Про деток, от рождения до школы

Мониторинг освоения образовательной программы как способ индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей в ДОУ

Попова В.Р.

кандидат педагогических наук, доцент

Нижний Новгород, Россия

Аннотация. В статье подчеркивается значение мониторинга для индивидуально-

дифференцированной работы с детьми, выделены требования к мониторингу в ДОУ, содержащиеся в нормативных документах. Обоснован авторский подход к проблеме, представлена инновационная модель мониторинга образовательных достижений детей, раскрыт алгоритм создания мониторинговой карты, отмечена связь результатов мониторинга с планированием образовательного процесса в детском саду.

Ключевые слова: ДОУ, мониторинг, критерии, содержание, развитие, планирование, родители

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к правовому государству, демократическому обществу и рыночной экономике. Система образования в 2001 году провозглашена одним из приоритетных направлений развития России, она должна быть конкурентоспособной, что чрезвычайно важно в период вступления России в ВТО. Для определения точных действий по развитию всей системы

образования в нашей стране, каждого образовательного учреждения и каждого ребенка, необходима объективная и разносторонняя информация, которую можно получить в большинстве случаев только путем организации мониторинга.

Любой мониторинг позволяет составить целостное представление о состоянии системы работы с детьми на какой-либо период времени, о происходящих внутри системы качественных и количественных изменениях. Для этого необходимы показатели, по которым отслеживается динамика развития детей, его темпы, уровень и т.п., создается возможность предотвращения или минимизации деструктивного развертывания событий.

Несколько лет назад Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым была создана интересная система мониторинга, опубликованная на страницах журнала «Ребенок в детском саду» , еще до выхода в свет ФГТ. Авторы предлагали в качестве главного метода мониторинга - наблюдение за динамикой развития четырех важнейших инициатив ребенка: творческой, коммуникативной, познавательной, целеполагания и волевого усилия. Данная диагностика, несмотря на ее «психологичность», проста, информативна, технологична, непосредственно связана с образовательным, процессом и коррекцией субъективной активности ребенка, его направленности, работой над «западающими» сферами детской инициативы. Такая диагностика существует не отдельно от образовательного процесса, а помогает педагогам творчески осуществлять индивидуально-дифференцированную работу,

добиваться позитивных изменений в личности каждого воспитанника.

К сожалению, немногие ДОУ пользовались данной диагностической системой. Пока руководство не распорядилось о ее принятии «сверху», педагоги не решались проявить инициативу. Так и оставалась проблема мониторинга в детском саду не решенной долгие годы.

После выхода ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» понятие «мониторинг» прочно вошло в практику работы дошкольных образовательных учреждений, были представлены требования к мониторингу образовательных достижений детей .

Вновь появившиеся требования поставили педагогов в сложные условия: еще не разработан инструментарий мониторинга, а уже необходимо замерять образовательные результаты. Методические службы системы дошкольного образования озадачились подбором подходящих диагностических методик. Следом стали появляться методические рекомендации к проведению мониторинга. Сегодня, наряду со специальными пособиями авторов комплексных программ, издается множество систем мониторинга личностных качеств детей и освоения образовательной программы детьми (Афонькина Ю.А., Веракса НЕ. и Веракса АН., Верещагина Н.В., Калачева Л.Д., Прохорова Л.Н. и др.).

Однако книги по данной проблеме вызывали все новые и новые вопросы, поскольку практикам не всегда был понятен принцип определения комплекта методик и сам механизм мониторингового исследования.

В педагогической среде, как следствие, возрастал уровень тревожности, неуверенности воспитателей в

своих действиях, формировалось отрицательное отношение к самой процедуре мониторинга.

Непонимание необходимости мониторинга, слишком сложные методики, неопределенность шагов по проведению диагностики приводили к формальному выполнению данной процедуры и произвольному заполнению итоговых таблиц, не отражающих истинную картину результативности образовательного процесса. Результаты такого «исследования», красиво упакованные в графики и таблицы, существовали сами по себе и никак не были связаны с общей системой работы ДОУ: с планированием, коррекцией отклонений, работой с семьями воспитанников и т.п. Действительно, мониторинг в таком виде не нужен никому.

Однако сегодня сложно представить образовательный процесс дошкольного учреждения без мониторинга. Образование, ориентированное на развитие каждого ребенка, его уникальности, способностей и склонностей обязывает педагога знать каждого ребенка: его интересы, возможности и способности, что важно для выстраивания индивидуального пути развития воспитанника совместно с семьей, а также для грамотного проектирования педагогического процесса.

Недавно появившийся проект ФГОС дошкольного образования несколько корректирует требования прежнего документа и конкретизирует подходы к мониторингу образовательных достижений детей . Так, в разделе III написано: при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (п. 3.2.3.). И далее: результаты педагогической диагностики

(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения задач индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

Ниже следует текст относительно психологической диагностики, которая проводится квалифицированными специалистами и только с согласия родителей (законных представителей).

Как видим, в проекте ФГОС совершенно справедливо разнятся понятия педагогическая и психологическая диагностика (мониторинг). Воспитатель ведет лишь педагогическую диагностику фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, что важно для прогнозирования тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса .

Итак, педагогический мониторинг предваряет планирование образовательного процесса, он необходим для определения содержания индивидуально-групповой работы с детьми. Диагностика фактического уровня развития детей, его динамики лежит в основе планирования (первый вариант проекта ФГОС).

Кроме того, ФГОС разъясняет, что целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не должны диагностироваться и оцениваться. Содержательно они совпадают с интегративными качествами личности (социальный портрет выпускника), описанными в ФГТ к дошкольному образованию, их диагностика особенно затрудняла воспитателей. Положение ФГОС

относительно того, что целевые ориентиры не замеряются, является совершенно справедливым.

Педагогический мониторинг, согласно ФГОС, сводится к диагностике индивидуальных достижений детей в процессе выполнения Программы. И перед воспитателем снова встают вопросы, связанные с критериями и показателями такого мониторинга, периодичностью, оформлением результатов, планированием на основе результатов мониторинга. Его волнует, насколько применимы в сложившейся ситуации методические пособия по мониторингу, разработанные авторами примерных основных общеобразовательных программ.

Раскроем наш подход к процедуре педагогического мониторинга и, возможно, он станет интересен работникам ДОУ. После выхода ФГТ к дошкольному образованию, мы, как и все педагоги находились в поиске простых, компактных и информативных измерительных процедур, которые могут быть включены в педагогический процесс, связаны с ним. Так появилась система мониторинга освоения программы детьми, тесно связанная с планированием. Что воспитатель может оценивать в процессе педагогического мониторинга

индивидуального развития детей? - Только личные образовательные результаты каждого из них и динамику их развития: это знания, умения, навыки детей, и способы творческой деятельности. Эти показатели в гуманистической образовательной модели выступают не в качестве целей, а в качестве средств, способствующих развитию ценностных ориентаций ребенка, его личностных качеств.

Приобретаемые дошкольником новые знания, умения и способы деятельности становятся важными

шагами в освоении новых и новых видов деятельности. Развиваясь, ребенок, все время стремится к эмансипации от взрослого (все кризисы развития связаны с этим), но в реальной жизни, в своем самосознании он может ощущать свое взросление только через освоение новых ЗУНов. В процессе их освоения формируется ценностное к ним отношение, мотивационная сфера. Важно создать ребенку возможность осознавать свои достижения (знаю, умею), самоутверждаться, выстраивать свое поведение в новых ситуациях, применяя освоенные средства и способы. Именно знания, умения-навыки, способы творческой деятельности (творческая инициатива воспитанника) в процессе освоения Программы детьми должны замеряться мониторинговыми процедурами.

Несколько слов о периодичности такого мониторинга. Согласно приказу 655, дошкольные учреждения определяют сроки сами, обычно он проходит два раза (начало и конец учебного года) или один раз (в конце учебного года). Мы считаем, что такие сроки не позволяют регулярно отслеживать образовательные достижения детей (при этом возможна лишь констатация итогового результата). К концу года многое уже забыто детьми, и если в течение года не мониторировался процесс освоения программы детьми на каждом этапе работы над ней, то и итоги будут невысокими. Причем, не только касательно «овладения умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности» , в основе которых лежат знания, но и по личностным качествам.

По нашему мнению, мониторинг нужно проводить чаще: не 1-2 раза в год, а по каждой теме.

В дошкольных учреждениях сегодня, в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, образовательная программа детьми осваивается по темам . Так, в течение года в каждой возрастной группе планируется 20-25 тем, в процессе освоения которых, т.е. по ожидаемым результатам развития ребенка на каждый день, удобно проводить мониторинг. Эта процедура должна осуществляться в том числе и родителями (заказчиками образовательных услуг), первыми и главными воспитателями своих детей, как это определено Законом РФ «Об образовании» и другими документами. Напомним, что именно родители несут ответственность за воспитание детей, а в помощь им в этой деятельности создаются детские сады, организующие образовательный процесс и, соответственно, организующие совместную с детским садом деятельность родителей по воспитанию собственных детей.

Таким образом, воспитатель обязан постоянно доводить до родителей информацию о программе работы с детьми по конкретной теме и о программе каждого рабочего дня. Для этого в родительском уголке последовательно размещается информация об изучаемом содержании и показатели, по которым можно проверить усвоение программы каждым из детей.

Организуя образовательный процесс по той или иной теме, воспитатель заранее составляет мониторинговую карту (таблица), в ней он фиксирует успехи или неуспехи кого-либо из детей. В течение дня (по возможности, и в другие дни), при непосредственных или опосредованных контактах с детьми, воспитатель ставит определенные значки в

мониторинговой карте. Мониторинговая карта оформляется в табличной форме, где первый горизонтальный столбец - имена и фамилии детей, следующие несколько столбцов - показатели, которые отслеживаются (выделены на усмотрение воспитателя из осваиваемого детьми содержания по направлениям - образовательным областям), как наиболее значимые из содержания темы. Возможны и другие варианты структуры мониторинговых карт. Но основную работу по мониторингу освоения программы детьми выполняют родители.

Карта мониторинга успешности освоения темы

(указывается тема)

Списо к детей групп ы Физическо е развитие Позиаватель -но - речевое Социально-личностное Художе эстети

Знания Умения- ЛТворческая Знания « к £ Е е м м У 3 е 3 ^ кч ыр во ав анТ [Знания « к £ Е е м м У Знания и 1

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 3 1 2 1 2

Как видно из таблицы, по четырем направлениям (образовательным областям) развития ребенка -физическому, познавательно-речевому, социально-личностному и художественно - эстетическому (и по 10 образовательным областям - культурным практикам, соответственно), определены критерии

оценки: знания, умения-навыки, творческая инициатива.

На каком основании выделены данные критерии? Теоретическим основанием явились идеи наших отечественных дидактов И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и В.В. Краевского относительно содержания образования, его четырехкомпонентной структуры (знания, умения и навыки, способы творческой деятельности и ценностное отношение к миру).

В логике рассуждений, мы представили тему, как часть культурного содержания, через которое в личностном опыте воспитанника формируются упомянутые компоненты. Содержание темы способствует формированию у детей целостной картины мира. Например, тема: «Родной город»: ребенок усваивает знания о городе и понимает их значимость для себя; приобретает умения и навыки нормативных действий и поведения в городе, проявляя при этом ценностное отношение к нему; учится самоопределяться, проявлять творчество и инициативу, не нарушая нормы и не разрушая окружающее его в городе пространство. Поэтому воспитателю необходимо отслеживать

сформированность данных структур в личности воспитанника.

Итак, на основании четырехкомпонентной структуры содержания, нами выделены три критерия. Четвертый - ценностное отношение к миру сложно выявить отдельно от всех трех критериев, он органично вплетается в их состав. Как можно увидеть ценностное отношение ребенка в рамках изучаемой темы? Его проявления можно заметить в отражении знаний - не только в речи, но и в мимике, жестах,

интонации, а также в отношении к работе - в ее качестве, а также в том, как ребенок реагирует на нестандартные ситуации: с интересом и желанием решает проблему. В итоге - формируются личностные качества воспитанников, соответствующие целевым ориентирам ФГОС.

Вернемся к таблице. Например, в физическом развитии отмечаем сформированность у детей трех компонентов (знания, умения-навыки и способы творчества) в изученном содержании по образовательным областям «Здоровье» (цифра 1) и «Физическая культура» (цифра 2). Напротив фамилии ребенка появляются какие-то из значков (+ полная сформированность), (+/- неполное, неточное усвение), (- несформированность). Так, по программе «От рождения до школы» (тема «Весна», старшая группа) слушатели курсов повышения квалификации выделили следующие замеряемые показатели по направлению: «Физическое развитие»:

Ф.Р. (физическое развитие)

1- Особенности организма - ритм жизни: необходимость сна и отдыха, занятий делом, питания:

Сведения из спортивной жизни страны;

2- Умение одеваться по погоде, сушить одежду;

Умение метать мяч замах из-за головы, умение прыгать;

3- Интерес к спортивным играм (инициатива, участие);

Самостоятельная организация знакомых подвижных игр;

Показатели по другим трем направлениям (областям) определяются по аналогии. Все показатели записываются на обороте мониторинговой карты или отдельном листе, что удобно для контроля динамики

развития детей от темы к теме и воспитателю, и родителям.

Такой мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы составлен в соответствии с рекомендациям ФГТ к дошкольному образованию (теперь и ФГОС), позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей, осуществляется низко формализованными методами, позволяет получить достаточный объем информации в оптимальные сроки. Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей .

Кроме того, как показала практика, такой подход к мониторингу освоения программы детьми (по темам) позволяет добиваться максимального качества образовательных достижений детей. Благодаря ведению мониторинговой карты, воспитатель может: 1) выявлять отставания в освоении темы детьми и своевременно проводить коррекционную работу с ними в ДОУ (в плане отведено место для индивидуальной НОД); 2) активно вовлекать родителей в образовательный процесс (контакты, обучение, непрерывный мониторинг, задания и др.);

3) сделать родительский уголок действенным средством связи педагогов и родителей;

4) не упустить и одного ребенка, оказывать адресную помощь каждой семье в организации занятий с детьми в домашних условиях;

5) творчески подходить к планированию и организации образовательного процесса.

Наличие мониторинговой карты, реально отражающей уровень актуального развития детей, позволяет воспитателю легко определять направление и содержание индивидуально-дифференцированной

работы с детьми и их родителями. Сведения о каждом из воспитанников, ежедневно заносимые в карту по ходу изучения темы, необходимы для оптимизации работы с группой детей, планирования образовательного процесса в «зоне» их ближайшего развития с учетом потенциала и возможностей каждого ребенка.

По итогам реализации программы конкретной возрастной группы и на основании непрерывной фиксации успехов детей в мониторинговых картах, можно видеть результаты совместного труда педагогов и родителей. По картам несложно вычислить процент освоения программы каждым ребенком и составить общую картину качества образовательного процесса в группе воспитанников, которое, если учесть все рекомендации, будет максимально высоким.

Таким образом, достижение высокого уровня качества образования, начиная с дошкольного возраста - первого уровня системы образования (в соответствии с Законом «Об образовании в РФ»), связано не только с изменениями в ее целях, содержании, формах организации, но и в организации мониторинговых процедур.

Мониторинг может и должен стать важнейшим элементом образовательной системы, ее организации и планирования, при наличии определенной технологии его проведения.

Библиография 1. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. 2005. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов // Ребенок в детском саду. № 3, № 4.

2. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. -М. 2008. 64 с.

3. Попова В.Р. 2012. Планирование образовательной деятельности субъектов - эффективный путь внедрения ФГТ в практику дошкольного образования [Текст] // Сборник материалов Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (26-27 октября 2011 года, Москва). М. С 372-393.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

5. Рыбалова И. А. 2005. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ [Текст] / ИА. Рыбалова //Управление ДОУ. №4.

6. Современная дидактика: теория - практике [Текст] / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М. 1994.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект).

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне образовательного учреждения осуществляется мониторинг.

Цель мониторинга - создание информационных условий формирования целостного и достоверного представления о качестве образовательного процесса МДОУ.

Задачи мониторинга:

1. Наблюдение за состоянием образовательного процесса в учреждении;

2. Своевременное выявление изменений, происходящих образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

3. Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

4. Оценка результативности и полноты реализации методического обеспечения образования

Образовательный мониторинг в ДОУ - многоуровневая система, в которой можно выделить:

1. Первый уровень осуществляется педагогом (воспитателем и специалистом) - это наблюдение за развитием каждого ребенка и детского коллектива в целом по определенным направлениям

2. Второй уровень осуществляется администрацией образовательного учреждения - отслеживание динамики развития детских коллективов групп по определенным критериям в нескольких направлениях и во времени (в конце учебного года)

Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах.

Какими методами осуществляется сбор информации показано на Рисунке 2.

Рис. 2.

Мониторинг качества образования и развития личности детей включает в себя три аспекта (медицинский, психологический, педагогический)

Включение педагогического контроля в работу ДОУ происходит по этапам:

1. Нормативно - установочный

2. Аналитико-диагностический

3. Прогностический

4. Деятельностно-технологический

5. Промежуточно-диагностический

6. Итогово-диагностический

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижения детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, кретериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов.) методов, методов обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Для выделения содержания мониторинга необходимо соотнести те результаты, на достижение которых направлена используемая в дошкольном учреждении программа, с теми качествами, которые определены в федеральных государственных требованиях как планируемые результаты освоения Программы.

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы осуществляется один или два раза в год (например, май или октябрь-май) - периодичность устанавливается дошкольным учреждением. До принятия примерной Основной общеобразовательной программы, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе для каждой возрастной группы.

Вся информация, отражающая в таблицах и схемах составляет необходимую часть приложений к Образовательной программе, так как показывает механизм ее разработки в конкретном образовательном учреждении. Итоговые результаты отражаются в портрете выпускника, как результат сформированности интегративных качеств воспитанника при переходе на новую социальную ступень развития.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

При организации мониторинга учитываются положение Л.В. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Оценка уровня развития:

4 балла - высокий.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Оценка уровня развития:

1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла - отдельные компоненты не развиты;

3 балла - соответствует возрасту;

4 балла - высокий.

В приложение 12 представлены возрастно-половые нормативы физиометрических показателей для детей 4 - 7 лет. В приложение 13 - средние возрастно-половые значения показателей развития физических качеств детей 4--7 лет.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наримановского района

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Структурное подразделение дошкольного образования «Сказка»

«Мониторинг – уровня усвоения образовательных областей»

2017 год

Развитие есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»

(Л.С.Выготский ).

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения) . Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы является составной частью основной образовательной программы ДОУ.

При составлении мониторинга следует опираться на:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

Реализуемую основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а так же дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

Педагогический мониторинг позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка

Цель мониторинга : выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ требованиям дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Как указано в ФГОС, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Промежуточная (текущая) оценка (проводится 1 раз в полугодие или год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Итоговая оценка проводится при выпуске ребёнка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг уровня развития воспитанников проводится два раза в год (1,2 неделя сентября и 3,4 неделя мая). В середине учебного года по необходимости может проводиться промежуточное обследование, с целью выявления особенности динамики развития каждого ребенка и внесения корректировок в индивидуально-коррекционные программы. В мониторинге участвуют воспитатели и все

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица 1.

Перед вами 1-я таблица мониторинга. В ней указаны: образовательная область, методы, методики с указанием авторов, периодичность и исполнители.

Вначале разрабатывается именно такая таблица. Методики будут подобраны вами в соответствии с реализуемой Программой. Это могут быть тестовые упражнения, наблюдения за детьми, беседы, анализ детских работ и т.д.

Группа детского сада

Дата проведения мониторинга

Имя, фамилия ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Здоровье

Физ. культура

Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.

Таблица мониторинга

Метод/

методика

Критерии

Периодичность/

Сроки

Ответственный

Физическая культура

Тестовые упражнения, наблюдения

2 р. в год.

Сентябрь, май

Инструктор по физической культуре

Здоровье

Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 р. в год.

Сентябрь, май

Ст. медсестра, воспитатели

Познание

Диагностика (Критериально-ориентированные задания нетестового типа), беседа

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 р. в год.

Сентябрь, май

воспитатели

Коммуникация

Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт. Критериально- ориентированные задания нетестового типа

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 р. в год.

Сентябрь, май

воспитатели

Труд

Наблюдения, беседа.

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатели

Наблюдения, беседа.

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатели

Социализация

Наблюдения, беседа.

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатели

Безопасность

Беседа, наблюдение.

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатели

Музыка

Наблюдение, критериально- ориентированные задания нетестового типа

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

Сентябрь, май

Музыкальный руководитель

Художественное творчество

Анализ детских работ, наблюдение.

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатели

2-я Таблица , помогающая выявить качества личности ребёнка и степень их сформированности.В ней указаны: объект (интегративное качество), содержание (по образовательной программе), методика, периодичность, сроки, исполнители.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования и др.

Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы

Содержание (по образовательной программе)

Форма (метод/методика)

Периодичность

Сроки

Ответственный

Примечание

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость …)

методика определения физических качеств и навыков

2 раза в год

Сентябрь, май

Инструктор по физвоспитанию

потребность в двигательной активности

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Инструктор по физвоспитанию

выполнение доступных возрасту гигиенических процедур

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Инструктор по физвоспитанию

соблюдение элементарных правил здорового образа жизни

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Инструктор по физвоспитанию

Любознательный, активный

интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

задает вопросы взрослому, любит экспериментировать

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Создание проблемной ситуации

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

Эмоционально отзывчивый

откликается на эмоции близких людей и друзей

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

наблюдение, беседа

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

адекватно использует вербальные и невербальные средства общения

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)

Диагностическая методика в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо"

наблюдение, создание проблемных ситуаций

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

наблюдение, создание проблемных ситуаций

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим

наблюдение, создание проблемных ситуаций

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

наблюдение, создание проблемных ситуаций

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

наблюдение, создание проблемных ситуаций, анализ детских работ

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

беседа

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

имеет представление о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

беседа

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

беседа

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

имеет представление о мире;

беседа

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатель,

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

умение работать по правилу

умение работать по образцу

умение слушать взрослого

умение выполнять инструкции взрослого

Диагностика по Новоторцевой

1 раз в год

март

психолог

наблюдение

1 раз в год

май

Психолог, воспитатель

Мониторинг детского развития

Группа детского сада

Дата проведения мониторинга

Мониторинг достижения промежуточных результатов освоения Программы детьми _______________________ группы

Физическая

культура

Здоровье

Безопасность

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

Чтение

Худ.

литературы

Художественное

творчество

Музыка

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г.

К.г

Н.г

К.г

1.

2.

3

Итог:

В ходе мониторинга детского развития воспитатели при участии специалистов и медицинского работника заполняют таблицы 3.1. – 3.4. Затем заполняется сводная таблица результатов мониторинга детского развития (таблица 4).

Главной целью работы педагогического коллектива является формирование и воспитание здоровой, всесторонне развитой и образованной личности ребенка, готовой к обучению в школе, способной успешно адаптироваться в социуме при стремительно изменяющихся условиях жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы вся воспитательно-образовательная работа с дошкольниками строилась на диагностической основе, дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.

Для проведения мониторинга используются методы:

Наблюдение, Эксперимент 3. Беседа; 4. Опрос; 5. Анкетирование; 6. Анализ продуктов деятельности; 7. Сравнительный анализ.

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса (интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»)

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов образовательной программы. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы (дидактические игры, задания, беседы с использованием стимульного материала), организуемые педагогом. Воспитатель проводит мониторинг по образовательным областям: Здоровье, Физическая культура, Социализация, Труд, Безопасность, Познание (конструктивная деятельность, формирование целостной картины мира), Художественное творчество. Музыкальный руководитель проводит мониторинг по образовательной области – Музыка. Учитель-дефектолог диагностирует дошкольников по образовательным областям: Познание (сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений), Коммуникация, Чтение художественной литературы. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальные таблицы по образовательным областям в рамках образовательной программы (таблицы 1.1- 1.4) и индивидуальную карту развития ребенка. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада. В ходе мониторинга заполняется сводная таблица результатов (таблица 2).

Мониторинг детского развития (развитие интегративных качеств)

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

Для диагностического обследования предлагаются контрольные задания, которые в большинстве случаев организуются как итоговые занятия, коллективные работы детей. Такая форма диагностики позволяет экономить время педагогов. Успешность усвоения программного материала проходит также в процессе наблюдения за воспитанниками на занятиях и в их свободной деятельности.

Полученные данные заносятся в таблицы по каждому разделу программы. В них отражены успехи каждого ребенка группы.

33 Ребенок рассматривает картинки с различ­ными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транс­порта (пассажирский, грузовой, специальные машины).

34 Ребенок рассматривает картинки и сравнива­ет их. Задания: сравни предметы и назови те, ко­торые облегчают труд человека в быту и соз­дают комфорт; разложи все картинки попарно (веник и пылесос, стиральная доска и стиральная машина и т. д.)

35 Ребенок рассматривает картинки. Вопросы: - Как называют зверей, которые живут в ле­су? (Дикие звери.) - Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. - Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Ребенок поочередно «заселяет» в лес живот­ных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках. - Чем питается? (Грибами, орехами.) - Что ей помогает ловко передвигаться по де­ревьям? - Что ей помогает спасаться от врагов? - Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.) - Чем питается заяц? - Как он спасается от врагов? (Путает сле­ды, меняет окраску.)

36-37 Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на в о п р о с ы: Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.) Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следую­щим словам: 1. Метель (вьюга, буран, пурга). 2. Смешной (забавный, потешный, комичный). 3. Грустный (невеселый, печальный). 4. Торопиться (спешить)

39 Ребенок рассматривает предметные картин­ки и раскладывает их так, чтобы в одной стоп­ке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова. - Почему остались лишние картинки? (Ребе­нок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.) Задание: Придумай слово на любой заданный звук, на­пример: звук [м]. Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова

При заполнении диагностических таблиц можно провести «горизонтальный» (выводы по каждому ребенку) и «вертикальный» (выводы по задачам раздела) анализ. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми.

Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу. Это количественный и качественный анализ выполнения программных требований. В таблице указывается процент усвоения детьми программы (высокий и средний уровень). Оформление сводной таблицы ЗУН по дошкольному учреждению позволяет сравнивать успехи работы в параллельных возрастных группах, оценивать результаты по каждому разделу программы всего детского сада

47 Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

    Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Физич.

    Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

    В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе любозн.

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи -

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

    Эмоционально отзывчивый, - Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

    Имеющий первичные представления о себе, о семье - Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

49 Для более полного усвоения программного материала необходимо включить в планировании работы как в перспективном так и в ежедневном дифференцированную работу для достижения высоких результатов педагоги, на занятиях использовать различные формы и методы обучения и воспитания детей, задания на развитие логики, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, задания поискового характера, проблемные ситуации, схемы, занимательные задания и задачи – шутки, развивающие дидактические игры, головоломки, задания-эксперименты, опыты, игровые задания. Исходя из индивидуальных особенностей и уровня развития каждого ребенка, предлагают задания разной степени сложности.

Для поддержания интереса к учебной деятельности активно используются игровые, традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы обучения. Успешное усвоение детьми знаний, умений и навыков по всем разделам программы возможно лишь при осуществлении комплексного, личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, при взаимодействии педагогов детского сада. Итоги диагностики укажут на «западающее» звено, в результате чего одной из годовых задач работы учреждения на следующий год станет совершенствование этого направления.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

Оценка результатов развития дошкольников строится на основе показателей развития, составленных в соответствии ФГТ по четырём направлениям развития:

По физическому развитию детей;

По социально-личностному развитию детей;

По познавательно-речевому развитию детей;

По художественно-эстетическому развитию детей.

В каждом из направлений оцениваются показатели уровня овладения необходимыми умениями и навыками по основным образовательным областям.

Так же оценивается готовность детей к школе (карта развития ребенка- дошкольника).

Диагностика детей по основным направлениям программы проводится дважды в течение учебного года (сентябрь, апрель-май).

В логопедических группах проводится обследование детей по основным направлениям программы трижды в течение учебного года (сентябрь, январь, май).

Диагностика нервно психического развития детей раннего возраста проводится трижды в течение учебного года (ноябрь, февраль, май).

Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе про­водится дважды в учебном году: в октябре - промежуточное тестирование, в марте - окончательное тестирование и заполнение «Карты развития ребенка- дошкольника».

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и спе­циальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица №1

Таблица №1 Мониторинг образовательного процесса

Ф.И.ребёнка

Уровень овладения необходимыми умениями и навыками по основным образовательным областям.

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Труд

Безопасность

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Музыка

Итоговый результат

Оценка уровня развития:

    балл - большинство компонентов недостаточно развиты;

    балла-отдельные компоненты не развиты;

    балла-соответствует возрасту;

    балла - высокий.

Физическое развитие

Образовательная область:

«Физическое развитие»,

«Здоровье»

Психологическая диагностика

Критерии физического развития

детей дошкольного возраста,

сформулированы в соответствии с ФГТ в программе «

Воспитатели групп, методисты

Сентябрь

Май

Бочарова Н.И. «Оценка двигательной подготовленно сти детей»

Инструктор ФИЗО

Сентябрь

Май

Оценка уровня физической подготовленности детей (Министерство просвещения)

Методика «Оценка психомоторного развития» Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича

Инструктор ФИЗО, старшая медсестра

Педагог - психолог

Сентябрь

Май

Сентябрь, май

Социально- личностное развитие

Образовательная область:

«Социализация»,

«Безопасность»,

«Труд»

Критерии социально- личностного развития детей дошкольного возраста сформулированы в соответствии с ФГТ в программе « От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Воспитатели групп, методисты

Сентябрь

Май

«Социализация»

Методика «Изучение игровой деятельности» (модифимцированый вариант методики Р. Р. Калининой)

Методика «Оценка себя во времени»

(Модифицированный вариант методики И. Е. Валитовой)

Методика «Картинки»

(модифицированный вариант методики Е. О. Смирновой, В. М. Холмагоровой)

Методика «Беседа»

(модифицированный вариант методики Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой)

Методика «Моя будущая профессия»

Методика «Понятливость»

(предложена Е. О. Смирновой, В. М. Холомогоровой)

Диагностика уровня сформированности игровых навыков Калининой Р.Р.

Воспитатели групп, методисты

Сентябрь

Май

Шкалы выявления детских способностей Маккартни

Педагог-психолог

Сентябрь-октябрь

Апрель-май

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика сформированности структуры сюжетно – ролевой игры.

Изучение оценки ребёнка себя во времени

Изучение уровня осознания конфликтных ситуаций и способов их разрешения.

Изучение представления об эмоциональных состояниях или социальных переживаниях сверстника и своих.

Изучение представлений о предпочитаемой профессии и структуре деятельности профессионала.

Изучение умения разрешать проблемные ситуации.

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Познавательно- речевое развитие.

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература»

Методика «Сочинение «Сказки» (модифицированный вариант методики О. М. Дьяченко)

Методика «Вопросы к картинкам»

(модифицированный вариант методики И. А. Бурлаковой)

Методика «Речевые способности» (модифицированный вариант разработок С. В. Маланова)

Методика «Способность к знаково – символической деятельности» (модифицированный вариант разработок С. В. Маланова)

Методика «Навыки общения» (модифицированный вариант анкеты «Навыки общения» (модифицированный вариант анкеты Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой и соавторов)

Методика «Форма общения ребёнка со взрослым» (Е. О. Смирнова)

Методика «Восприятие литературных произведений»

Критерии познавательного развития детей дошкольного возраста сформулированы в соответствии с ФГТ в программе « От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Изучение особенностей воображения ребёнка на словесном материале)

Изучение познавательной активности ребёнка.

Изучение функций речи как проявления речевых способностей.

Изучение способности использования знаково - символических средств.

Изучение навыков ребёнка со взрослыми и сверснккаи

Выявление ведущей формы общения ребёнка со взрослым.

Изучение эмоционального поведения при восприятии литературного произведения.

Воспитатели групп, методисты

«Познание»

Колесникова Е.В. Выявление уров­ ня математического развития детей

Чуднова Р.П. «Изучение математических знаний и умений детей»

Воспитатели групп, методисты

«Познание»

Векслер Д. Диагностика познавательной сферы

Педагог-психолог

«Познание»

Венгер Л. А. Диагностика умственного развития дошколь­ников

Педагог-психолог

«Познание»

Забрамная С.Д. Диагностика мыслительной деятельности

Педагог-психолог

«Познание»

Истомина. Диагностика свойств памяти

Педагог-психолог

«Познание»

Диагностика по выявлению интеллектуального развития Гудинаф-Харрисона

Педагог-психолог

«Коммуникация»

Методика "

Ушакова О.С

Диагностика речевого развития

Воспитатели групп

Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. « Изучаем речь»

Макарова В.А., Ставцева Е.А.

«Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Старший воспитатель, педагоги- экспериментаторы

4.

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная область: «Музыка», «Художественное творчество»

Критерии художественно-эстетического разви­тия детей дошкольного возраста сформулированы в соответствии с ФГТ в программе « От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Педагоги доп. образования, музыкальные руководители,

методисты

«Художественное творчество»

Комарова Т. С. Выявление уровня развития изобразительных навыков

Преподаватель по ИЗО

«Музыка»

Мерзлякова С.И. «Уровневая оценка музыкального развития детей»

«Музыка»

Костина Э.П. «Анализ качества освоения детьми азбуки 4-7- ступеней музыкальной образованности»

«Музыка»-хореография

Буренина А.И. «Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка»

Хореграф

5.

Готовность детей к обучению в школе

Карта развития ребенка-дошкольника.

Старший воспитатель Воспитатели групп

1.Тест Амтхауэра

2.Методика Йрасека-Керна

3.Методики Гуткиной Н.И.

-«Кругозор», «Домик»,

-«Волшебные очки»,

-«Сказка и игрушки»,

-«Домик»

-«Дятел», «Да и нет», «Звуковые прятки».

4.Цеханская Л.И. «Узор»

5.Эльконин Д.Б. «Графический диктант»

6.Венгер А.Л. «Рисование по точкам»

7.Зак А.З. «Почтальон»

8.Костикова М.Н. «Методика определения готовности к школьному обучению»

9. Гинзбург М.Р. «Методика определения мотивов учения»

Педагог- психолог

Сентябрь- октябрь, апрель- май

6.

Эмоциональное развитие

1.Проективные методики: - «Кактус», «Рисунок семьи», «Дом – дерево - человек», «Несуществующие животное»

2.Тест Тэммла, Дорки, Амена по выявлению тревожности

3.Тест - опросник Захарова по выявлению страхов.

Методика «Тест временной перспективы№ (модифицированный вариант методики И. Е. Валитовой)

Методика «Осознанность действий» (модифицированный вариант методики Е. О. Смирновой);

Методика «Плохой и хороший ребёнок» (модификация А. М. Прихожан, З. Василяукайте);

Методика «Волевая активность» (модифицированный вариант методики Ш. Н. Чхартишвили);

Методика «Волевые проявления» (модифицированный вариант методики Н. А. Цыркун, Е. А. Панько)

Методика «Эмоциональная сфера ребёнка» (модифицированный вариант методики В. М. Минаевой)

Методика «Ребёнок на занятиях»;

Методика «Способности вашего ребёнка» (модифицированный вариант анкеты Л. Г. Матвеевой, И. В. Выбойщик Д. Е. Мякушкина).

Педагог- психолог

В течение года

7.

Ранний возраст

Печора К.Я., Пантюхина С.В., Голубева Л.Г. Диагностика нервно-психического развития

старшая медсестра, воспитатели групп, методисты

Мониторинг детского развития

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, педагогами- психологами и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности-эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

В ходе мониторинга детского развития педагог-психолог при участии педагогов и медицинского работника заполняет таблицу 2.

Таблица №2 Мониторинг детского развития

Ф.И.ребёнка

Уровень развития интегративных качеств

Физическое развитие

Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками

Способность управлять своим поведением и планировать действия

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладение предпосылками учебной деятельности

Итоговый результат

Оценка уровня развития:

1балл - большинство компонентов недостаточно развиты;

2балла-отдельные компоненты не развиты;

3балла-соответствует возрасту;

4балла - высокий

Для проведения мониторинга детского развития используются те же диагностические методики

Традиционно под результатом образовательного процесса понимают уровень развития ребенка, отражающий приращения в физическом, личностном, интеллектуальном, социальном развитии воспитанников; готовность ребенка к школе.

Для контроля качества и результативности образовательного процесса, отслеживания динамики развития воспитанника и его образовательных достижений необходима специальная процедура - мониторинг.

Понятие «мониторинг» применительно к сфере образования означает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы. Такая система обеспечивает непрерывное слежение за состоянием педагогической системы и прогнозирование её развития.

Сущность мониторинговых процедур состоит в непрерывности слежения за состоянием образовательной системы или ее элементов. Объектом педагогического мониторинга выступают результаты образования и процесс их достижения.

Мониторинг наряду с контролем качества и результативности образовательного процесса предполагает анализ причин выявленных рассогласований между качеством организации образовательного процесса и его структурными элементами (уровнем психического и физического здоровья детей, характером деятельности детей и качеством развивающей предметной среды, поведением детей и их взаимоотношениями между собой, отношением воспитанника к самому себе и уровнем сформированности личностных качеств и т.п.); направлен на поиск путей их преодоления, внесение соответствующих корректив.

Цель мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (организации) – выявление и оценка уровня достижений ребёнком в социально-личностном, познавательно-речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии согласно заявленным результативным показателям (интегративные качества личности, стартовая готовность к обучению в школе) основной общеобразовательной программы ДОУ; отслеживание динамики развития данных качеств и осуществление на этой основе психолого-педагогического сопровождения ребёнка в образовательном процессе ДОУ.

Задачи мониторинга: выявление актуального уровня развития интегративных качеств личности ребенка на каждом возрастном этапе, определение уровня стартовой готовности к обучению на ступени старшего дошкольного возраста, выявление уровня освоения содержания программы; выявление личностных достижения ребёнка в процессе освоения основной общеобразовательной программы ДОУ, разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в соответствии с полученными данными, осуществление действенной обратной связи в системе «руководитель – педагог – родитель – ребенок» для принятия адекватных мер регулирования и прогнозирования развития, совершенствования образовательного процесса.

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования отмечено, что система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов.

В связи с этим требованием с помощью мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (организации) изучается:

- качество результатов деятельности (личностные, физические и интеллектуальные качества ребенка; степень освоения им образовательной программы и образовательные достижения; степень готовности к обучению в школе; удовлетворенность разных групп потребителей деятельностью образовательного учреждения);

- качество образовательного процесса (качество образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности; организации самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с семьей;

- качество условий деятельности образовательного учреждения: кадровый потенциал, развивающая среда и др.

Мониторинг проводит аналитико-диагностическая группа дошкольного образовательного учреждения (организации), в состав которой входят: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по изобразительной деятельности, медицинский работник.

Субъектами психолого-педагогического мониторинга выступают воспитатели; специалисты дошкольного образовательного учреждения (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре); родители.

Технологические аспекты мониторинга личностного развития детей дошкольного возраста

В образовательном процессе используются три вида мониторинга:

- текущий, в процессе, которого происходит отслеживание динамики развития интегративных личностных качеств (текущая психолого-педагогическая диагностика проводится воспитателем группы ежедневно, согласно изучаемому программному материалу и освоению видов деятельности, согласно возрасту);

- промежуточный, включающий отслеживание актуального уровня развития интегративных качеств личности ребенка, на каждом возрастном этапе. Причем, промежуточная комплексная психолого-педагогическая диагностика детского развития проводится один раз в год (май месяц), в конце каждого возрастного периода в 3, 4 года, 5, 6, 7 лет;

- итоговый, предполагающий определение итоговой оценки уровня развития интегративных качеств личности ребенка по завершению каждого возрастного периода, а также стартовой готовности ребёнка к школе.

Обследование детей старшего дошкольного возраста целесообразно проводить в октябре, мае текущего года и октябре, марте предшествующего поступлению ребенка в школу.

Процедура психолого-педагогической оценки предполагает двухуровневый подход к организации мониторинга.

Первый уровень использование низкоформализованных методов, применяемых воспитателем, основным из которых является целенаправленное наблюдение.

Второй уровень – высокоформализованные методы, применяемые специалистами (тесты, опросники, проективные методики и т.п.)

Итоговый мониторинг предполагает применение разноуровневых методов, то есть комплексной системы оценки уровня развития интегративных качеств личности детей и стартовой готовности к школе и др. Например, изучение и отслеживание динамики социально-личностного развития детей дошкольного возраста осуществляется с помощью следующих методов:

- опрос (беседа, интервью);

- наблюдение (включенное и невключенное, открытое и скрытое, непосредственное и опосредованное);

- естественный, психолого-педагогический и лабораторный эксперимент;

- проблемные ситуации;

- метод экспертных оценок при ранжировании личностных качеств;

- социометрия;

- анализ продуктов детской деятельности;

- проективные методы (незаконченные предложения, интерпретация текстов, рисуночные тесты);

- игровые задания.

Формами фиксации результатов мониторинга могут являться: тетрадь индивидуальных встреч; «портфолио здоровья»; диагностические карты, аналитические листы; карты готовности детей к школе и др.

Педагогический мониторинг целесообразно организовывать поэтапно:

- организационно-подготовительный, в процессе которого происходит создание программы и разработка процедуры психолого-педагогического мониторинга по выявлению результативных показателей освоения образовательной программы;

- диагностический, в ходе которого осуществляется сбор диагностической информации;

- аналитико-прогностический, включающий постановку педагогического диагноза, определение целей и содержания работы с воспитанником, разработку психолого-педагогического сопровождения ребёнка;

- коррекционно-образовательный, обеспечивающий реализацию программ, их текущую коррекцию, отслеживание динамики развития ребёнка;

- результативно-аналитический, направленный на выявление эффективности результатов мониторинговых процедур, совершенствование их организации и качества (коррекция процедуры мониторинга).

Результатом психолого-педагогического мониторинга будет являться комплексная оценка сформированности интегративных качеств личности в соответствии с возрастом и освоением основной общеобразовательной программы ДОУ, стартовых возможностей готовности к школе.

В федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагается перечень интегративных качеств личности ребенка, которые он может приобрести в процессе приобщения к разным видам культуры, интеоризации ценностей культуры и культуротворчества:

- физически развитый, овладевший основными культурно-гигие- ническими навыками;

- любознательный, активный;

- эмоционально отзывчивый;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции и др.

Примерные общеобразовательные программы, содержащие инвариантную составляющую стандарта дошкольного образования, ориентированы на получение в качестве образовательных результатов тех качеств, которые определены в федеральных требованиях. Вместе с тем, в каждой из них предлагаются разные варианты описания организационно-методических аспектов мониторинга в детском саду (разработка и использование экспресс-диагностики, комплексных диагностических заданий, сроки и периодичность проведения мониторинга в разных возрастных группах, варианты участия специалистов в изучении достижений детей и др.)

Пример: Инвариантная составляющая мониторинга

Использование мониторинга в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения позволяет:

- обеспечить постоянный (а не эпизодический как при обычной практике контроля) сбор информации об объекте контроля;

- делает возможным изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

-обеспечивает компактность, минимальность измерительных процедур и оптимальность включения их в образовательный процесс.

Дошкольное образование как образовательный процесс.

Основные понятия: педагогический процесс, сущность, структура и основные компоненты, целостность педагогического процесса, субъект-субъектное взаимодействие - основа конструирования педагогического процесса, своеобразие организации педагогического процесса, планирование.

В дошкольной педагогике педагогический процесс рассматривается как целенаправленное, содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие взрослых и детей. Педагогический процесс представляет собой определенную систему, компоненты которой - это содержание, средства, методы, формы взаимодействия взрослых и детей (Б.Т. Лихачев). Слово “процесс” свидетельствует о протяженности во времени, а слово “педагогический” - о направленности на преобразование личности человека (ребенка). Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. Педагогический процесс детского сада как система, ориентированная на целостное развитие личности, ее способностей и творчества. Понятие “педагогический процесс” в специальной литературе употребляется в широком и узком смысле.

Педагогический процесс в дошкольном учреждении в широком смысле - это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи. Например: педагогический процесс ДОУ направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка. Кроме глобальной задачи, педагогический процесс может быть направлен и на содержание какой-то узкой конкретной задачи (нравственного, эстетического воспитания). Решить эти задачи помогают педагогу различные методы, средства, формы организации. Конкретные задачи педагогического процесса взаимосвязаны, реализуются и решаются на фоне других задач воспитания и развития личности, так как педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.

Педагогический процесс имеет три этапа: подготовительный, основной и заключительный (И.П. Подласый). На подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель и конкретные задачи, планируются и подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания (на современном этапе это концепция личностно-ориентированного подхода, предполагающего соблюдение воспитателем Декларации прав ребенка). На втором (основном) этапе осуществляется педагогическое взаимодействие ребенка и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения и ошибки в воспитании и тут же произвести корректировку, внести изменения и дополнения в реализацию решения воспитательно-образовательных задач. При этом воспитателю необходимо учитывать обратную связь - ответную реакцию ребенка на воздействие. На третьем (заключительном) этапе проводится анализ результатов и установление причин недостатков в воспитании.

Принципы построения педагогического процесса в ДОУ:

- чет возрастных возможностей детей с опорой на их интересы;

- решение воспитательных и образовательных задач в их единстве;

- учет положения о ведущей деятельности, ее смене и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

- осуществление взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

- проявление взаимного уважения педагога и ребенка;

- создание естественной непринужденной обстановки для развития свободной творческой личности;

- соблюдение Декларации прав ребенка.

Под образованием понимается система воспитания и обучения, которая осуществляется в интересах личности, государства и общества. Там же определяются общие требования к организации образовательного процесса, его связь с образовательными программами, принципы учета психолого-педагогических основ взаимодействия педагога с детьми, ознакомления родителей с содержанием образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Под образовательным процессом понимается профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми, включающее все элементы учебно-воспитательной работы. Понятия “образовательный” и “педагогический” процессы имеют много общего. Это наличие структуры, компонентов, значения, функциональной направленности. Отличия: в центре образовательного процесса стоит ребенок, и усилия всех педагогов направлены на его достижения. В центре педагогического процесса находится педагог. Он организатор и руководитель взаимодействиями с детьми, внимателен к тому, что и как усваивают дети.

В педагогике педагогический процесс рассматривался в работах М.А. Данилова, Б.Г. Лихачева, Ю.К. Бабанского, И.П. Подласого. Общим для всех является взгляд на педагогический процесс как взаимодействие его составляющих, выявление его целостности.

И.П. Подласый сформулировал закономерности педагогического процесса:

- Закономерность динамики (чем выше промежуточные достижения ребенка, тем весомее конечный результат).

- Закономерность развития личности (уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды).

- Закономерность управления процессом.

- Закономерность стимулирования (продуктивность педагогического труда зависит как от внутренних стимулов - мотивов учебно-воспитательной деятельности, так и от внешних - общественных, педагогических, моральных стимулов).

- Закономерности единства чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения осмысленного.

- Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

- Закономерность обусловленности (результат обусловлен потребностями и возможностями общества и личности).

Б.Г. Лихачев определил критерии эффективности педагогического процесса школы, а Ш.А. Амонашвили сформулировал требования к педагогическому процессу.

Для теории дошкольной педагогики характерным является изучение отдельных сторон педагогического процесса: обучение дошкольников, развитие игры (А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая); развитие самостоятельности и активности ребенка (Г.Н. Година); планирование как основа педагогического процесса (Т.С. Комарова, Н.Б. Мчедлидзе, В.В. Кондратова).

Концепция дошкольного воспитания ориентирует педагогов на реализацию индивидуально-дифференцированного подхода к детям в разных возрастных группах, возможности построения разных дифференцированных образовательных маршрутов.

В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса: в 1920–1930-е гг. педагогический процесс строился на основе организующих моментов. Вся жизнь детей в определенные промежутки времени была сосредоточена вокруг организующих моментов.

Каждый организующий момент включал определенный раздел программы: общественно-политическое воспитание, труд, природоведение, физическое воспитание, математика, музыка, ИЗО. Воспитателем в ходе обучения раскрывалось содержание каждого раздела и предлагались конкретные формы работы. Положительная сторона организующих моментов - длительное сосредоточение ребенка на определенном познавательном материале; у него формировались навыки социального поведения, мировоззрение. Недостатки - формализм в проведении организующих моментов и заорганизованность детей.

В дальнейшем были выделены и другие формы построения педагогического процесса: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы в том, что основным стержнем педагогического процесса являлась выделенная тема. Содержание темы раскрывалось на нескольких занятиях. В тему могла включаться и другая деятельность, связанная с ней по содержанию. Тема могла повторяться в течение учебного года, и ей не должен был подчиняться весь воспитательно-образовательный процесс. Содержанием темы мог стать один из разделов программы, а другие разделы изучались параллельно. (Н.В. Бойченко в педагогическом процессе средней группы детского сада было использовано тематическое планирование в целях развития сюжетно-ролевых игр на бытовые темы).

В основе комплексного построения педагогического процесса - необходимость установить логическую взаимосвязь между разными разделами программы. В комплекс могли входить несколько разных, но близких по содержанию тем или различные виды деятельности детей. Тематический и комплексный подходы к построению педагогического процесса направлены на группировку воспитательных воздействий, стремление давать их концентрированно, целенаправленно. Однако принцип концентрированности не может быть применен ко всему содержанию сразу, и тогда какие-то его стороны становятся второстепенными, а внимание педагога к их освоению снижается. Нарушается разностороннее развитие личности.

Современный подход к данной проблеме - организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели выступает воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. Многоплановость содержания и форм позволяет развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация - направлять это развитие в общее, педагогически ценное русло. Особенностью такого построения педагогического процесса является то, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходят, меняясь, различные виды деятельности, наиболее оптимальные для реализации доминирующей цели. Например: для старших дошкольников основной целью является совместная деятельность и развитие дружеских взаимоотношений в игре, труде, организованных на принципе совместности. Тогда другие виды деятельности выполняют сопутствующую роль. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия, самостоятельная индивидуальная художественная деятельность, праздники и др.

Компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, организационно-методический, аналитико-результативный.

С выходом в свет Концепции дошкольного воспитания проблема педагогического процесса вновь становится актуальной. В основе исследования Н.Я. Михайленко и Н.К. Коротковой лежит идея построения целостного педагогического процесса с опорой на типы взаимодействия взрослого с детьми.

Выделяются три блока, каждый из которых имеет свою специфику:

блок 1 – регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий;

блок 2 – совместная деятельность воспитателя с детьми;

блок 3 – свободная деятельность детей.

Стержнем педагогического процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу. Содержание - самый динамичный компонент педагогического процесса. Содержание педагогического процесса соответствует возрасту детей, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога, формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления ребенка.

Образовательные программы учитывают стандарт, создают условия для развития всех сторон личности. Требования к программам определены в инструктивно-методических письмах Минобразования РФ.

Целостность, общность и единство - главные характеристики педагогического процесса. Специфика целостного педагогического процесса обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, образовательную функцию, а обучение немыслимо без воспитания и развития. Специфика в том, какие методы будут выбраны педагогом для достижения цели.

Основой образовательного процесса является планирование. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя: постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;

- умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;

- своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;

- сочетания воспитания с самовоспитанием;

- опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.

В соответствии с проектом закона «Об образовании в Российской Федерации» для системы дошкольного образования устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы