Про деток, от рождения до школы

Меры профилактики заболеваний у детей дошкольного возраста

Ослабление иммунитета ребенка может происходить на фоне дисбактериоза кишечника или гиповитаминозов. Важно выявить эти состояния на первом году жизни и под врачебным контролем корригировать. Детям до 3 лет в осенне-зимне-весенние периоды года показана профилактика рахита препаратами витамина D (вигантол, витамин D 2 и D 3 ). Летом можно не проводить медикаментозную профилактику рахита при условии, что ребенок достаточно много времени проводит на воздухе (не обязательно под прямыми солнечными лучами).

В качестве профилактики ослабления иммунитета можно использовать поливитаминные препараты (муль-титабс, поливит-беби, юникап, центрум и другие). Хорошим общеукрепляющим действием обладают дрожжевые препараты (дрожжевой экстракт “Фаворит”, пангамин и др.). Поливитаминные и дрожжевые препараты особенно нужны детям осенью и весной, когда происходит естественное ослабление иммунитета.

Важно наладить сбалансированное питание. Для нормального функционирования иммунной системы необходимо, чтобы в питании ребенка присутствовали белки и жиры животного происхождения (молочные и кисломолочные продукты, мясо, рыба), витамины, основным источником которых являются овощи и фрукты. Летом детям очень полезны свежие, термически не обработанные фрукты, ягоды, соки. В них содержится значительно большее количество витаминов, чем в тех же продуктах после термической обработки или консервирования. Организм ребенка может накопить за лето витамины, что укрепит его иммунную систему.

Общеукрепляющим действием на организм обладает закаливание. Существуют разные методики закаливания. Некоторые предполагают обливание холодной водой всего тела, другие - только каких-то отдельных участков (ноги до колен, плечи и шея). Есть виды закаливания без водных процедур (воздушные ванны). Но для всех видов закаливания существуют общие принципы. Любое закаливание надо начинать постепенно, понемногу увеличивая время процедуры и постепенно понижая температуру воды (или воздуха). Закаливание нужно проводить регулярно, и если по каким-то причинам процедуры были прерваны, возобновлять их нужно с самого начала. Только при соблюдении этих правил можно добиться положительного эффекта.

Некоторых инфекционных заболеваний можно избежать, делая профилактические прививки. Кроме обязательных прививок от туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, эпидемического паротита существуют вакцины от гриппа, гепатитов А и В. Вакцинацию противогриппозной вакциной нужно делать до начала эпидемии гриппа, чтобы иммунитет успел выработаться. Делать прививку от гриппа в разгар эпидемии, или когда ребенок уже заболел, не имеет смысла, так как прививка не защитит ребенка от заболевания.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой
Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!
Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.



К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.


Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.






Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.


С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.
Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).


Как только наступают холода, многие мамы начинают переживать за здоровье своих детей, поскольку в зимний период бывает больше осложнений, нежели летом. Ввиду этого возникает необходимость профилактики заболеваний у детей в это время года.

С понижением температуры кровеносные сосуды человеческого организма начинают сужаться, поэтому питание клеток организма перестает осуществляться должным образом. Вследствие этого иммунитет человека слабеет и не может побороть многие инфекции, а болезнетворные микробы проникают внутрь.

Снижается защитная функция слизистой оболочки носа ребенка, поэтому через нее в организм проникают вирусы и бактерии. Развивается насморк, который служит одним из главных симптомов ухудшения состояния ребенка. Если в организм проникли вирусы гриппа, то может проявиться ОРВИ, которая довольно часто встречается у детей разного возраста.

Если все же ребенок уже заболел, нужно сразу вызвать врача и давать ребенку лекарства строго по рецепту. Из народных же средств можно посоветовать частое питье - теплое молоко, чай с лимоном и малиновым вареньем, отвар шиповника. На ночь хорошо бы намазать барсучьим жиром грудь, межлопаточную область, ступни и хорошенько укутать. Ведь барсучий жир является уникальным лечебным продуктом, так как содержит в себе массу биологически активных веществ, от этом можно почитать .

Своего пика ОРВИ достигает именно зимой, причем заразиться ребенку очень легко: во время разговора с друзьями, при совместном пользовании игрушками с другими ребятами, через различные предметы обихода и личной гигиены.

В данном случае важно организовать профилактику ОРВИ. При этом возможно два варианта: специфическая и неспецифическая.

Первая предполагает вакцинацию, чтобы усилить иммунитет ребенка и предотвратить заражение или ослабить протекание заболевания. В организм вводят особый антигенный материал в виде ослабленных или убитых (инактивированных) микробов, что снижает риск заболевания в несколько раз (от 2 до 6).

Неспецифическая профилактика – это ряд оздоровительных процедур, повышающих сопротивляемость организма вирусам. Ребенок должен постоянно мыть руки с мылом, а его комнату следует проветривать от трех до пяти раз в день. Также надо систематически осуществлять влажную уборку помещения и следить за тем, чтобы ребенок соблюдал свой режим дня, чередовал умственную и физическую деятельность. Ребенка надо одевать по погоде, чтобы организм не переохлаждался или не перегревался. Ему следует больше находиться на свежем воздухе. В рационе должны обязательно присутствовать витамины. Особое значение в профилактике вирусных заболеваний у детей имеет систематическое закаливание их в течение всего года. При такой дисциплине сопротивляемость организма растет и иммунитет ребенка легко противостоит неблагоприятным воздействиям.

Соблюдение данных условий ребенком и помощь родителей помогут предупредить заболевания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

ГБПОУСО «Ревдинский педагогический колледж»

Контрольная работа по дисциплине

«Медико-биологические и социальные основы здоровья»

заболеваний у детей дошкольного возраста в ДОУ »

Выполнила: студентка 141 гр.

з/о 44.02.01 Дошкольное образование

Соколова И.Р.

Проверила: Петрова Инна Николаевна

Профилактика плоскостопия

1. Укрепление мышц, поддерживающих свод стопы (ходьба босиком по неровному, но мягкому грунту (песок, земля). В ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьба на носках, пятках, внешнем крае стопы и т.д., плавание).

2. Ношение рациональной обуви:

Соответствие обуви длине и ширине стопы;

Иметь широкий носок и широкий каблук (для дошкольников 0,8 см, для младших школьников 1-2 см);

Иметь эластичную подошву;

Двух-, трехлетним менять обувь на большую 2-3 раза в год, каждый раз на номер больше, четырех-шестилетним - два раза;

Не допускать, чтобы ребенок ходил постоянно в кедах, кроссовках, резиновой обуви; стелька - супинатор.

3. Ограничение нагрузки на нижние конечности.

4. Воспитание правильной походки (при ходьбе и стоянии носки смотрят прямо вперед, нагрузка приходится на пятку, 4 и 5 пальцы, внутренний свод не опускается).

Профилактика нарушений осанки

1. Необходима правильная организация общего и двигательного режима.

2. Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах).

3. Воспитывать правильные привычные позы при занятиях игрушками и во время сна (опасна поза «калачиком»). Правильная поза во время сна - прямое симметричное положение туловища.

4. Постель должна быть жесткой, подушка плоской.

5. Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа).

6. Физкультминутка - одно из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью детей и длительной нагрузкой на позвоночник.

Закаливание воздушным потоком.

Вентилятор устанавливается на высоте 30-40 см от пола. Дети раздеваются до плавок и по команде воспитателя поворачиваются лицом, спиной к вентилятору, который работает на первой скорости. Температура воздуха не ниже 21-22 о, время первой процедуры 20 секунд (по 10 секунд на переднею и заднею поверхность тела на расстоянии 6 метров от вентилятора).

Каждые 2 дня время увеличивается на 20 секунд и к 24 дню закаливания доводится до 3 минут. Расстояние от вентилятора каждые два дня уменьшается на 0,5 метра, достигая к 24 дню закаливания 0,5 метра. Наиболее удобное время закаливания воздушным потоком в режиме ДОУ - перед дневным сном.

Водные процедуры.

Полоскание рта и горла:

С 2 - 3 лет нужно приучать детей полоскать рот водой комнатной температуры. С 4 - 5 лет- полоскание горла. Начальная температура воды 36-37 градусов, далее через каждые 3-4 дня снижать на 1-2 градуса, доведя до 18-20 градусов. На одно полоскание используется Ѕ стакана воды. Булькание воды в горле нужно проводить как можно дольше. Полоскание горла следует проводить перед сном. Умывание лица, шеи, рук до локтя температура воды 14-16 градусов.

Закаливание стоп.

Обмывание стоп начинается при температуре воды 28-33 градуса и доводится до 18-20 градусов, снижая через день на 1 градус. Продолжительность процедуры 20-30 секунд. По окончанию процедуры каждого ребенка насухо обтирают, затем растирают до покраснения.

Ножные ванны - детям до 3 лет - температура воды 33-35 градусов, температуру снижают на 1 градус каждую неделю доводя до 28 градусов. Детям от 3 до 7 лет температуру снижать через каждые 4-5 дней на 1 градус до 22-24 градусов. Продолжительность процедуры с 1 минуты доведя до 3 минут.

Контрастное обливание:

Щадящее - ослабленным детям: 35-36 - 24-25 - 35-36 градусов, постепенно доведя теплую до 40 градусов, а холодную до 18 градусов (изменяя на 1 градус через 5 дней).

Для здоровых детей: 24-25 - 35-36 - 24-25 градусов, постепенно изменяя на 1 градус через каждые 5 дней.

Заканчивают процедуру обтиранием сухим полотенцем.

Солнечные ванны.

5-6 минут в утренние часы. Время каждой последующей ванны увеличивать на 3-5 минут.

Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, непосредственно образовательная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 ч, малышей до трех лет - определяется в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет 12-12,5 ч, из которых 2,0-2,5 ч отводится дневному сну. Детей, которые трудно засыпают и чутко спят, укладываются первыми и поднимаются последними. Присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне во время сна детей обязательно.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 ч. Прогулку организовываем дважды в день: в первой половине - до обеда и во второй - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Для детей до 4 лет прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 15 м/с, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже минус 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

При проведении режимных процессов придерживаться следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Профилактика заразных кожных заболеваний в детских организованных коллективах

Наиболее распространенным заболеванием, из числа заразных кожных заболеваний среди организованных детей, является педикулез.

В целях профилактики педикулёза необходимо соблюдать правила личной гигиены: волосы ежедневно тщательно расчёсывать и своевременно стричь, по возможности надо ежедневно мыться, менять нательное и постельное бельё по мере загрязнения, но не реже чем через 7 дней. Не рекомендуется пользоваться чужими расчёсками, шапками, косынками. Расчёски необходимо регулярно вычищать и мыть с мылом.

Для предупреждения заражения головными вшами родителям следует регулярно осматривать детей, особенно если ребенок посещает детский сад, школу. Особое внимание обращать на осмотр волос затылочной и височной части головы. Наиболее очевидный признак педикулеза - наличие белых комочков-гнид у корней волос или расчесанные ранки на коже головы, возникшие после кровососания вшей.

В случае обнаружения педикулёза у ребёнка, посещающего организованный детский коллектив, родители должны поставить в известность администрацию учреждения для своевременной организации и проведения профилактических мероприятий в детском образовательном учреждении.

Микроспория (стригущий лишай) - характеризуется поражением кожи и волос. Профилактика направлена на проведение разъяснительной работы среди населения по соблюдению правил содержания животных. В период формирования коллективов - проведение плановых осмотров детей в организованных коллективах с целью раннего обнаружения и изоляции из коллективов заболевших лиц.

Чесотка, болезнь, характеризующаяся поражением кожи человека. Профилактика - в соблюдении личной гигиены и проведении активного выявления заболевших с целью предупреждения формирования множественных очагов.

Профилактика детского травматизма в дошкольном учреждении

Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения. Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми.

Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены.

Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.

Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным.

Требования к ра ботникам дошкольного учреждения

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались вилкой, другими предметами.

Требования к организации и проведению непосредственно образо вательной деятельности с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей.

Оформление уго лка по профилактике травматизма

В каждой возрастной группе рекомендуется оформить уголок по предупреждению травматизма у детей. Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или приемной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.

Санитарное содержание учебно-воспитательных помещений

Все помещения должны содержаться в образцовом порядке и чистоте. Уборка всех помещений должна проводиться ежедневно влажным способом с применением моющих средств при открытых окнах или фрамугах. Ковровые изделия должны обрабатываться влажным способом или пылесосом.

Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чистое белье доставляется в мешках и хранится в специальных шкафах. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Раз в год постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке.

Полы в туалетных, унитазы моют 2 раза в день проточной горячей водой с применением моющих средств. Для удаления мочекислых солей унитазы следует 2 раза в месяц мыть препаратом "Санитарный". После указанной обработки унитазы обильно промывают водой. Сидения на унитазах ежедневно промывают теплым мыльным раствором.

Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) должен иметь сигнальную маркировку ярким цветом и храниться в туалетной комнате в специальном шкафу. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами. Дезинфицирующие растворы должны храниться в темной посуде и так же, как моющие средства, в местах, недоступных детям.

Воздушно-тепловой режим .

Уровни расчетной температуры воздуха в помещениях для обучения и воспитания детей должны приниматься в соответствии с таблицей:

При совмещении двух помещений температура воздуха должна соответствовать максимальному показателю.

Одежда детей в помещениях классной комнаты и игровой должна состоять из следующих слоев: х/б белье и платье (х/б или п/ш) у девочек; х/б белье, х/б рубашка и шорты (х/б или п/ш) у мальчиков. На ногах колготы, в зависимости от температуры воздуха носки, гольфы, легкие туфли.

Для создания благоприятных условий воздушной среды необходимо ежедневно тщательно проветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание, проводимое в отсутствии детей.

Перед сном спальные помещения должны быть обязательно проветрены. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; во время сна фрамуги следует открывать с одной стороны и закрывать за 20 мин. до подъема. Спальни должны иметь солнцезащитные устройства (шторы, жалюзи и пр.).

плоскостопие осанка дошкольник закаливание

Гиги ена одежды и обуви дошкольников

Гигиена одежды и обуви, включает ряд гигиенических требований, основные из которых - теплозащитная способность, влагоёмкость внутренних слоёв, малая электризуемость, удобство покроя, лёгкость. Гигиенические требования к детской одежде и обуви определяются такими возрастными особенностями, как интенсивная терморегуляция, слабость опорно-двигательного аппарата, высокая двигательная активность. Материалы, из которых сшита одежда, должны быть натуральными (хлопок, шерсть), покрой простой и свободный, с удобными застёжками. Обувь (кожаная) должна способствовать формированию свода стопы, предотвращать развитие плоскостопия - иметь широкий приподнятый носок и каблук высотой 10 мм, плотный задник, обеспечивающий фиксацию пятки. Кончики пальцев не должны доходить до носка на 10 мм. Для подростков и взрослых в одежде и обуви возможно использование синтетических материалов, напр. искусственного меха, влаго- и ветрозащитных тканей для верхней одежды, кожезаменителей для обуви. Обувь, предназначенная для постоянного ношения, должна быть лёгкой, соответствовать размеру и иметь каблук не выше 3 - 4 см. Несоответствие её форме стопы, ношение тесной, узкой обуви на высоком каблуке приводит к деформации костей и суставов стопы, позвоночника, таза, к укорочению икроножных мышц, растяжению связок и вывихам голеностопного сустава. Популярные среди подростков кроссовки должны иметь стельки и подкладку из гигроскопического материала, толстую эластичную подошву, прочный верх со вставками-уплотнителями. Носить их следует с шерстяными или плотными хлопчатобумажными носками.

Одежду необходимо регулярно стирать, подвергать химической чистке; обувь - дезинфицировать, вкладывая внутрь смоченную формалином бумагу.

Детские инфекционные болезни

Краснуха.

Это острая вирусная инфекция.

Источник - больной человек.

У детей заболевание протекает легко. Характеризуется легким недомоганием, катаральными явлениями (насморк, кашель), увеличением затылочных лимфоузлов и появлением мелкопятнистой розовой сыпи.

Скарлатина.

Это острое инфекционное заболевание.

Возбудитель - стрептококк.

Источник - больной человек, бактерионоситель.

Путь передачи инфекции: воздушно-капельный, контактно-бытовой (игрушки, посуда).

Заболевание начинается остро: с высокой температуры, боли в горле, ангины и появления мелкоточечной розовой сыпи на красном фоне кожи. Сыпь располагается на лице, боковых поверхностях грудной клетки, внизу живота, паху. Характерна сухость кожи и к концу первой недели появляется шелушение кожи, особенно рук и ног.

Корь.

Это острое инфекционное заболевание, вызванное вирусом.

Заболевание начинается с выраженных катаральных явлений, насморка, кашля, конъюнктивита, повышения температуры до 38-39 С.

На 4-5 день болезни вначале на лице появляется пятнисто-папулезная ярко-розовая сыпь, на следующие сутки сыпь распространяется на туловище, затем на нижние конечности. В периоде высыпания интоксикация и катаральные явления достигают максимальной выраженности. Через сутки после высыпания сыпь меняет окраску и становится бурой.

Защита от инфекции проводится коревой прививкой.

На контактных детей накладывается карантин на 17 дней.

Эпидемический паротит .

Это инфекционное заболевание.

Возбудитель - вирус.

Источник инфекции - больной человек.

Путь передачи: воздушно-капельный, контактно-бытовой (посуда, игрушки).

Заболевание начинается с появления припухлости в области околоушных, реже подчелюстных слюнных желёз, что делает вид ребёнка весьма характерным, откуда и произошло народное название болезни «свинка».

В процесс может вовлекаться поджелудочная железа.

На контактных детей накладывается карантин на 21 день после последнего контакта с заболевшим.

Плановое проведение паротитных прививок снижает заболеваемость в десятки раз.

Коклюш.

Это инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путём.

Источник инфекции - больной человек.

Заболевание начинается с лёгкой формы ОРВИ, с лёгкого подкашливания. Несмотря на проводимое лечение, кашель не уменьшается, а, напротив, усиливается.

Кашель сухой, приступообразный, с преобладанием в ночное время, в виде серии кашлевых толчков, заканчивается выделением прозрачной, очень вязкой мокроты, а иногда - рвотой.

Карантин на 14 дней накладывается на контактных детей до 7 лет.

Детям делают прививки против коклюша вакциной АКДС с трёхмесячного возраста.

Менингококковая инфекция.

Возбудитель - менингококк.

Источник инфекции - больные и бактерионосители.

Путь передачи - воздушно-капельный.

Менингококковая инфекция проявляется в трёх формах:

1. НАЗОФАРИНГИТ. Основные симптомы: заложенность носа, затруднение носового дыхания. Температура нормальная или повышенная до 37,2 - 37,8 в течение 3 - 4 дней. Диагноз ставят при бактериологическом исследовании.

2. МЕНИНГИТ - начинается остро. Проявляется интоксикацией, высокой температурой, головной болью, повторной рвотой, повышением чувствительности к световым и звуковым раздражителям.

3. МЕНИНГОКОКЦЕМИЯ - менингококковый сепсис. Заболевание начинается очень быстро, нарастает вялость, адинамия, появляется сыпь. Вначале одиночные элементы сыпи, появляются на коже стоп, голеней, ягодиц. Сыпь багрово-синюшная округлой или звёздчатой формы.

Карантин на контактных детей накладывается на 10 дней с момента разобщения с больным. Всем контактным проводят бактериологический посев из носоглотки на менингококк.

Ветряная оспа.

Это острая вирусная инфекция.

Источник - больной человек.

Путь передачи: воздушно-капельный.

У детей заболевание может протекать легко. Характеризуется появлением сыпи с водяными точками, температурой.

Карантин накладывается на контактных детей на 7-10 дней с момента последнего случая заболевания.

Туберкулёз.

Инфекционное заболевание.

Источник - больные туберкулезом люди и животные (крупный рогатый скот), выделяющие микобактерий туберкулеза во внешнюю среду.

Путь передачи: воздушно-капельный и контактно-бытовой.

Первые признаки туберкулеза у детей легко спутать с простудными заболеваниями или бронхитом. У ребенка отмечается продолжительный кашель, устойчиво повышенная температура. Также наблюдаются слабость, разбитость, утомляемость; снижается внимание и отсутствует аппетит. Постепенно развивается раздражительность, увеличиваются лимфатические узлы, присутствуют повышенная потливость. У маленьких ребятишек нередко увеличиваются внутренние органы, главным образом печень и селезенка.

Мероприятия, проводимые в ДОУ по профилактике туберкулеза.

1. С целью раннего выявления туберкулеза детям проводится плановая туберкулинодиагностика (реакция Манту с 2 ТЕ). При положительной реакции направлять на консультацию к фтизиатру в течение 6 дней противотуберкулезный диспансер. Выполнять все предписания фтизиатра. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение контролировать, чтобы реакция Манту была сделана не позднее, чем за 6 мес. до оформления его в детский сад. Детям с отрицательной Р. Манту проводится ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ) в возрасте 6 лет 8 мес. - 7 лет.

2. Сотрудники ДОУ обязаны пройти ФЛГ 1 раз в год.

3. Периодически выпускать санитарный бюллетень по туберкулезу для родителей и сотрудников.

Дифтерия .

Это острая инфекция, характеризующаяся высокой температурой тела, воспалением и появлением в месте внедрения возбудителя толстого налета светло-серого цвета с четкими границами, плотно спаянного со слизистой оболочкой или поверхностью раны (дифтерийная пленка), тяжелым поражением сердца, сосудов и нервной системы.
Возбудителем заболевания является дифтерийная палочка из семейства коринебактерий.

Симптомы дифтерии :

1. Интоксикация:

Высокая температура тела от 38° С до 40° С;

Сильная слабость;

Сонливость;

Общее недомогание;

Головная боль;

Бледная кожа.

2. Воспаление слизистых оболочек зева и гортани:

Покраснение (гиперемия) зева и миндалин;

Боль в горле, трудность при глотании;

Першение;

3. На второй день на слизистых появляются дифтерийные пленки светло-серого цвета с четкими краями, гладкие, блестящие, их трудно снять, на месте удаления пленки остается кровоточащая ранка, на поверхности которой образуется новая пленка.

4. Увеличение лимфоузлов в области шеи и грудной клетки.

5. При тяжелом течении развивается отек тканей шеи, который может достигать уровня ниже ключиц.

6. При поражении гортани возникает дифтерийный круп - это отек гортани, который приводит к затрудненному дыханию вплоть до его остановки (асфиксия).

Инкубационный период .

От 2 до 7 дней.

Источник инфекции - больные дифтерией люди и здоровые “ носители” (бактерионосители) коринебактерий.

Профилактика дифтерии:

Изоляция больного человека.

Устанавливается карантин на 7 дней: осмотр зева, измерение температуры тела, исследование мазков из зева и носа.

Непривитым детям, контактировавшим с больным дифтерией, вводят дифтерийный анатоксин.

Влажная уборка с дезинфицирующими средствами, обработка всех игрушек.

Эпидемиологические мероприятия в ДОУ. Роль воспитателя в предупреждении и распространении воздушно - капельных инфекций

Чаще всего дошкольники заражаются болезнями, передающимися воздушно-капельным путем (при кашле, чихании), и реже - передающимися при непосредственном контакте (через общие игрушки, носовые платки, столовые принадлежности и др.).

Карантин (итал. quarantena, от quaranta giorni - сорок дней) - система мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага и ликвидации самого очага.

Эпидемический процесс данных заболеваний характеризуется сезонными изменениями, вспышками и возникающими эпидемиями различной интенсивности, которые поражают около 20% детей. Если в детском саду возникает инфекционное заболевание (грипп), то на группу, которую посещал заболевший ребенок, накладывается карантин.

Сегодня сроки карантина устанавливаются на основании данных о наибольшей продолжительности инкубационного периода заболевания.

Так, при гриппе и скарлатине карантин длится 7 дней, при ветряной оспе, краснухе и паротите - 21 день, при менингококковой инфекции - 10 дней, а при вирусном менингите - 20 дней.

Ответственность за соблюдение карантина в детском саду возлагается на заведующего детским садом.

При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или воспитатель опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, осматривает зев и кожу; в ясельных группах всем детям измеряют температуру тела, в дошкольных - по показаниям; контролируют характер стула.

При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия.

При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе - поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги и воспитатели ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование проблемы организации освоения природной среды детьми старшего дошкольного возраста. Роль среды в развитии детей дошкольного возраста. Определение педагогических условий организации экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2017

    Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации и инструкции по осуществлению конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2013

    Педагогические условия организации работы по физической культуре детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения. Оздоровительная физкультура в детском возрасте.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2012

    Неспецифическая профилактика острых респираторных вирусных заболеваний в детских дошкольных учреждениях. Разработка рекомендаций по организации закаливания в МДОУ п. Забайкальск. Система физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

    Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Влияние творчества на преобразование окружающей среды и решение задач эстетического воспитания, требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении. Особенности обучения детей на примере детского сада "Солнышко".

    отчет по практике , добавлен 18.09.2013

    Особенности общения дошкольников. Развитие личности у детей дошкольного возраста. Организация современного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Роль педагога в воспитании положительного отношения у детей младшей группы к сверстникам.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Задачи методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Утверждение комплексной программы, соответствующей требованиям к содержанию, методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Осуществление методической работы с педагогами.

    реферат , добавлен 12.05.2011

    Стопа и ее главные биомеханические функции. Определение плоскостопия и его виды, принципы и этапы диагностики. Механизмы лечебного воздействия и закономерности, цели и задачи лечебно-профилактического комплекса, его организация в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2014

    Знакомство с теоретическими основами детского творчества в лепке детей дошкольного возраста. Особенности диагностики исходного уровня развития творческих способностей детей 3-4 лет. Развитие творчества как одна из главных задач дошкольного воспитания.

Инфекционные болезни являются неотъемлемой частью нашей жизни, на протяжении всей истории существования человечества они формировались, изменялись и менялись вместе с ним. Одни заболевания и возбудители инфекций сменялись другими, наряду с чем возникали новые проблемы их профилактики. На настоящий момент риск заражения различными инфекционными заболевания остаётся достаточно высоким, а распространение болезни порой принимает глобальные масштабы, поэтому на сегодняшний день проблема проведения профилактических мероприятий заболеваний по-прежнему актуальна.

Профилактика инфекционных заболеваний в целом представляет собой ряд мероприятий, направленных на снижение факторов риска или предотвращение заболевания населения различными болезнями и поддержание высокого уровня здоровья населения.

Наиболее восприимчивым и открытым для различных вирусов и инфекций является детский организм в силу ещё не достаточно развитого иммунитета и низкой сопротивляемости организма вирусно-микробным атакам. Чаще всего подвергаются воздействию инфекций дыхательная и пищеварительная системы ребёнка. При этом чем младше ребёнок, тем больше риск заражения или развития различных осложнений болезни.

Профилактика инфекционных заболеваний у детей делится на два вида: специфическую и неспецифическую.

Специфическая профилактика , подразумевающая проведение специальных медицинских мероприятий, бывает двух видов:
- пассивная , т.е. профилактика заболеваний путём введения в организм уже готовых иммунных сывороток, глобулинов и других специальных компонентов, повышающих защитные силы организма;
- активная, т.е. профилактика заболеваний путём стимуляции выработки в организме иммунных тел путём введения вакцины.

В настоящее время профилактические прививки или иммунопрофилактика является основным способом предотвращения различных инфекционных заболеваний у детей. Но в то же время прививки являются предметом непрекращающихся споров, как среди медиков, так и среди родителей. Главной причиной споров являются возможные осложнения после проведения вакцинации у детей.

Иммунопрофилактика в нашей стране регулируется законом «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», принятым в 1998 году. Закон предусматривает проведение бесплатной вакцинации детей согласно утвержденного календаря прививок на добровольной основе. За своё здоровье и здоровье своих детей несут ответственность родители, которые вправе отказаться от проведения профилактических вакцинаций.

Естественно, не существует абсолютно безопасных вакцин. Любое вмешательство в наш организм несёт определённые последствия или ответные реакции. Однако эти реакции считаются нормальными, если они наблюдаются у большинства привитых и с определённым постоянством после проведения той или иной вакцины. Такие реакция могут быть местными, проявляющимися в виде покраснения, уплотнения или болезненности места введения вакцины, или общими, которые характеризуются общим ухудшением самочувствия, появление головной боли, недомогания, повышения температуры тела. Такие реакции проходят в течение 1-4 дней.

Однако в редких случаях реакция на прививку может отличаться от остальных и тогда речь заходит о поствакцинальном осложнении у привитого ребёнка. Причиной может послужить как особенности отдельного организма, так и нарушение техники проведения прививки. Поэтому, чтобы избежать осложнений после проведения вакцинации, необходимо обратить внимание на ряд условий:

Перед проведением прививки ребёнка должен осмотреть врач, чтобы исключить наличие насморка, сыпи, температуры и других признаков болезней;
- если у ребёнка имеется предрасположенность к аллергическим реакциям необходимо за 1-2 дня до и после прививки принимать антигистаминные препараты, однако назначить их должен лечащий врач;
- необходимо соблюдать график проведения прививок и интервалы между вакцинами.

Очень важным также является соблюдение правил транспортировки вакцин и температурного режима их хранения, а также соблюдение правильной техники проведения прививок.

Отношение к прививкам и иммунопрофилактике в целом является делом индивидуальным, и каждая отдельная семья вправе решать, делать ли прививки своим детям или нет. Однако следует знать, что от некоторых болезней, таких как, например, корь, краснуха, полиомиелит такой же действенной защиты ещё не придумано.

Независимо от отношения к вакцинации существуют некоторые правила проведения неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей.

Главным правилом профилактики различных заболеваний является соблюдение личной гигиены . С самого детства нужно приучать ребенка мыть руки перед едой и после туалета, иметь личное полотенце и зубную щётку. Необходимо проводить закаливание ребёнка, чаще бывать с ним на свежем воздухе, правильно питаться и следить за физическим развитием ребёнка. Все эти меры значительно повышают шансы детского организма при борьбе с вирусами и микробами.

Необходимо тщательно следить за чистотой в помещениях, где находятся дети, контролировать температуру, как можно чаще проветривая помещение. Самой оптимальной температурой для детей является 18-20°C, а духота и сухой воздух лишь способствуют размножению вирусов.

Для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта не рекомендуется использовать сырую воду из под крана, лучше позаботиться о наличии в доме кипячёной или покупной воды, которая будет храниться в надежно закрытой посуде. Овощи и фрукты перед употреблением необходимо тщательно мыть, а лучше даже обдавать кипятком.

Залогом детского здоровья в младенческом возрасте является грудное вскармливание, поэтому необходимо как можно дольше поддерживать лактацию. Кроме того, доказано, что дети на естественном вскармливании и в дальнейшем имеют более сильную сопротивляемость инфекциям, чем дети-искусственники, так как вместе с материнским молоком они получили и антитела, препятствующие развитию многих инфекционных заболеваний.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы