Про деток, от рождения до школы

Тип занятия: изучение нового материала

Методика проведения занятия:

деятельность учеников – устная работа по картинам.

Цели: 1. Научить воспринимать окружающий мир и произведения искусства.

2. Развить у школьников творческую активность, умение правильно и последовательно излагать свои мысли.

3. Воспитать любовь к родной природе, бережному отношению к ней.

Задачи занятия: 1. Научить детей видеть красоту изменяющейся весенней природы.

2. Развить коммуникативные навыки, навыки работы по картине.

3. Воспитать в детях способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту родной природы.

Оборудование: электронная презентация «Пришла весна!», муз.композ. Вивальди «Времена года. Весна», П.И.Чайковский «Времена года. Май»

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

Учитель. Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие. Наверняка вы помните героя мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Вовка попал на страницы книги, а мы с вами совершим путешествие в художественный уголок природы.

Ребята, сегодня у нас с вами занятие, посвященное прекрасному времени года, когда в природе происходят невероятные и очень красивые изменения... А именно тому, как это время года изображают художники. А о каком именно времени года мы поговорим, узнаем из загадки:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Учитель: Правильно, весной.

Все мы знаем, что весна - это время года, когда природа оттаивает после зимних морозов, когда все живое пробуждается, и от этого все вокруг становится ярче, свежее и красивее. Сегодня мы с вами увидим, а какой видят весну известные русские художники или, как мы их еще называем, - живописцы.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с очень известными картинами. Но для начала нам нужно узнать 2 интересующих момента:

1. Как называются картины, на которых изображена природа? Пейзаж.

2. Вспомнить названия весенних месяцев. Какие они имеют названия? Март, апрель, май.

Учитель: А теперь послушаем загадку, отгадаем её и узнаем, о каком из весенних месяцев пойдет речь.

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Учитель: Верно, это март. Именно погоду этого весеннего месяца изобразил в своей картине известный русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. А картина называется «Грачи прилетели». Слайд1

Посмотрите, пожалуйста, на картину. Попытаемся описать то, что изобразил художник, Алексей Кондратьевич Саврасов. Что мы видим на картине?

Ученики: - Окраина небольшого городка или деревня,

Старая церковь

Покосившийся забор,

Тающий снег

На первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи.

Учитель: А какие цвета использовал художник Саврасов при написании картины «Грачи прилетели»?

Ученики: Серые, снег уже нечистый, стволы тоже темные, видно, что они намокли, и лишь небо голубое.

Учитель: Мы видим, что художник изобразил простую русскую деревеньку, не приукрашивал ее, ярких веселых красок нет, как это обычно бывает весной. То есть это все говорит о том, что художник полюбил родную весеннюю природу марта такой, какая она есть на самом деле.

Картину «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов написал за один день. Но несмотря на это картина очень понравилась обществу. Настолько, что Алексей Кондратьевич еще не раз получал предложения написать именно эту картину для того, чтобы в знатном доме находилось данное произведение искусства.

Ребята, все мы знаем, что кроме красок красоту природу можно выразить и словами. Я предлагаю вам послушать стихотворения о весне, одно из которых расскажет нам …

Чтение стихотворения наизусть

Самуил Маршак

Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше…

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Учитель: Молодцы! Ребята, мы прослушали с вами стихотворения о весне, и узнали, что красоту этого времени года можно описать и стихами. Сейчас мы послушаем еще одну загадку и узнаем, какой весенний месяц изображен на следующей картине.

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Учитель: Верно, это апрель. А картина называется «Весна. Большая вода», написал ее, не нарисовал, а написал И.И. Левитан. Левитан – прекрасный знаток природы. Он был лучшим учеником художника Алексея Кондратьевича Саврасова, написавшего картину «Грачи прилетели», с которой вы уже знакомы. Ребята, давайте сначала посмотрим на картину под музыку, а потом вместе обсудим, что изображено на картине. Слайд

Звучит….Сейчас мы послушаем фрагмент из концерта великого композитора Вивальди - «Времена года». Для того чтобы услышать музыку, нужно слушать ее в тишине. Сядьте удобнее и постарайтесь не отвлекаться.

Учитель: Расскажите, что вы видите. Постарайтесь не пропустить даже самые малозаметные приметы весны. Что изображено на картине? Для начала: какое время суток изображено?

Дети: Полдень.

Учитель: Как художник показал это?

Дети: Мы видим четкие темные, синие тени на песке.

Учитель: А какие цвета использовал Левитан?

Дети: Краски нежные, прозрачно-золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.

Учитель: Верно, именно эти цвета точно передают радостное, весеннее настроение.

А теперь вам, ребята, нужно выбрать характеристики, которыми можно описать картину:

Изображены: теплое ласковое солнце, морской прибой, свежий прозрачный чистый воздух, пронизывающий ветер, голубое небо, старые сосны.

Красоту каких предметов передал на своей картине Левитан? Красоту половодья, рощи, неба, стаи уток в небе, сбоку картины изображена лодка, вдалеке – дома, магазины.

Видим, что вода занимает большую часть картины. Снег растаял, вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, дома.

А вода какая? -Чистая, прозрачная, сине-голубая, холодная, обильная, тихая, спокойная, светлая, большая, отстоявшаяся, грязная, темная.

Учитель: С чем ее можно сравнить, если в ней отражаются деревья, кусты?

Ученики: С зеркалом.

Учитель: Если нижнюю часть картины занимает вода, то что занимает верхнюю?

Дети: Небо.

Учитель: Какое оно?- Бледно-голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, темное, грязное.

Учитель: Видим на картине рощу. Какие деревья растут в роще?

Дети: Старая осина и елочка, березки.

Учитель: Людей на ней нет. Но какие детали внес художник для того, чтобы мы почувствовали, что где-то здесь близко, незримо присутствует человек? Как?

Дети: У берега стоит легкая лодочка, домики, сараи.

Учитель: Ребята, а что хочет нам показать художник своей картиной?

Дети: Он учит видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.

Учитель: О чем мы должны постоянно помнить, попадая на лоно природы, любуясь ее красотой?

Дети: О бережном отношении к природе, об охране ее богатств.

Учитель: Все верно. Молодцы!

Учитель: А теперь нам нужно объединить все то, что мы сказали о картине «Весна. Большая вода».

На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величавой, спокойной. Апрельский полдень. Все озарено ласковым солнечным теплом. Снег растаял. Обильная холодная вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, домишки, сараи, березовую рощу. Река течет медленно. В сине-голубой отстоявшейся воде, как в зеркале, отражаются стройные, как свечки, голые деревья. Совсем скоро распустятся набухшие почки, и появится первая кружевная зелень. День солнечный, ясный. Воздух прозрачный, чистый. Березовая роща, еще не одетая листвой, просматривается насквозь. Розоватые ветви деревьев нежно выделяются на фоне голубого бездонного неба. Среди изящных, тонких березок видны молодая зеленая елочка и старая осина с обнаженным стволом и похожими на корявые старческие пальцы сучьями. К изгибающемуся берегу причалена лодка. Видимо, здесь недавно был ее хозяин и вот-вот придет на это же место. Вдали за деревьями виднеются прибрежные домишки и сараи, затопленные большой водой.

Вся картина пронизана искрящимися лучами яркого солнца. На картине преобладают желтые и голубые цвета, благодаря которым мы так хорошо чувствуем огромную любовь художника к родной природе. Левитан сумел передать радость весенней природы и большую любовь к ней.

А вам, ребята, понравилась картина?) Слайд

Учитель: Ребята, объясните поговорку: «Март – свет, апрель – вода, май – цветы».

Дети: В марте увеличивается день, становится светлее. Апрель – месяц воды, когда начинается разлив рек. Из берегов выходят на раздолье лугов весенние воды. В мае начинают распускаться цветы.

Учитель: Верно. Молодцы, ребята! А теперь мы с вами отгадаем еще несколько загадок про весну.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.-грач.

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы - рябина

На зелёном шнурочке

Белые звоночки – ландыш.

Зимой и летом

Одним цветом – ель.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Молодцы! А теперь вспомним все то, что узнали сегодня нового на нашем занятии-путешествии по художественному уголку природы. Для этого нам нужно выполнить несложное задание. Я предлагаю вам предложения, но они не закончены. Ваша задача - вспомнить картины и все то, что мы о них узнали, и вставить подходящие слова.

Правильнее говорить «Художники … картины», а не «рисуют».

Картины, на которых изображена природа, называются … .

Весенняя картина Алексея Кондратьевича Саврасова называется ….

Картина «Весна. Большая вода» принадлежит кисти художника Исака Ильича …. Он был учеником А.К.Саврасова.

К чему призывают живописцы, которые пишут картины родной природы?

Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Да весна и сама художник! Посмотрите за окно, убедитесь в этом!

Молодцы, ребята! Мне понравилось наше занятие. Поработали вы сегодня на славу. Внимательно слушали, отвечали на вопросы и справились с заданиями! А вам понравилось путешествие в художественные уголки природы?

Е. Г. Чернова, МКОУ "Поселковая СОШ", п. Октябрьский, Поворинский район, Воронежская область

Тема марафона «Картины русских художников о весне» немного пересеклась с темой МД Класса вк «Арт-проект Великие художники», поэтому на этой неделе мы творили не только по картинам русских художников, и не только по картинам о весне.

Как работали с картинами. Смотрели и обсуждали, что нарисовано, вернее я рассказывала. Потом когда рисовали сами, всё время напоминала о картине, например «помнишь, мы цветочки смотрели, и у нас цветочки», и картина всегда была в поле зрения на экране.

Вообще, неделя получилась экспериментальная в плане способов рисования.

1. Цветущие вишни. Борисов-Мусатов.

Тут просто цветные карандаши, Женя рисовала самостоятельно, потом показывала мне где листочки, а где цветочки.

2. Сирень. Врубель.

Рисовали гуашью. Использовали упаковочную пупырчатую плёнку.

3. Левитан. Ветка цветущей яблони.

Акварель. Вообще, очень тяжело рисовать с Женей акварелью, уже не один набор испорчен, так как пытается сразу рисовать всеми красками, оттого всё коричневое.) На этот раз какой-то прогресс случился, рисовала довольно аккуратно, хотя приходилось следить и показывать «видишь, краска испачкалась, ай-ай-ай, краске это не нравится», действовало.))

4. Цветущие яблони. Репин.

Аппликакция. Женя клеила облака и цветы на дереве (кусочки от какой-то упаковки, типа поролона).

5. Весна в лесу. Шишкин.

На тёмный картон (обложка от цветной бумаги) приклеивали бумажный скотч, потом красили белой гуашью, и после высыхания скотч отклеивали. Самое интересное было отклеивать.)) Идея от МД Класса.

6. Ван Гог. Подсолнухи.

Аппликация. Лепестки делали из гофрированной бумаги (предварительно совместно рвали бумагу на кусочки, очень занимательный процесс).

7. Звёздная ночь. Ван Гог.

Рисовали на фольге гуашью, потом приложили бумагу и сделали отпечаток.

8. Натюрморт с персиками. Поль Гоген.

Рисовали макаронами и морковкой. Один край макарон немного отварили, чтобы помягче были. В процессе рисования макароны из-за этого крошились, поэтому частично картина стала съедобной.))

9. Букет пионов. Поль Гоген.

Аппликация. Пионы делали из скомканных салфеток.

10. Гренладский берег. Кент Донегал.

Рисовали мыльными пузырями. Разводили в стаканчике с водой детское жидкое мыло + пищевой краситель. Из трубочки дули в этот мыльный раствор, после того, как пена поднималась, прикладывали лист бумаги. Жене очень понравился процесс создания пены, дула в трубочку с большим энтузиазмом.

11. Туманное утро над Сеной, восход солнца. Клод Моне.

Рисовали цветным льдом. Лёд красила акварелью. Сама акварель очень красивая, перламутровая. Лёд тоже получился красивый, но вот рисунок. Из всей картины получился только туман, красивый такой, серебристый.

12. Водяные лилии. Клод Моне.

Аппликация. Все листья и цветы Женя клеила самостоятельно, я только немного контролировала, чтобы детали не были друг на дружке.

13. Рыбалка на Антибах. Пабло Пикассо.

Рисовали гуашью, вместе кисточки использовали губку для мытья посуды.

14. Утро в сосновом бору. Шишкин И.И.

Гуашь, акварель и наклейки. Получились вот такие интернациональные мишки и ёжики.))

Уффф… сама не ожидала, что получится так много.) Интересная неделя получилась.

Цели : ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕСЕДА «ВЕСНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции – Ф. Васильев «Оттепель», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», С. В. Герасимов «Лед прошел»,

Литературный ряд: стихотворения о весне.

Музыкальный ряд: пьеса П. И. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок – мы не будем рисовать. Сегодня мы с вами совершим прогулку, но гулять будем не в настоящем лесу, а в нарисованном.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. О чем мы будем сегодня беседовать, вы узнаете из загадки. Слушайте внимательно.

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы пропели: «Вить гнезда пора».

Так когда это все происходит?

Верно, весной. Весна наступила повсюду. И даже к нам на урок заглянула весна.

В класс входит девочка в образе весны, на голове у нее шляпа из цветов.

IV. Вводная беседа.

Девочка-весна. Я несу на своих крыльях весну. Дарю людям тепло, радость. Вот и до вас добралась. Дел у меня невпроворот:

Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава,

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

Точно к сроку, но не наспех

Выбрать музыку для птиц.

И поднять лентяев на смех,

Нахватавших единиц.

На зеленой ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,

Обойти луга с гребенкой,

Птиц вернуть издалека.

Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра

И тепло в лесные норки

Принести давно пора.

Поворачивается к доске и, показывая на репродукции, продолжает говорить.

Вижу, что вы тоже подготовились к встрече весны. Здесь я угадываю свои приметы. Немного отдохну, а вы расскажете о том, где это вы взяли такие красивые картины обо мне.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Весна опускается на землю густыми туманами, редкими дождиками, обдувает застывшую землю теплыми, вкусно пахнущими ветрами. Она бойко капает капелью с карнизов и крыш домов, скачет с воробьями по высохшей мостовой и чертит классики вместе со смешными девчонками-первоклассницами, что только выбежали из школы и, не заходя домой, приткнули портфельчики к стене и занялись своим делом с самым серьезным и важным видом. Улыбаются прохожие, и настроение у них такое, будто сейчас впрыгнут они в эти классики и тоже будут одной ногой гонять по квадратам черный пятачок банки из-под гуталина.

Весна, весна кругом живет и дышит,

Весна, весна шумит со всех сторон!

Взлетел петух на самый гребень крыши,

Да так поет, что слышит весь район.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

И легкий пар клубится у реки,

И шумно солнцу радуются дети,

И думают о жизни старики.

На доске заранее подготовлена выставка репродукций картин русских художников.

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту родной природы особенно чувствуют художники. Среди них такие известные творцы прекрасного, как И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, С. В. Герасимов.

Посмотрите на картину Сергея Васильевича Герасимова «Лед прошел». На протяжении своей долгой творческой жизни С. В. Герасимов (1885–1964) выступал как автор не только портретов, но и как проникновенный пейзажист. Художник был влюблен в русскую природу. Он горячо любил и умел правдиво передавать ее различные состояния, ее тонкую цветовую гармонию. В привычных мотивах среднерусской природы он всегда умел подметить и подчеркнуть ее неброскую красоту, ее милую задушевность. Поэтому созданные Герасимовым лирические пейзажи легко находят путь к сердцу каждого человека. Пейзажи художника поражают великолепной передачей различных состояний природы. Простота и лиризм свойственны многочисленным пейзажам Герасимова, исполненным им в разные периоды творчества. Излюбленной темой художника была ранняя весна, образ пробуждающейся природы. Этому посвящена и картина «Лед прошел».

Перед вами репродукция картины «Лед прошел». В картине изображен типичный среднерусский пейзаж: купы берез на высоком берегу реки, холмистые дали, темный бор у горизонта. Особые, неповторимые дни ранней весны: полосы еще не растаявшего снега, рядом – обнажившаяся, бурая от прошлогодней травы земля, нежные, чуть краснеющие ветки молодой поросли, клочковатые тучи и сквозь них – редкие проблески синего неба. Ветреный, холодный серый день, и все же ощущается близость весны.

Художник изобразил начало весны, когда с полей еще не бегут говорливые ручьи, не слышно гомона птиц. Природа еще не проснулась, но чувствуется, что солнечные лучи уже согревают землю, деревья и воздух. Снег потерял свою белизну и осел.

По каким признакам можно судить о начале весны в картине?

Что вам больше всего понравилось в картине?

Ребята, а что происходит в природе потом?

Давайте спросим это у девочки-весны.

Девочка-весна. Какие же вы невнимательные! В природе начинается оттепель.

Учитель. А ведь у художника Ф. А. Васильева есть такая картина – «Оттепель» .

Что вы думаете о погоде того дня, который изобразил художник?

Какие цвета преобладают в картине?

На этой картине художник изобразил весну, вступающую в свои права. Мрачным и строгим выглядит заиндевелый лес. Мы видим дорогу, «разбухшую от подтаявшего снега». На дальние поля легли синие тени. Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги одинокая крестьянская изба. Лучики солнца, пробивающиеся сквозь тучи, как бы говорят о том, что природа просыпается. Сочетание коричневых, серых, желтоватых тонов усиливает впечатление грусти. Введенная в пейзаж фигура путника с ребенком, с трудом пробирающегося по разъезженной талой дороге с разлившимся посередине ручьем, еще больше усиливает гнетущее чувство безнадежности.

По народному поверью, в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки грачи к своим родным гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречают люди.

Вы, наверное, уже догадались, о какой картине у нас пойдет речь?

Верно, рассмотрим картину Алексея Кондратьевича Саврасова
(1830–1897) «Грачи прилетели» . Она вам уже знакома со второго класса. Художник изобразил мотив весенней пробуждающейся природы, с тающим снегом и первым весенним дыханием. В изображении лирического восприятия родной природы художник показал внутреннюю красоту невзрачного по своему внешнему облику пейзажа. Снег еще холодный, зимний, а рядом талая вода. На картине мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянными домами и баньками на задах дворов. Березки еще не распустились, их ветки словно качаются в воздухе. Небо с легкими облаками – это уже весеннее дыхание. А вокруг уже неугомонные первые вестники весны – грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о весне.

Какие чувства вызвала у вас эта картина?

Слышите, как перекликаются птицы в вышине, как звенит капель?!

Как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы?!

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года».

В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка.

И. И. Левитан «Первая зелень». Эту работу мастер написал непосредственно с натуры. На картине мы видим пронизанную солнцем молодую, светлую листву. Она особенно красивая и прозрачная на фоне темного сарая. Весь сюжет – весенняя листва, серо-коричневый плетень, песчаная дорожка впереди. Этюд поражает своей свежестью и чистотой поэтического чувства. Весной день прибавился, а время несется скорым поездом. Едва пригрело солнце, как на земле появились черные прорехи проталинок. Едва с крыш с шумом скатился последний рыхлый снег, как прорезались бурые листочки первой травы; едва пролетела первая бабочка, и вот уже весна приспела к окраинам своих владений – к первой грозе, радостному крику помолодевшего неба, опьяненного горячим дыханием солнца и запахом распустившихся тополей. Гроза эта совсем не страшна, наоборот, приятна человеку и природе:

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам…

Ф. И. Тютчев

Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну!

Ну что, Девочка-весна, ты довольна?

Как видишь, мы с ребятами тоже встречаем приход весны. С нетерпением ждем тебя. Радуемся теплым денькам.

Девочка-весна. Мне пора! Но на прощание я хочу вам сказать такую весеннюю примету. После прилета птиц – грачей, весна изо дня в день набирает силу. Ширятся проталины, выше и ярче светит солнце. Пробуждается природа. Прощайте, ребята!

VI. Итог урока.

Обобщение изученного материала.

С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?

Кто запомнил названия картин Сергея Герасимова и Федора Васильева?

Мы с вами встретили весну. Поговорили о том, как художники воспевали весну в своих картинах. И в заключение я бы хотела прочитать вам стихотворение.


Комплексное занятие

на тему: «Весна идет».

Подготовительная к школе группа

воспитатель «Детский сад «Золотой ключик»

г. Югорск

Цель: закреплять у детей знания о весне, марте; развивать у детей способность радоваться пробуждению природы.

Задачи:

Образовательные

1. Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко ласкает.

Кто это время года знает?

Дети (хором). Это весна!

Воспитатель. Правильно, это весна. Сегодня мы с вами будем говорить о ранней весне. Вы расскажите мне все, что знаете об этом периоде весны.

2. Составление предложений о весне по картинкам .

3. Воспитатель. И мы сейчас вспомним приметы весны.

Перед вами на экране будет изображение примет весны, вам нужно рассказать о той примете весны, которая изображена на ней.

Каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

1. Весной солнце светит ярко.

2. Весной появляются первые цветы.

3. Весной с юга прилетают птицы.

4. Весной появляются первые проталины.

5. Весной тает снег.

6. Весной свисают сосульки.

7. Весной люди надевают легкую одежду. (Молодцы)

4. Беседа

Воспитатель. Ребята, назовите первый весенний месяц весны? (Март)

Воспитатель. Как называют март в народе? Почему?

1-й ребенок. (Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром да», «солнечником»). Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим – синим. В лесу на сугробах лежа голубые тени от деревьев.

2-ребенок. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель. Поэтому другое название марта «капельник».

Воспитатель. Что вы еще можете рассказать о марте.

Дети . Март – месяц переменчивый, то снегом сеет, то солнцем греет. В марте еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. Случается, после метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры и начинается оттепель.

Воспитатель. Молодцы! Давайте споем.

(Звучит аудиозапись песни «Весенние веснушки ». Татьяна Бокова «Времена года. Весна». Дети подпевают).

5. Прослушивание в аудиозаписи «Времена года. Март. Песня жаворонка».

(Воспитатель предлагает посмотреть на экран, где изображен портрет Чайковского).

Воспитатель. Ребята, послушайте внимательно музыку великого русского композитора Чайковского, музыку первого весеннего месяца «Март. Песня жаворонка». Расскажите о том каким стало ваше настроение, когда вы услышали пьесу Чайковского «Март. Песня жаворонка».

Дети (рассказывают о своем настроении). Музыка нежная и звонкая. Очень похожая на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песнь светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное солнце, тепло лучей, которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый. Молодцы!

6. Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана.

(Воспитатель предлагает посмотреть на экран, где изображен портрет данного художника).

Воспитатель . У русского художника ест картина, которая тоже называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения и музыкальная пьеса и картина художника.

Что изобразил художник на картине, которую он назвал «Март». Постарайтесь описать деревья, землю, небо.

Дети . Художник нарисовал звонкую холодноватость мартовского утра; морозно, и снег лежит повсюду, но он уже тает, потому что пригревает солнце, деревья еще не проснулись от зимнего сна, но скоро оживут после долгой зимы. Мы видим на картине лошадь, деревянный дом на крыше, которого еще виден снег. Небо чистое, ясное, голубое, по-весеннему радостное и яркие солнечные лучи согревают все вокруг. Вся природа ждет настоящей весны. Молодцы!

Воспитатель. Какие тона преобладают на картине?

Дети . Картина написана в серых, белых, голубых тонах.

Воспитатель. Внимательно посмотрите, какими красками художник изобразил мартовский снег. Какой снег в марте? Как вы об этом узнали?

Дети. Художник изобразил мартовский снег белым, серым, талым, тяжелым, рыхлым, мокрым, потому что уже греют солнечные лучи и погода тихая, морозная, солнечная.

Воспитатель. Молодцы! Вспомните, каким был снег морозной январской порой.

Дети. Сверкающий, искристый, блестящий, серебристый, хрустящий, холодный.

Воспитатель. Какой день изображен на картине? Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Дети. На картине изображен мартовский день. Настроение радостное. Нам приятно смотреть на эту картину. (В заключение рассматривания картины, рассказывание стихов русских поэтов о весне).

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурею живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Летают облака!

Е. Баратынский

Весна, весна! И все ей рады.

Как в забытьи стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах теплых крыш.

6. Игра с мячом

Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но перед ним ставьте нужную форму слова «весенний» (например: день – весенний день, погода – весенняя погода, солнце, настроение, проталины, месяц, лес, небо, цветы).

7. Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания

Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.

Есть у нас игра такая,

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление – приятно.

Педагог . Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки… Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох… (дети выполняют движения ).

Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими… (дети открывают глаза и выполняют движения).

Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встанем и потянемся… (дети потягиваются).

Опустите руки, сядьте. Молодцы!

8. Игра «Что перепутал художник?»

Педагог предлагает сесть перед экраном.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Художник, который рисовал эти картины – рассеянный. На них изображена весна. Только все ли правильно изобразил художник?

Дети (исправляют ошибки художника).

9. Окончание занятия

Воспитатель. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

Дети. 1. Говорили о приметах весны.

2. Беседовали о первом месяце – март.

3. Рассматривали картину Левитана «Весна. Март».

4. Играли с мячом.

5. Учились правильно дышать.

6. Схему слова.

7. Исправляли ошибки художника.

Воспитатель. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. И поэтому весна приготовила вам подарки (педагог раздает детям подарки ). А теперь наше занятие окончено. До свидания!

Нетрадиционная техника рисования «Ранняя весна» в старшей группе.


Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по рисованию на тему «Ранняя весна».
Цели: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, бегут ручьи, растет трава; возвращаются перелетные птицы);
Задачи:
1 развивающие:
развивать логическое мышление (учить детей внимательно рассматривать картины, анализировать их);
с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей интерес к изобразительной деятельности;
2 обучающие:
совершенствовать цветовосприятие (выбирать оттенки данной тематики - холодные, радостные).
познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией;
родолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
3 воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству.
Оборудование: репродукции картин, альбомный лист, краски, кисти, губка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, что бы наше занятие прошло успешно, нам нужно «позвать» хорошее настроение. Из окошка нам улыбается солнышко, давайте мы тоже ему улыбнемся и улыбнемся друг другу. Молодцы! Мы начинаем занятие по изобразительной деятельности, а тему вы мне назовете, когда отгадаете загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
день прибывает, когда это бывает? (Весной)
Воспитатель: Правильно! Мы с вами будем рисовать «Раннюю весну». Мы ее нарисуем в специальной нетрадиционной технике рисования - монотипия пейзажная.
Чтобы правильно ее нарисовать нам нужно побеседовать: узнать, вспомнить признаки наступления весны.
(Показ репродукций картин знаменитых художников)

А. Саврасов «Грачи Прилетели»
Воспитатель: Это полотно А. Саврасова «Грачи прилетели». Что вы видите на нем?
Воспитатель: Дети, расскажите какие цвета использовали художники на этих картинах. Какое настроение появляется при рассматривании этих произведений искусств?


Ранняя весна (Куинджи)
Воспитатель: Ребята, это картина художника Куинджи «Ранняя весна». Что на ней изображено? Какие краски использовал художник? Почему назвал ее «Ранняя весна»?


Воспитатель: эта картина написана Левитаном, называется «Весна. Большая вода». Опишите ее.
Каких красок на картине художника больше? Всмотритесь в талую воду на картине, что можно там увидеть? Какое небо? (голубое) почему? Да правильно, это весна, на небе больше стало солнце, поэтому небо голубое-голубое, как будто солнце освещает небо и плывут легкие облака.
Воспитатель: Как вы уже знаете мы будем рисовать раннюю весну по типу монотипия пейзажная.
Монотипия - техника свободы и Божественного вмешательства!
Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. «типос;» - отпечаток, оттиск, касание, образ...) - вид печатной графики.
Воспитатель: Возьмите альбомный лист и положите его вертикально. Согните его пополам.


Воспитатель: Мы будем рисовать на верхней половине альбомного листа, а нижняя часть будет отражением вашего рисунка. Для этого мы будем использовать краски, кисти.
Воспитатель: рисуем небо, деревья, таящий снег, проталины, грачей и т.д. Рисуйте в свободной форме, как вы представляете наступление весны.
Пока вы рисуете я прочту вам «Весенную сказку» Д. Н. Садовникова, для подсказки какие элементы пейзажа и признаки весны можно нарисовать.
Дети, весна на дворе!
Льдинка на мерзлом окне
Сказку о милой весне
Утром напомнила мне.
В царстве суровой Зимы
Нет суеты никакой,
Только жестокий Мороз
Ходит повсюду с клюкой.
(Во время чтения сказки воспитатель добавляет штрихи на рисунках детей, чтобы получилось более выразительно).


Смотрит, надежен ли лед,
Плотен ли выпавший снег,
Сыты ли волки в лесу,
Жив ли в избе дровосек.
Все от Мороза ушли,
Все, кому жизнь дорога,
Только деревья стоят:
Их придавили снега…
Некуда лесу уйти:
В землю корнями он врос…
Ходит вокруг и стучит
Палкою белый Мороз.


Звонко сбегают ручьи,
Шумно проносится лед:
Там, где проходит Весна
В блеске своей красоты,
Рядятся в зелень луга
И выбегают цветы.
Листьями кроется лес,
Все в нем растет и поет…
Возле веселой Весны
Пестрый сплелся хоровод.
«Милая, спой, расскажи,
Что ты видала во сне?» -
Резвые дети кричат,
Шумно сбегаясь к Весне.
Слышал Мороз про Весну,
Думает: «Дай погляжу,
Сам на людей посмотрю,
Людям себя покажу.
Чем я Весне не жених?
(Мысли приходят ему).


А не захочет, тогда
Силою в жены возьму!
Стар я, да что за беда,
Все же в округе я – царь.
Сплошь мне по этим местам
Вся повинуется тварь…»
В путь собрался и пошел,
Бросив подругу Метель,
Ту, что холодной Зиме
Снежную стелет постель.
Всеми любимой Весне
Вести приносит гонец,
Пестрый товарищ людей -
Наш домовитый скворец.
Утром я видел Мороз…
Всем нам большая беда:
Он осердился опять,
Хочет вернуть холода.


Видел я сам: на полях
Стало бело-пребело,
Видел на тихой воде
Льда голубое стекло.
Сам он с большой бородой,
Белый и строгий на вид…
Мы не пускаем, а он:
«Сватать иду!» - говорит.
Душно Морозу идти…
Скоро ли кончится путь?
Думает он, где бы прилечь,
Где бы ему отдохнуть.
Видит - глубокий овраг,
В нем затаился лесок…
Как до березы дошел,
Возле свернулся и лег.
Много ли, мало ли он
В этом овраге проспал,
Только очнулся когда -
Стал удивительно мал.
В лес побежали гурьбой
Дети черемуху рвать…
Вот так ледышка лежит -
Взяли Весне показать.
Дети! Вы были в лесу?
Вам не попался Мороз?
Только сосульку нашли!
Вот он! В кармане принес!
Слыша такие слова,
Все засмеялись вокруг:
Птицы, цветы и ручьи,
Озеро, роща и луг.
Так что, царица сама
Нахохоталась до слез…
Сильно ее насмешил
Дедушка белый Мороз!


Воспитатель: Возьмете губку для смачивания листа чистой водой, и промочите нижнюю половину листа. Ну что, не терпится увидеть, что получится в итоге?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы