. Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).
  5. Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).
  6. Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.
  7. Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)
  8. Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.
  9. Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

10. Подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

3. Работа с педагогами и родителями:

Сетевое общение

Использование информационных интернет - ресурсов.

Электронные консультации на интернет - сайте учреждения.

Использование мультимедийных презентаций.

В результате использования информационно - компьютерных технологий при работе с родителями происходит:

  • Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты
  • участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций
  • Обучение на дистанционных курсах повышения квалификации
  • Поиск на сайтах необходимых информационных материалов
  • Создаются презентаций при подготовке к совместным мероприятиям педагогов с родителями.
  • Возможность консультирования родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

В результате использования информационно - компьютерных технологий при создании системы методической работы педагоги имеют возможность:

  • сохранять, редактировать и иметь доступ к большим объемам информации
  • Оформить отчетную и текущую документацию в электронном виде
  • Использовать Интернет-сеть для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике).
  • Создавать, копировать, редактировать, тиражировать стимульный материал для проведения образовательной деятельности
  • Создание своего электронного адреса, блога, страницы, что даёт возможность распространения своего педагогического опыта среди педагогического сообщества

6. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего детского сада:

  • обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении,
  • бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
  • реализацию имеющихся природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  1. Гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения..
  2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
  • Все участники педагогического процесса создают условия предметно-развивающей среды: изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам.
  • Совместно определяют разнообразную творческую деятельность

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность:

  • Построения индивидуального образовательного маршрута воспитанников

Использование различных форм проведения даёт свои положительные результаты:

  • Воспитывает толерантное отношение к личности ребенка
  • формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка
  • Выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений
  • Повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности
  • Инновационная технология «Портфолио педагога»
    Успешного педагога
  • Владеющего современными инновационными технологиями образования,
  • имеющего высокий уровень образования и профессиональной компетентности
  • способного прогнозировать свой конечный результат

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Инновационная Игровая технология

Цель: повысить значимость игры в воспитательно- образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

  • воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия
  • способствовать выполнению современных требований к организации игровой деятельности с дошкольниками
  • формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;
  • совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательно- образовательного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих эмоционально - волевую сферу дошкольника
Технология «ТРИЗ»
  1. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

«ТРИЗ»-использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и развивать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Цель использования технологии «ТРИЗ»:

Развитие у дошкольников мышления, поисковой активности, речи и творческого воображения.
Основные критерии в работе с дошкольниками:

  • Доходчивость и простота в подаче материала педагогами
  • Использование игровой среды
  • Использование многочисленных ресурсов

Инновационная образовательная технология «Мнемотехнология»

Мнемотехника- это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. Особое применение технология находит в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно - образное мышление. С помощью методов и приёмов Мнемотехники упрощается процесс запоминания, развивается ассоциативное мышление и воображение, повышается уровень внимания, повышается уровень развития связной речи.

В результате использования «Мнемотехнологии»

  • Дети могут придумывать сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.
  • Активнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию с последующим воспроизведением
  • Приемы работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения дошкольников
  • Использование опорных рисунков способствуют быстрому заучи-ванию стихотворений

Инновационные технологии, обеспечивающие открытость, сетевое взаимодействие.

Цель: Создание условий для взаимовыгодного социального партнерства в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего успешную социализацию и накопление детьми социального опыта.

1.Поиск форм эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами.

2.Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников.

3.Формирование положительного имиджа, образовательного учреждения, как социального партнера.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования можно видеть в установлении прочных связей с социумом. Развитие социальных связей нашего дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех педагогов детского сада, повышает имидж учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

Модель социального партнерства ДОУ

Социальное партнёрство позволяет нашему дошкольному образовательному учреждению решать такую стратегическую задачу, как повышение качества воспитательно - образовательной работы с воспитанниками.

Основными принципами сотрудничества являются:

Установление интересов каждого из партнера;
. Совместное формирование целей и задач образовательной деятельности;
. Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
. Значимость социального партнерства для каждой из сторон.

Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают:

  • Открытость ДОУ
  • Установление толерантных и деловых контактов
  • Использование образовательного и творческого потенциала социума

Взаимодействие нашего детского сада с социальными партнерами осуществляется по следующим направлениям:

Сотрудничество с родителями

  • родительские собрания и циклы лекций для родителей;
  • консультирование родителей (индивидуальное и групповое);
  • родительские уголки, информационные стенды, листы - памятки для родителей;
  • проведение дней открытых дверей;
  • участие родителей в создании предметно-развивающей среды;
  • участие в планировании, разработке сценариев, подготовке, оформлении и непосредственном участии в мероприятиях,
  • организация встреч с интересными людьми

Инновационные формы работы с родителями:

  • Деятельность консультативного пункта по работе с родителями и с детьми, не посещающими дошкольное образовательное учреждение
  • Деятельность «Школы будущего первоклассника», включающую взаимодействие с родителями
  • Деятельность клуба «Вместе за здоровьем»,
  • Участие родителей в создании «Портфолио» своего ребёнка, направленное на воспитание успешного ребёнка

Сотрудничество с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями:

  • Взаимодействие по организации и проведению совместных мероприятий

Сотрудничество с муниципальными общеобразовательными учреждениями

Сотрудничество обеспечивает преемственность ступеней общего образования воспитанников: дошкольное образование - начальная

Организованные совместные мероприятия:

  • Взаимопосещение педагогов дошкольного образовательного учреждения и учителей начальной школы
  • Родительские собрания в дошкольном образовательном учреждении с участием учителя начальной школы общеобразовательного учреждения
  • совместная работа, направленная на воспитание патриотизма у дошкольников через посещение музеев Боевой славы в общеобразовательных учреждениях

Сотрудничество с музеем

Сотрудничество с Музеем позволяет нашему дошкольному образовательному учреждению решать следующие задачи:

  • Приобщение через предметы, экспонаты, выставки, экспозиции в доступной для дошкольников форме уникальную историю своей малой Родины;
  • познакомить детей с культурными традициями своего народа, города, района;
  • знать природные богатства своего края.

Формы работы с Эколого- краеведческим музеем через использование музейной педагогики способствуют повышению интереса детей к истории родного края, развитию познавательной активности, любознательности, творческого мышления:

  • театрализации,
  • беседы,
  • Рисования и рассматривание экспонатов, атрибутов

Сотрудничество с Учебно-методическим центром

Направления совместной деятельности:

  • Методическое сопровождение и поддержка воспитательно - образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения
  • Создание условий для повышения квалификации педагогических работников детского сада.
  • Организация конкурсов педагогического мастерства на муниципальном уровне
  • Методическое сопровождение участников областных и всероссийских конкурсов.
  • Организация работы по обобщению и распространению педагогического опыта.
Сотрудничество с общественными организациями города:
  • Партия «Единая Россия»
  • Администрация города

Участие в мероприятиях, направленных на воспитание патриотического воспитания дошкольников, повышают имидж нашего дошкольного образовательного учреждения, уровень профессиональной компетентности педагогов, формирует успешность педагога и воспитанника через участие в творческих совместных мероприятиях.

Руководитель учреждения должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Должны быть учтены индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Подготовить коллектив к инновационной деятельности — это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей.

Восприимчивый к нововведениям педагог:

1) постоянно занимается самообразованием;
2) стремится внедрить передовой опыт в практику;
3) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
4) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
5) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом. Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы