Про деток, от рождения до школы

Приобщение Курта Тухольского к революционному рабочему движению свидетельствовало об общей тенденции развития социалистической литературы. Она достигла к тому времени такого уровня, когда стала представлять для буржуазных писателей не только политический, но и профессиональный интерес.

Пролетарско-революционное литературное движение в конце 20-х годов – важный фактор в культурной жизни страны. Социально-исторические предпосылки этого культурного подъема определялись политическими интересами прогрессивного крыла немецкого рабочего класса, который сплотила вокруг себя КПГ. Однако сами по себе эти спонтанные потребности в искусстве вряд ли могли привести к ощутимому результату: на новом этапе истории немецкой социалистической литературы борьба за революционную культуру в национальном и интернациональном масштабе велась более организованно и целеустремленно.

Уже в 1924 году на V Всемирном конгрессе Коминтерна, проходившем в Москве, был поднят вопрос о создании Международного объединения революционных писателей (МОРП). В 1927 году в Москве состоялась первая Международная конференция пролетарских и революционных писателей, в работе которой приняли участие и делегаты из Германии (Иоганнес Р. Бехер, Берта Ласк, венгр Андор Габор). Под воздействием инициативы, исходившей от КПГ, в 1928 году в Берлине был основан Союз пролетарско-революционных писателей Германии (СПРПГ). Он возглавил литературное движение, которое, с одной стороны, размежевалось – уже благодаря своему названию – с так называемыми “поэтами-рабочими”, примыкавшими к социал-демократии, с другой – солидаризировалось со всеми писателями, которые “хотели отображать мир с позиций революционного пролетариата”.

В 1930 году лишь сорок процентов членов Союза входили в ряды КПГ. Союз пролетарско-революционных писателей Германии имел свой теоретический орган – журнал “Линкскурве” (“Левый поворот”). Председателем этого писательского объединения, насчитывавшего около 500 членов, был Иоганнес Р. Бехер. Свою первоочередную задачу Союз видел в “объединении тех писателей, которые готовы творить в пролетарско-револю-ционном духе” 84. Казалось, на первый взгляд задача чисто организационного плана, однако ее разрешение становилось уже исторической заслугой: в то время образовалось устойчивое писательское ядро, которое должно было определить направление развития социалистической немецкой литературы более чем на три десятилетия.

Союз стремился в первую очередь выявить таланты из пролетарской среды, “пишущих рабочих”, которые, будучи корреспондентами коммунистической прессы, нередко пытались проявить себя в журналистике. Шахтер Ганс Мархвица, рабочий-металлист Вилли Бредель, жестянщик Отто Готше, инструментальщик Ян Петерсен, Макс Циммеринг, Эльфрида Брюнинг, Берта Ватерштрадт, Гедда Циннер и другие, лишь находясь в рядах Союза пролетарско-революционных писателей, получили возможность овладеть писательским мастерством. Здесь они смогли перенять художественный и теоретический опыт у тех литераторов, которые, подобно И. Р. Бехеру, уже несколько лет назад связали свою судьбу с революционным рабочим движением. Кризис мировой капиталистической системы конца 20-х годов вновь привел писателей буржуазного происхождения на сторону коммунистической партии; они сразу же – как, например, Людвиг Ренн или Анна Зегерс – активно включились в работу Союза. Кроме того, в Союз входили и немецкоязычные писатели других национальностей: теоретики Дьердь Лукач и Андор Габор были венграми. Эгон Эрвин Киш и Франц Карл Вайскопф – родом из Чехословакии. Именно разнообразие исходных позиций, жизненного опыта, политического темперамента, направления таланта обусловило действенность Союза.

Кроме того, произведения социалистической литературы второй половины 20-х годов создавались и прогрессивными писателями – не членами Союза. Так, широко известный автор пролетарских романов Адам Шаррер (1889- 1948) был в то время членом леворадикальной партии. Бертольт Брехт, театральный деятель Эрвин Пискатор, композитор Ганс Эйслер, график Джон Хартфилд, литературовед Вальтер Беньямин принялись за разработку теории и практики такого искусства, которое бы исходило в своих формально-технических новшествах из стремления к преобразованию общества. В экспериментах они опирались на способные к восприятию искусства пролетарские массы, которые объединяла вокруг себя КПГ. Еще больший размах про-летарско-революционное культурное движение приобрело с созданием основанного по инициативе КПГ Общества по вопросам рабочей культуры.

Первоочередной задачей Союза пролетарско-революционных писателей была “выработка на диалектической и материалистической основе” теории пролетарско-революционной литературы, “до сих пор еще имеющей пробелы” 85. Фактически именно тогда начались теоретические дебаты о цели, функциях, методе и традициях в социалистической литературе. Вплоть до середины 30-х годов в своем развитии она переживала пролетарско-рево-люционную фазу, нашедшую выражение в коренном изменении ее задач и активном поиске средств художественного воплощения. В отличие от других направлений для социалистической литературы был характерен, с одной стороны, острый акцент на самобытность, с другой – ориентация на агитационно-пропагандистские задачи искусства, что было четко сформулировано в статье-манифесте Фридриха Вольфа “Искусство – оружие” (1928). Он исходил из политической ангажированности литературы, суть которой заключалась в том, чтобы “быть совестью эпохи, разжигать костер из жгучих вопросов повседневности и высоко нести его факел”..

Лозунг Вольфа обобщил существующую литературную практику и послужил импульсом для ее дальнейшего развития. Максим Валентин создал в 1925 году первую группу “искусства агитпропа” Союза коммунистической молодежи. В дальнейшем это направление приобрело широкий размах. Возникли в высшей степени динамичные, оперативные ансамбли, использовавшие такие формы, как короткие сценки, хоровая декламация, пантомима, песня, живописная карикатура. Объединенные в едином целом, эти средства представляли собой нечто вроде разнообразных ревю. Искусство агитпропа было рассчитано на непосредственное воздействие на публику, находившуюся на собрании или на улице. В таких случаях импровизированной сценой мог служить кузов грузовика. Искусство агитпропа сглаживало не только разницу между отдельными жанрами, но также и между профессиональным искусством и любительским. Актер-профессионал, автор текста, участник художественной самодеятельности были членами коллектива, задачей которого не являлся коммерческий успех.

Ограниченность “пропагандистской” функции искусства дала себя знать наиболее осязаемо, когда обострение классовой борьбы к началу 30-х годов потребовало оценивать литературные произведения по их фактическому воздействию. Искусство агитации имело свою публику (и актеров-любителей) прежде всего в политически зрелой части рабочего класса. Таким образом, не учитывались разные уровни культурных потребностей пролетариата (на мелкобуржуазные и буржуазные слои публики искусство агитпропа вообще не было рассчитано). Кроме того, резкое противопоставление пролетарско-революционной литературы “буржуазным” литературам становилось тормозом для объединения антифашистских сил на творческой платформе, а в период наступления фашизма такое сплочение приобретало жизненно важное значение. Перед Союзом пролетарско-революционных писателей возникла опасность “превратиться в мелкобуржуазную секту” 89.

Союз призывал к созданию произведений, близких широким массам, значительных по охвату изображаемых явлений, способных показать “пролетарские будни в их взаимодействии с жизнью других классов” так глубоко и всесторонне, чтобы читатель смог сделать вывод о “главных движущих силах общественного развития”. Стилем современной литературы должен стать “смелый и всесторонний реализм” 91.

В дискуссиях Союза пролетарско-революционных писателей Германии впервые (со времени основополагающих высказываний Маркса и Энгельса) ставился вопрос о задачах, форме и методе современной социалистической литературы и формировалось такое представление о реализме, которое по своему содержанию совпадало с понятием социалистического реализма, сформулированным несколько позднее в Советском Союзе. Находясь в эмиграции, большинство пролетарско-революционных писателей боролись за теоретическое осмысление этого понятия и его претворение в практике.

Союз пролетарско-революционных писателей Германии

Другие сочинения по теме:

  1. Объединение кружков рабочей литературы включает в себя рабочих и служащих, которые в городских “мастерских” вместе с писателями и журналистами средствами...
  2. В ходе первоначального периода речь шла прежде всего о том, чтобы ликвидировать духовное наследие фашизма, чтобы расчистить путь для развития...
  3. Но “золотые” двадцатые вели к “черным” тридцатым и сороковым годам. В 1929 году в США разразился экономический кризис, парализовавший всю...
  4. Европейский Союз – это интеграционная группировка двадцати пяти западноевропейских стран (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Дания, Ирландия,...
  5. В романе А. Андерша “Винтерспельт” (1974) речь идет о сдаче немецкого полка без боя в плен американцам осенью 1944-го. Хотя...
  6. В 1919 году вышла в свет поэтическая антология “Товарищи человечества”, изданная поэтом и драматургом Людвигом Рубинером (1891-1920). Эта антология преследовала...
  7. В 30-е годы появилось несколько героико-революционных драм, среди них следует выделить “Гибель эскадры” (1933) Александра Корнейчука и “Интервенцию” (1932) Льва...
  8. К Шерлоку Холмсу обращается за помощью владелец небольшой ссудной кассы по имени Джабез Уилсон, обладающий необычным рыжим цветом волос. Дела...
  9. С 1910 г. Блок работал над поэмой “Возмездие”, в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее:...
  10. Так называлась книга Эрнста Юнгера, вышедшая в 1926 году. В том же году был опубликован роман Ганса Гримма “Народ без...

8 июля 1926 г. на собрании литературной общественности была образована Карельская ассоциация пролетарских писателей (КАПП) - первая литературная организация Карелии. Важную роль в её становлении сыграла Т. К. Трифонова, работавшая учительницей в школах Тивдии и Петрозаводска. Она была избрана ответственным секретарём КАПП. В состав руководящего бюро вошли Т. Алимов, Я. Э. Виртанен. Председателем был избран народный поэт Карелии Ялмари Эрикович Виртанен. Он возглавлял писательскую организацию более 10 лет.

Первоначально членами ассоциации были 14 литераторов, в том числе Т. Алимов, Я. Э. Виртанен, Л. Хело, Х. К. Тихля, Ф. П. Ивачев. Главной задачей организации было вовлечение в литературное движение «рабочих от станка и крестьян от сохи». В структуре организации были образованы русская, финская и карельская секции. Секретарём русской секции КАПП был избран Станислав Витальевич Колосёнок. Через полгода Карельская ассоциация пролетарских писателей насчитывала уже 29 человек. С июля по декабрь 1926 г. в организации было проведено около 20 литературных субботников, на которых читали и обсуждали произведения писателей-членов ассоциации, а также выступали с докладами.

Произведения литераторов на русском языке публиковались на страницах газеты «Красная Карелия» и журнала «Карело-Мурманский край». В 1928 г. в городе Петрозаводске стал выходить литературно-художественный альманах «Puna-Kantele» («Красное кантеле») на финском языке, который стал общим изданием для финноязычных писателей Ленинграда и Карелии.

В июне 1934 г. на первой Всекарельской конференции советских писателей, в работе которой участвовало 45 литераторов, организация была переименована в региональное отделение Союза писателей СССР «Союз писателей Карелии». Делегатами на первый Всесоюзный съезд писателей конференция избрала Я. Э. Виртанена, Э. Б. Парраса, С. К. Норина и Н. Грибачева.

Во второй половине 1930-х гг. развитию национальной литературы республики был нанесён огромный урон. В Карелии и в Ленинградской области были закрыты финноязычные школы, газеты и журналы. Были арестованы многие работники культуры, просвещения и литературы.

В 1940 г. состоялся 1 съезд писателей Карелии, после которого в карельской литературе появились новые имена - А. Н. Тимонен, Ф. А. Трофимов, В. К. Эрвасти и др.

В Союз писателей вступили и народные сказители М. И. Михеева, Е. И. Хямяляйнен, Ф. И. Быкова, А. М. Пашкова, П. И. Рябинин-Андреев. Они создавали новиныбылины и руны о государственных деятелях, героях войн.

В годы Великой Отечественной войны многие карельские писатели воевали на фронтах, в партизанских отрядах. Их произведения публиковались на страницах фронтовых газет и поднимали дух бойцов.

После Великой Отечественной войны союз возглавляли писатели Ульяс Карлович Викстрем, Николай Григорьевич Лайне (Н. Гиппиев), Пётр Абрамович Мутанен, Яков Васильевич Ругоев, Антти Николаевич Тимонен. В структуре организации были секции поэзии, прозы, критики, перевода. При Союзе работали: Бюро пропаганды художественной литературы, отделение Литературного фонда Союза писателей СССР. Специальная комиссия оказывала регулярную помощь начинающим литераторам, проводились совещания молодых писателей.

Ныне приемник Союза писателей Карелии - Карельское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Его возглавляет народный писатель Карелии Марат Васильевич Тарасов. Основные цели организации: укрепление творческого содружества писателей, активное участие в духовной жизни общества, содействие развитию литератур всех народов, проживающих на территории республики.

Лит.: Дюжев Ю. И. Союзы писателей // Карелия: энциклопедия. В 3 т. Т. 3. Р-Я. Петрозаводск, 2011. С. 131; Колосёнок С. В. 30-е годы // На фронте мирного труда: воспоминания участников социалист. строительства в Карелии, 1920 -1940. Петрозаводск, 1976. С.264-274; Колосёнок С. В. Культура Советской Карелии. Петрозаводск, 1959. Из содерж.: Литература Карелии. С. 51-63; Машин А. Молоко и сливки литературы: 8 июля 1926 г. была создана первая писат. орг. Карелии - Карел. ассоц. пролет. Писателей // Курьер Карелии. 2008. 3 июля. С. 6.

Материал предоставлен Национальной библиотекой Республики Карелия.

Объединившаяся группа пролетарских писателей гор. Москвы на заседании 14 мая в присутствии около 25 челов. наметила Устав Московского Союза пролетарских писателей, разработку в котором целей и задач Союза, согласно принятой резолюции на Всероссийском Совещании Пролет. писателей 13 мая, поручила Правлению.

В Правление избраны товарищи: М. Герасимов, В. Кириллов, С. Обрадович, М. Сивачев, Н. Лятко, В. Александровский и М. Волков. Кандидаты кооптируются Правлением.

В ревизионную комиссию вошли тт. Е. Нечаев, Ф. Шкулев и Шершнев.

Справки в Подотделе Пролетарской Литературы Лито Наркомпроса (Тверская, М. Гнездниковский п., д. N 9, тел. 197-97).

Чернозем, литературный сборник. Выпуск второй. Издание Суриковского Литературно-музыкального кружка. М. 1919 г. 48 стр. Цена не указана.

"Писатель пописывает, читатель почитывает", когда-то было сказано в прошлом. Но мы это пережили, мы уже не почитываем, а читаем, а потому и требуем от писателя (если он так себя называет) не пописывания, а серьезной вдумчивой работы в области искусства, не злоупотребления на печатном станке, а искреннего творчества.

Суриковский кружок выпустил второй сборник рассказов и стихов. Первый, в 1919 году, прошел бесследно, без внимания, как и многие "произведения" Суриковского кружка, ибо работа членов его в целом дальше одного безличного сборника в год не шла.

Мало приходится говорить и об этом втором сборнике "Чернозема".

Что в нем есть?..

Старые затасканные истины, подчас проникнутые не пролетарским чувством отношения к жизни, образы, чуждые духу коллективизма, барабанный бой пустых слов и мутный старческий взгляд на новый день.

Теперь много пишут и диспутируют о пролетарском творчестве, пролетарской поэзии. Многие, писавшие гимны папиросам и лайковым перчаткам, возомнили себя пролетарскими поэтами и писателями. Не раз, устно и печатно, и Суриковский кружок писателей-народников вкупе накладывал на работу свою печать "пролетарское"...

Во втором сборнике все можно найти, но только не пролетарское.

Власов-Окский пародирует Северянина: красный шквал

Блестками игривыми Земь зачаровал... Распростился с бедами Овесненный люд. В океанность тинами Выбрался родник...

Стихотворение А. Смирнова "Песня поэта-пролетария" есть песня поэта... Бальмонта.

Интеллигентским нытьем, серым пессимизмом веет от стихов Ив. Морозова. Тут и астры, и саваны на деревьях, и смерть с косою, и песнь похоронная и затасканное изречение индивидуалиста:

"Как хороша весна и как печальна осень... Как грустно на земле"...

С. Дрожжин не сходит со старой дороги и старчески все еще мечтает:

"Ах если-бы я вольною Такой же пташкой был, Когда бы жизнь бездольную Я прожил и забыл. То пел бы точно так же я Про счастие людей, А то в душе тоска-змея, Да только горе в ней".

О городе пишет Нефедов:

"Асфальт и пыль, железо и туман, Зловонье дня без солнечной улыбки, Довольство, роскоши чарующий обман И черни хрип изменчивый и зыбкий... Все, все в тебе проклятом и пустом... ...В бездушном Молохе, Вампире неустанном"...

"Наступит час - велением судьбы Ты сгинешь, проклятый, как древняя Гоморра"...

Нет, мы, рабочие, не такими глазами смотрим на город. У поэта-пролетария, сознавшего силу и значение труда, не должно быть рабского безволия, рабской покорности городу, созданию рук своих.

"Только в городе возможны И движенье и борьба. А равнины безнадежны - Такова равнин судьба... Дальше, дальше от равнин. В царство фабрик и машин. В город шумный и суровый, Где зачатки жизни новой"!..

Так сказал еще в 1914 году пролетарский поэт, питерский рабочий, И. Логинов.

Город - огненная купель Нового Мира, светоч науки, искусства: в нем сцепление сил, в нем рождение Великого Коллектива... "Это - гигантская кузница, где выковывается новая радостная жизнь, это - могучая симфония труда, железа и стали!.." (Кириллов).

В прошлом живет поэзия Нефедова, а прошлому в настоящем места нет.

Есть в сборнике и революционные стихи. Вот конец стих. "Сердца рабочих" Р. Меч:

..."Пред нами целый мир лежит. Теперь он нам принадлежит, Рабочим всей вселенной. Мы грозной силою стоим И не теперь разоружим Мы лагерь свой военный. Могуч теперь рабочий стан. Нужна свобода нам всех стран И солнце просвещенья. В одно биенье слив сердца, Вперед к победе до конца Войдем без отступленья"...

Мы уже забыли объявления в стихах "дяди Михея" о папиросах Дюшесс, а Р. Меч своим "произведением" напоминает нам.

Есть и лирика в сборнике: М. Толстая, стихотворение "Одуванчик".

"Среди некошенной травы, Среди цветов душистых мая, Рос одуванчик без забот, Головкой нежною качая"...

Какое странное совпадение фамилии и стихотворения: еще со школьной скамьи помнится милое Ал. Толстого "Колокольчики мои"...

Перепевами Никитина, Надсона, макулатурой слова являются стихи И. Голикова, А. Суслова, С. Ганьшина и Сеничева.

Ни яркого образа, ни радующей аллитерации, ни искреннего настроения, - вымученные слова, избитые рифмы, в большинстве глагольные (разливается-улыбается), растянутость и частое невладение размером стиха.

В отделе прозы, за исключением бойко написанного рассказа И. Юрцева "Кляуза", рисующего страницу современной жизни, - остальное "ходячие затертые пятаки".

Украшением сборника - случайно попавшие два-три стихотворения выявивших себя пролетарских поэтов да образное стихотворение умершего поэта С. Кошкарова.

Многим участникам сборника надо пожелать не печатного станка, а долгой усиленной работы над самим собою, над своим мировоззрением. Надо не "пописывать", надо отдаться до конца творческой работе, быть аскетом искусства. Вечно гореть в огне творчества, непреклонной ищущей думой выискивая в многогранной трудовой жизни новые слова, новые образы.

Отметая в сторону все ненужное, дряхлое, весь щебень-мусор старых истин и понятий, - стройте Великую Кузницу-Мастерскую, где ярко должен гореть горн Коллективных Усилий, не стихать дружная ковка остро-пламенных Слов!..

» (1925-1932), ранее органе группы «Октябрь ». При этом лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков». Генеральным секретарём РАПП стал Л. Л. Авербах . Главными активистами и идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов , Ю. Н. Либединский , В. М. Киршон , А. А. Фадеев , В. П. Ставский , критик В. В. Ермилов . В журнале они выдвигали концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания писателей-«попутчиков », «одемьянивания » поэзии и «призыв ударников в литературу». На РАПП, как организации пролетарских писателей, отражалось развитие борьбы партии с троцкизмом . По линии литературной это прежде всего борьба с «ликвидаторской» теорией Троцкого -Воронского , которые отрицали возможность создания пролетарской культуры и литературы. Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев. В РАПП состояло более 4 тысяч человек.

В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков , В. В. Маяковский , Максим Горький , А. Н. Толстой и других. Все эти явления были подвергнуты критике в Резолюции Политбюро ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 «О политике партии в области художественной литературы».

К 1930 г. все остальные литературные группировки были практически разгромлены, и РАПП усилила директивный тон. Например, резолюция от 4 мая 1931 призывала всех пролетарских писа­телей «заняться художественным показом героев пяти­летки» и доложить об исполнении этого при­зыва-распоряжения в течение двух недель. Внутри РАПП обострилась борьба за власть и усилились идеологические разногласия, и вскоре такое положение перестало устраивать партийное руководство.

РАПП вместе с ВОАПП, так же, как и ряд других писательских организаций, была расформирована постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля г., вводившим единую организацию, Союз писателей СССР . Впрочем, руководители РАПП заняли высокие посты в новом СП. Большинство членов РАПП вошли в Союз писателей.

См. также

Литература

  • Творческие пути пролетарской литературы, т. 1-2, М. - Л., 1928-29.
  • Борьба за метод, М. - Л., 1931.
  • О партийной и советской печати. Сборник документов, М., 1954.
  • Очерки истории русской советской журналистики, т. 1, М., 1966.
  • Из истории советской эстетической мысли, М., 1967.
  • Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов, М., 1970.
  • Громов Евгений. Сталин. Власть и искусство. М.: Республика, 1998. ISBN 5-250-02598-6 . Стр. 70-85.

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Желудочно-кишечный тракт
  • Амфибия

Смотреть что такое "Российская ассоциация пролетарских писателей" в других словарях:

    РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ - (РАПП, 1925 32). Используя лозунг партийности литературы, рапповцы стремились к административному руководству всем литературным процессом; для рапповской критики характерны вульгарный социологизм, проработочный стиль … Современная энциклопедия

    Российская Ассоциация пролетарских писателей - РАПП РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (РАПП, 1925 32). Используя лозунг партийности литературы, рапповцы стремились к административному руководству всем литературным процессом; для рапповской критики характерны вульгарный социологизм … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Всероссийская ассоциация пролетарских писателей - (ВАПП) основана в октябре 1920 на одной из конференций пролетарских писателей, созванной литературным объединением «Кузница»; в 1921 утверждена Наркоматом просвещения в качестве головной литературной организации. Руководство осуществлял В.… … Википедия

    ассоциации пролетарских писателей - организации писателей в СССР, образовавшиеся в 1920 е гг. На 1 м всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в 1920 г. образовалась ВАПП – Всероссийская ассоциация пролетарских писателей. В неё вошли члены организации пролетарских… … Литературная энциклопедия

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) - VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

    Союз писателей Республики Башкортостан - СПРБ: Уфа, Россия Тип организации: Творческая общественная организация Офици … Википедия

    РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей … Словарь сокращений русского языка

    РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей, советская литературная организация. Оформилась в январе 1925 как основной отряд Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), которая существовала с 1924 и теоретическим органом которой … Большая советская энциклопедия

    Краткая хроника литературной жизни Советского Союза 1917—1929 - 191725 октября (7 ноября). Великая Октябрьская социалистическая революция.26 октября (8 ноября). Декреты: о мире, о земле. Образование первого правительства Российской Советской Республики — Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с… … Литературный энциклопедический словарь



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы